Клирик Александро-Невского кафедрального собора протодиакон Сергий Епифанцев ответил на вопросы православных
Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье» продолжает публикацию материалов в рубрике «Что посоветуете, батюшка?», в этот раз на вопросы отвечает клирик Александро-Невского кафедрального собора протодиакон Сергий Епифанцев.
– Борюсь со страстью гнева. Иногда получается сдержаться, иногда нет. Паисий Святогорец писал, что молчание и смирение побеждают гнев. Другие святые отцы пишут, что смирение обретается молчанием. Но как же обрести молчание? Не могу сдерживать язык свой.
– Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина – молчание помыслов при тонком смущении души; а конец – непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров». Так что первый шаг в борьбе с гневом – заставить себя закрыть рот, даже если внутри все кипит. Ну а то, что это не всегда получается – нормально. Иначе какая же это борьба? Кайтесь на исповеди и не ослабевайте. Со временем вам все чаще будет удаваться сдерживаться словесно. А затем вы и внутренне станете спокойнее. При нападении гнева молитесь, хотя бы и кратко, в уме: «Господи, помоги!» И Он непременно поможет и даст силы совладать с грехом.
– Как полностью довериться Христу в вопросах личной жизни (семьи, брака)? Действительно ли надо обсуждать все треволнения и перемены в семье со своим духовником?
– Доверие Христу и доверие духовнику – это разные понятия. Христу вы доверились в тот момент, когда решились быть христианином. Потрудитесь понять, чего Он ждет от вас, каков Его замысел о вас. Тогда вы сумеете довериться Ему. Как это сделать? Читать ежедневно Священное Писание, вести христианскую жизнь. Задавайте себе вопросы: что я могу сделать сегодня, чтобы стать лучше? Что во мне оскорбляет Господа? От чего я должен избавиться?
Что же касается вопроса о духовнике, тут все иначе. Что рассказывать, а что не рассказывать священнику, решаете вы сами. Если приходите на Исповедь, грехи нужно называть все без утайки – здесь без вариантов. А вот рассказывать все проблемы своей семьи вы не обязаны. Хотите спросить совета – спросите. Не хотите – дело ваше.
– Как относиться к гипнозу православному человеку? Это нечто сродни магии или все-таки это просто психологическая практика? Можно ли прибегать к его использованию для лечения психологических и психических недугов, например, для борьбы с алкоголизмом и курением?
– Насколько мне известно, в России гипнозом называют очень разные вещи: от психотерапевтических техник до оккультно-эзотерических практик. Я бы не рекомендовал вам обращаться к человеку, который называет себя «гипнотизер». Есть и медицинское определение этого явления, которое сильно отличается от обывательского. Специалист может знать и использовать десятки техник, некоторые из которых содержат элементы гипноза, но вы даже не будете об этом подозревать. Эриксоновский гипноз, например, выглядит как простая неторопливая беседа. Никаких маятников.
В общем, к психотерапевтам обращаться можно, но далеко не ко всем. И если есть зависимость от спиртного или курения – нужно обязательно каяться на Исповеди и просить Господа об исцелении от пагубной страсти.
– Еще не прошло года, как умерла моя бабушка. Я постоянно ее поминаю, заказываю панихиды, но она мне постоянно снится. Часто после таких снов я просыпаюсь с тревогой. Может, моя бабушка хочет мне что-то донести, а я никак не могу понять?
– Сны бывают трех видов: естественные (их большинство), по бесовскому искушению и по откровению Божию. Последние – крайне редко. Святые отцы говорят, что если человеку во сне будет откровение Божие, но он из осторожности не примет его, это не поставится ему во грех. В вашем случае, скорее всего, это естественные сны – вы тоскуете по любимому человеку, ушедшему в вечность.
Важно, чтобы вы не только заказывали панихиды и обедни об усопшей, но и сами участвовали в Евхаристии – причащались Тела и Крови Христовых. На Литургии священник произносит имена и вынимает частицы из просфор за живых и умерших. Прихожане храма в это время молятся вместе с ним.
– Если находишься в храме при чтении утренних и вечерних правил, нужно ли самостоятельно читать данные правила повторно утром и вечером?
– Если читаются именно утренние или вечерние молитвы, то не нужно. А вот что нужно, так это перестать воспринимать молитву как набор уставных схем и «вычитывание». Здорово, если у вас после богослужения останется желание помолиться дома. А какой будет форма этой молитвы – решать вам».
Вопросы присылайте на электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 282 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Митрополит Белгородский совершил вечерню с чином прощения в Спасо-Преображенском кафедральном соборе в Белгороде
- Митрополит Белгородский совершил Божественную литургию в Успенском соборе Марфо-Мариинского женского монастыря Белгорода
- Митрополит Белгородский проголосовал на выборах Президента России
- Вечернее богослужение в Прощеное воскресенье состоялось в Смоленском соборе в Белгороде
- Богослужение в Неделю сыропустную совершили в Смоленском соборе в Белгороде