Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Корочанский краеведческий музей напомнил о 205-летии выдающегося земляка – митрополита Макария (Булгакова)

http://kormuseum.ru/uploads/image/Afisha/aff7611f39db3c1a4838a97d2388b5a6.pngКорочанский историко-краеведческий музей в публикации, подготовленной сотрудниками музея, напомнил о 205-летии выдающегося земляка – митрополита Макария (Булгакова).

 

В сообщении музея говорится: «Митрополит Московский и Коломенский Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков), святитель, историк и богослов, всю свою жизнь отдал исследованию, изучению и написанию истории Русской Церкви. Результатом его многолетней исследовательской деятельности явилась многотомная «История Русской Церкви», которая принадлежит к числу наиболее полных исследований не только по русской церковной истории, но и по истории России. За этот труд митрополит Макарий был удостоен звания действительного члена Российской Императорской Академии наук.

Будущий архипастырь родился 19 сентября (1 октября) 1816 года в селе Сурково Новооскольского уезда Курской губернии, в многодетной семье бедного сельского священника. От роду был очень слабым. Семи лет Михаил лишился отца, мать осталась вдовой с шестью малолетними детьми, поэтому детские годы его проходили среди нужды, бедности. Но, несмотря на трудности, по инициативе матери, Михаил учился основам грамоты в доме своего крестного отца священника П. Никитского.

С 1825 года обучался в Корочанском Духовном училище, с 1827 года – в окружном уездном Духовном училище в Белгороде, при Курской Духовной семинарии. Болезненный ребенок не преуспевал в науках, учеба требовала от него огромного трудолюбия и усидчивости. «Кто мог подумать, – писал его биограф П. А. Смирнов, – что из этого жалкого, забитого, признанного безнадежным мальчика выйдет великий святитель, наставник многих поколений, направитель церковной жизни, доблестнейший слуга отечества, подвижник и покровитель просвещения».

Поворотным пунктом в развитии умственных способностей Михаила явился один исключительный случай, бывший с ним в годы учебы его в уездном училище. Нечаянно брошенный его товарищем камень рассек ему голову, произошло кровоизлияние. Чудом в процессе лечения неожиданно исчезла постоянно мучившая мальчика золотуха и произошло какое-то прояснение ума. Вскоре после этого Михаил стал одним из лучших воспитанников училища. В июле 1831 года он блестяще окончил училище и был переведен в Курскую Духовную семинарию, где и раскрылись выдающиеся дарования Михаила Булгакова. Юный семинарист отличался благородством, любознательностью, трудолюбием и благочестием. Он пользовался особым вниманием ректора семинарии архимандрита Елпидифора (Бенедиктова) и даже жил в его квартире. Другие преподаватели с интересом наблюдали за юношей и старались развить его незаурядные способности. Он приобрел такое расположение наставников, что они уважительно называли его по имени и отчеству, а не по фамилии, как обычно именовали учеников.

Семинарские сочинения Михаила Булгакова отличались оригинальностью мысли, строгой логикой, последовательностью изложения и живым, безукоризненно правильным литературным языком. Он окончил семинарский курс первым по списку и в августе 1837 года поступил в Киевскую Духовную академию. В академии студент Михаил Булгаков особенно проявил себя в сочинениях, отличался блестящим знанием русского и иностранных языков.

По окончании Киевской Духовной академии юноше предстоял выбор дальнейшего жизненного пути. В то время Михаил Булгаков писал об «искреннем и решительном желании принять иноческий облик» и в последующей своей жизни всегда обращался к неисчерпаемому духовному опыту и мудрости древних подвижников. 15 февраля 1841 года он был пострижен в монашество с именем Макарий, в честь священномученика Макария, митрополита Киевского; 25 марта 1841 года – рукоположен во иеродиакона, а 29 июня, после окончания выпускных экзаменов, – во иеромонаха. Он окончил курс со степенью магистра и был оставлен при академии на только что открывшейся кафедре русской церковной и гражданской истории.

«Воспитав молодого талантливого историка, Киевская Духовная академия получила возможность открыть кафедру церковной и гражданской истории, возглавить которую предстояло иеромонаху Макарию. До того времени историю, как церковную, так и гражданскую, в академии практически не изучали, и первому преподавателю пришлось готовить лекции совершенно самостоятельно», – отмечала Н. Ильичева.

В стенах Киевской Духовной академии были созданы «План христианской аскетики» и «История Киевской академии», за которую иеромонах Макарий был удостоен звания магистра.

В 1842 году иеромонах Макарий был назначен ректором Киевско-Подольских Духовных училищ, а летом того же года переведен в Санкт-Петербургскую Духовную академию и назначен помощником инспектора. В 1844 году, в двадцать восемь лет, иеромонах Макарий стал ординарным профессором Духовной академии и был возведен в сан архимандрита. В академии ему была поручена одна из важнейших кафедр – кафедра догматического богословия. В должности профессора и инспектора академии он прослужил семь лет, причем инспекторская деятельность архимандрита Макария имела столь же плодотворные результаты, как и профессорская его служба. Академическое начальство высоко ценило его труды и усердие и всегда содействовало продвижению его по службе.

Прочитанный им в академии курс лекций лег в основу первого самостоятельного, ставшего знаменитым труда «Введение в православное богословие» (1847), за который автору была присуждена ученая степень доктора богословия.

В 1848 году архимандрит Макарий начал создание полного свода «Православно-догматического богословия», и уже в 1849 году вышел первый его том, а в 1851 году – второй и третий тома. Одновременно неутомимый автор трудился в Комитете духовного ведомства по изданию духовно-нравственных книг для народа: житий святых, описаний святых мест и др.

Начиная с 1846 года стали издаваться труды архимандрита Макария, связанные с русской церковной наукой. Фактически он был зачинателем нового направления – систематического изложения истории Русской Церкви. 1847 год считается началом издания многотомного труда архимандрита Макария «История Русской Церкви».

20 декабря 1850 года архимандрит Макарий был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной академии. Через год после этого, 24 января 1851 года, было совершено наречение архимандрита Макария епископом Винницким, викарием Каменец-Подольской епархии, с оставлением в должности ректора и назначением настоятелем Шаргородского Свято-Николаевского монастыря, а 28 января – его архиерейская хиротония.

В мае 1851 года епископ Винницкий Макарий был переведен на Тамбовскую кафедру. Его стараниями в епархии улучшилась деятельность Духовных учебных заведений, широко развивалось миссионерство. У епископа Макария, человека доброго, отзывчивого, мягкого, оказалась железная воля, строгая самодисциплина, высокая ответственность за взятое на себя дело. Он терпеть не мог невежества, низкопоклонства и лести. Владыка Макарий был строг, но строгость его оценок была следствием высоких требований, предъявляемых историком-патриотом и православным богословом к соотечественникам, исповедующим истинную веру.

За это время епископ Макарий подготовил к печати ряд ценных историко-литературных работ, а главным итогом его творчества в этот период стали изданные в журнале «Христианское чтение» проповеди.

В 1854 году архипастырь получил Демидовскую премию и был удостоен звания ординарного академика Императорской Академии наук.

18 апреля 1859 года Преосвященный Макарий был назначен епископом Харьковским и Ахтырским. В мае Владыка Макарий покинул Тамбов.

Будучи на Харьковской кафедре, Владыка Макарий заботился о жизни простых сельских священников, духовно-просветительных учреждениях, о развитии миссионерской деятельности, а также о строгом соблюдении церковной дисциплины. Тогда же он создал новый духовно-литературный журнал «Духовный вестник», но главное, продолжал работу над «Историей Русской Церкви».

Митрополит Макарий на протяжении всей своей жизни следовал строгому распорядку дня, который нарушался только в экстраординарных случаях. Он всегда вставал в пять часов утра, час гулял в саду во всякую погоду, затем молился за ранней Литургией, с девяти до двенадцати часов принимал посетителей и занимался делами епархиального управления, далее купался, гулял в роще. С половины первого до половины четвертого читал книги духовного содержания, после чего следовали занятия, связанные с «Историей Русской Церкви». В шестом часу пил чай и снова занимался «Историей». В одиннадцать часов вечера после продолжительной молитвы отходил ко сну.

В начале 1867 года Высокопреосвященнейший Макарий обратился к обер-прокурору Святейшего Синода графу Д. А. Толстому с письмом такого содержания: «В 1841 году переходя со студенческой скамьи на кафедру бакалавра Киевской Духовной академии, я дал себе следующий обет: если Бог благословит мое намерение и труды, то все деньги, какие будут следовать за мои сочинения, хранить неприкосновенными, чтобы на проценты учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий... и присуждать их отнюдь не прежде, как со времени моей смерти». В том же году император Александр II утвердил главные положения для присуждения Макариевских премий.

10 декабря 1868 года Преосвященный Макарий был назначен архиепископом Литовским и Виленским. За время служения Высокопреосвященного Макария в Литве были построены, восстановлены и освящены 293 церкви, открыта Виленская Духовная семинария, отреставрированы кафедральный собор и большой храм Свято-Духова монастыря.

Владыка Макарий возглавлял работу двух значительных комитетов при Святейшем Синоде, инспектировал все четыре российские Духовные академии, участвовал в справе русского и славянского переводов текстов Священного Писания, участвовал от имени Русской Православной Церкви в разрешении греко-болгарской церковной распри, был одним из главных экспертов Святейшего Синода по делам раскола и сект. В те же годы вышли в свет VII, VIII и IX тома его «Истории Русской Церкви».

8 апреля 1879 года вышел Высочайший указ о назначении архиепископа Макария митрополитом Московским и Коломенским, Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и членом Святейшего Синода. Об этом событии ректор Московской Духовной академии С. К. Симонов писал: «Москва имеет нового митрополита и благодарит Бога и Государя за назначение такого великого, ученейшего святителя». Новому Московскому митрополиту пришлось очень трудно, положение в Московской епархии было непростым. Сурово наказывая виновных в нерадивости, Владыка обрушил на себя столь сильный град незаслуженных упреков, что последние годы его жизни современники нередко уподобляли мученичеству.

Но, несмотря на чрезвычайную напряженность работы в Московской митрополии, Владыка Макарий продолжал трудиться над своей «Историей Русской Церкви». В тот период были закончены еще три тома его капитального труда – X, XI и XII и начат XIII, который завершить ему уже не удалось. Многие труды, обязанности и невзгоды подкосили здоровье митрополита Макария. 9 (21) июня 1882 года в возрасте 65 лет он скончался.

Преосвященный Владыка сознавал, что не сможет полностью написать свою «Историю», хотя и стремился к этому. Со временем вышли в свет ее X и XI тома. Начало XII и начало XIII тома были опубликованы уже после кончины святителя, благодаря усилиям его брата протоиерея Александра, служившего в Казанском соборе в Петербурге. Было также издано около двухсот проповедей митрополита Макария.

Академик П. А. Плетнев говорил, что сочинения митрополита Макария будут служить образцом того, как надобно собирать исторические материалы, как приводить их к единству, как излагать историю в высоком ее значении. Но его оппонентами высказывались и возражения, одним из которых была односторонность исторической перспективы (только со стороны Церкви). Действительно, митрополит Макарий подчеркивал, что в русской истории развитие Церкви и государства идут параллельно и взаимоотношения Русской Церкви и русского государства напоминают отношение души к телу. В своей методологии он исходил из понимания этой особенности России.

Также митрополит Макарий был горячим патриотом своей родины, и тема любви к отчизне была одной из главных в его проповедях. «Чувство любви к Отечеству, высказанное некогда в таких сильных выражениях сынами Израиля, есть одно из самых естественных и священнейших чувствований человеческого сердца. Эту любовь внушает людям сама природа, эту любовь укрепляют незаметно нравы и обычаи каждой страны, ясно предписывают политические законы каждого государства. Но никогда не возвысятся до истинной любви к родине люди, не знающие христианства или живущие не по христианству и чуждые его духа. Одно, одно христианство, приготовляющее истинных граждан для Неба, может образовывать и истинных граждан для земли», – писал он».

Оставить комментарий

Наверх