Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Духовник белгородского сестричества милосердия напомнил, что для милосердия не бывает плохих и хороших времён

https://sun1-26.userapi.com/ms9Ao-rVeieGR1mJLx4VREc_gIIzTL0h3BBVYg/hea5FlG1F5Y.jpgПресс-служба Марфо-Мариинского сестричества милосердия города Белгорода опубликовала статью духовника сестричества протоиерея Сергия Клюйко «Милосердие в условиях кризиса».

Отец Сергий подчёркивает в статье, написанной в 2016 году для журнала «Добродетель»: «Для милосердия не бывает плохих и хороших времён. Нельзя сказать, что когда-то очень сложно быть милосердным. Или же легко: когда, например, денег много, есть из чего жертвовать.

Милосердие – это качество души, которое можно и приобретать, и реализовывать в любые времена. И в хорошие, и в плохие.

Сейчас появилось достаточно много состоятельных людей, и одни из них расположены к помощи нуждающимся, а другие зациклены на собирательстве денег. Некто сказал, что богатство оправдывается милосердием. То есть оправдать то, что ты богат, можно тем, что ты это богатство тратишь не только на себя. Богатство – это как воздух. Человек устроен так, что он вдыхает, потом выдыхает, при этом какой-то небольшой процент воздуха остаётся ему для жизнедеятельности. Если же только вдыхать и не выдыхать, то можно лопнуть. Так и богатый: приобретая богатство, должен что-то оставлять себе, но большую часть – отдавать. Вот тогда богатство будет оправдано.

Говорят, люди стали эгоистичные. Это не совсем так. Сострадание в людях присутствует в любое время. Просто зачастую возникает оно из сентиментальности. Не из духовности, не из сопереживания, а из того, что, видя страдания других людей, человек представляет, что и он может так же страдать, и ему это неприятно.

Иной может плакать над чужим горем, но при этом пальцем не пошевелить, чтоб что-то сделать, чем-то помочь. Так вот, сострадательных людей – с примесями сентиментальности или без примесей – сейчас достаточно много: они переживают, слыша о чьих-то проблемах, несчастьях, узнавая, из тех же телепередач, о каких-то горестных событиях.

Хотя телевидение, вообще-то, нас отучает сочувствовать: столько выливают на нас этих кошмаров, что постепенно привыкаешь и черствеешь. Тем не менее люди сострадательны.

Но есть сострадание, а есть соучастие. И бывают такие моменты, когда сострадания мало, должно быть соучастие.

А уж стремление к соучастию – оно уже зависит от особого воспитания. Милосердными ведь не рождаются. Могут быть задатки, генетическая предрасположенность к доброте. Но если их не развить, доброты не будет в человеке. В маленьких детях очень много и зависти, и ревности, и эгоизма. Вообще, все дети эгоистичны. Ребёнок не думает – что там с папой, с мамой, он только требует: дай, дай, дай… А думать и заботиться о других людях его надо приучить в процессе воспитания, который должен продолжаться всю жизнь».

Отец Сергий пишет: «И вот – говорят – кризис. Да, нынешние времена тяжелы в том смысле, что люди мало обращают внимания на воспитание в детях этого качества – милосердия. Потому что отодвинуты на второй план христианские ценности, которые раньше присутствовали в обществе.

Образ жизни в старые времена побуждал к воспитанию в детях христианских добродетелей. Главным героем, главным идеалом был Христос, который сказал: «...будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд», задав определённый алгоритм жизни. Не сказал: будьте такими постниками, как Я. Или будьте такими сильными, как Я. Смелыми. Или молитвенными. Но – милосердными. Потому что Отец Небесный любит каждого человека. Любит всех людей. И мы, когда обращаемся к Богу, говорим: «Господи, помилуй!». Это значит – дай мне что-то, утешь, близкие, не потому, что они вам что-то сделали, а наоборот – помогайте всем людям, и приятным, и неприятным. Так же, как Господь помогает: любите врагов ваших, благотворите даже ненавидящим вас.

У нас часто бывает, что мы до какого-то предела доходим, где мы можем помочь, а дальше говорим – стоп: вот этой категории – этим тунеядцам, бомжам, пьяницам, зэкам, этим распущенным людям – я помогать не буду, они это своё положение заслужили. Но если посмотреть, то мы все перед Богом грешные и тоже много чего плохого заработали. Но вместо плохого нам Господь даёт хорошее. Помогает по жизни, поддерживает, и мы видим, что эта планета ещё не сгорела – только милостью Божьей».

Отец Сергий уверен, что «Милосердие – такое качество души, сродни любви, потому что без любви быть милосердным невозможно.

Как говорил святитель Николай Японский: прежде чем проповедовать, ты должен полюбить этих людей, ты должен сделать так, чтобы они полюбили тебя, и только тогда проповедуй им Христа.

Мы зачастую, пытаясь воздействовать на других людей, изменить их не только в плане приобщения к христианской вере, но и в плане своих представлений – какими они должны стать, делаем это без любви. Просто хотим добиться, чтоб человек был для меня удобен, чтобы мне было с ним легко. Объясняем ему, как он должен жить, заставляем. Но ни мы его не любим, ни он нас. И поэтому результат бывает очень слабый.

А что делать, если нет любви в душе? Я не люблю этих людей, и им меня любить не за что, они не чувствуют ко мне никакой симпатии – как донести до них что-то полезное? Святые отцы советуют: если ты не испытываешь состояния любви, милосердия, то делай хоть какие-то небольшие дела любви и сами эти дела, привлекая милость Божию, привлекут и любовь к твоему сердцу, и научат тебя любить.

То есть надо себя к каким-то добрым делам понуждать, тогда и сама любовь появится. Ещё они советовали: если тебе неприятен какой-то человек, то ты молись за него усердно, потому что молитва – это тоже милостыня. Духовная милостыня. Ты не можешь ненавидеть того, за кого молишься. Наоборот – у тебя к нему со временем появится сочувствие, жалость, какая-то симпатия, забота и доброта. Доброта – это синоним слова «милосердие». И мы должны проявлять эту доброту постоянно. Как один святой сказал, мы должны каждый день делать какое-то доброе дело. Обязательно. Понуждать себя».

– А какие ж добрые дела мы можем делать?» - задаётся вопросом священник. – Допустим, когда реально нет денег, ограничен в других возможностях – болеешь, лежишь дома, не можешь никуда пойти… Как быть? Преподобный авва Дорофей говорит: «Как душа драгоценнее тела, так милость, оказанная душе, больше милости, оказанной телу».

Отец Сергий отмечает, что «То, что относится к телу, всем хорошо понятно: жаждущего напоить, голодного накормить, раздетого одеть, странника в дом принять, успокоить его, чтоб он отдохнул, посетить больного, посетить человека в темнице… Но есть ещё милосердие, относящееся к душе. Та же молитва. Мы можем молиться за разных людей, сочувствуя, сопереживая, сострадая их бедам. Мы можем делать очень великое дело милосердия, приводя людей ко Христу. Отвращая их от грехов и направляя на правильный путь. Обративший грешника от злого пути, говорит апостол, спасёт его душу, покроет множество грехов своих.

Так вот спасение души – это великое дело милосердия: вразумить заблудшего, утешить печального, подкрепить человека, у которого руки опускаются, направить на путь молитвы, на путь труда духовного, подбодрить. И вот если взять во всей полноте и составить перечень добрых дел, он получится очень длинный, и каждый человек может что-то выбрать для себя по своим возможностям, устремлениям.

Допустим, я не могу дать денег, но могу позвонить по телефону, связаться по интернету, поговорить с человеком, как-то посочувствовать, выслушать его, может, дать какой-то совет, может, связать его с кем-то, кто в силах ему помочь, в интернете клич кинуть: мол, такой-то нуждается, и для конкретного человека найти конкретного благодетеля. Это большое дело – соединять тех, кто нуждается в помощи, и тех, кто хочет помогать. И тех и тех достаточно много, им просто нужно узнать друг о друге, их должен кто-то познакомить. И это может сделать любой. Но если у тебя и интернета нет, то в любом случае ты можешь помолиться.

Сказано в Писании: милостыня от смерти спасает. Умирает ведь у человека не только тело, но и душа. А дела милосердия – они в личном твоём измерении делают тебя живым. Оживляют твою душу, твою духовность и твою способность приобщаться к жизни вечной. Потому что приобщение – это процесс не умозрительный, а практический. И через наши добрые дела мы имеем возможность приобщаться к вечной жизни. Потому так важно для христианина причастие, что в причастии мы соединяемся с Богом. И о добрых делах нужно не только говорить, но и свою душу с этими добрыми делами соединять, быть причастниками добрых дел. Это очень важно для того, чтобы стать и соучастниками, причастниками жизни вечной. Со Христом. Для этого нужно особое качество души.

«Не всякий говорящий Мне «Господи! Господи!» войдёт в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».

Отец Сергий не сомневается в том, что «Примеров доброделания, на которых мы можем поучиться, очень много не только среди святых, но и среди простых верующих.

В сталинские времена были люди, которые в своих маленьких, даже коммунальных, квартирах принимали людей, освободившихся из ссылок, священников, монахов, зная, что за это их тоже могут посадить. Они принимали их у себя дома, кормили, поили, давали какие-то небольшие средства, чтобы человек мог чуть-чуть отдохнуть и пойти дальше устраиваться в этой жизни. Несмотря на то что сами эти люди были в тяжёлом состоянии.

Но бывали, правда, и другие. Как в одном старом фильме… к небедным людям приезжает родственник из деревни. У нас места нет, говорит хозяйка мужу: там твой кабинет, тут столовая, там спальня твоя, там моя, тут гостиная… А помнишь, говорит муж, как во время войны они принимали нас у себя, сколько нас помещалось у них в деревенском домике… Вот тогда ты была добрее. А ведь действительно, в тяжёлые времена люди бывают значительно добрее, понимая, что надо как-то выживать, что не помогая друг другу – не выживешь. А вот когда начинается сытая спокойная жизнь, нам в эту жизнь зачастую никого не хочется впускать, чтоб не нарушать комфорт, своё благополучие. И получается в результате, что вот эта благополучность, состоятельность на самом деле и не благополучность и не состоятельность. Человек не состоялся. Как человек. Как христианин. Потому-то всё полученное в дар – какие-то богатства, средства – он использует только для себя.

Ещё бывает, человек хочет поделиться с другими деньгами, добытыми нечестным путём. Такая благотворительность не угодна Богу. Ведь подобное милосердие есть в тех же воровских сообществах. Есть «общак» из награбленных денег, из которого помогают своим освободившимся из тюрем стать на ноги, перебиться. Украл, обманул, кинул кого-то в бизнесе, а потом жертвует на дела милосердия – это отмазка, это не приносит пользы, не оправдывает богатство, неправедно нажитое. Лучше заработать небольшую копеечку и пожертвовать её, нежели большие деньги, неправедно нажитые.

Ещё бывает, обращаешься к небедному человеку за помощью, а он говорит: да, конечно, мы согласны помочь, но вот в этом квартале у нас средств немного… может, в следующем квартале или в течение года… И чаще всего такие люди обещаний не выполняют. Ну ты помоги хотя бы тем, что у тебя сейчас есть. У тебя есть сейчас в кармане пять тысяч рублей – пожертвуй. Начни с этого. И Господь тебе даст возможность потом большую благотворительность оказывать. А когда ждёшь больших денег и лучших времён, потом глядишь, другие трудности, потом забыл, потом желание пропало, потом…

Благотворительность нужно оказывать тогда, когда кто-то в этом нуждается. Не ждать, когда разбогатеешь, а помогать из того, что у тебя есть. Появится больше – пожертвуешь больше. Будет много – можешь вообще построить какую-нибудь богадельню, хоспис… но начни с самого простого».

Отец Сергий заявляет: «Нет для милосердия хороших и плохих времён. Добрые дела всегда делать тяжело, потому что надо преодолевать своё нежелание, свою лень, свою скупость, свою нелюбовь. Но всегда их делать и легко, потому что широк выбор. Подумай – что ты можешь сделать. Помолиться за кого-то. Слово доброе сказать, навестить, подставить плечо в нужный момент. Было бы только желание, нацеленность души на добрые дела».

Оставить комментарий

Наверх