Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Пленарное заседание XVII Международных Иоасафовских образовательных чтений «Великая победа: наследие и наследники» состоялось в Белгороде

http://beleparh.ru/images/gallery/3351/DSC_7573.jpg29 ноября в Белгороде прошло пленарное заседание XVII Международных Иоасафовских образовательных чтений «Великая победа: наследие и наследники», сообщила Пресс-служба Белгородской митрополии.

В Чтениях приняли участие представители администрации и Областной Думы Белгородской области, администраций муниципальных районов и городских округов, священнослужители, представители сферы культуры, молодежной политики, здравоохранения и социальной защиты населения области, представители научного и педагогического сообществ, казачества.

Как поясняется в сообщении, «Тема образовательных чтений определила основную задачу форума – активизация работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи, основанной на достоверной исторической базе через консолидацию усилий всех заинтересованных в этом процессе сторон.

Пленарному заседанию XVII Иоасафовских Чтений предшествовали обсуждения данной темы во всех епархиях митрополии. Только в Белгородской епархии обсуждение прошло во всех благочиниях и на 8 тематических площадках с участием около 2000 тысяч человек. На повестке стояли такие темы как:

«Духовные основы отечественного патриотизма»;

«Древние монашеские традиции в условиях современности»;

«Подвиг и подвижничество в годы Великой Отечественной войны»;

«Будем жить!»;

«Реальные Герои в лицах. Примеры, которые формируют образ современного защитника Отечества»;

«Диалектика исторической памяти и проблемы идентичности современной молодежи»;

«Практика взаимодействия Белгородского казачества с образовательными и молодежными организациями по патриотическому воспитанию на основе казачьих традиций»;

«И лишь над памятью не властно время».

Перед началом мероприятия было совершено молебное пение перед началом доброго дела.

Пленарное заседание приветственным словом открыл Глава Белгородской митрополии: «Российское общество сегодня наполнено различными дискуссиями о путях его развития, но, так или иначе, мы вспоминаем о традиционных ценностях и в том числе их месте в нашей жизни. Сегодня хотелось бы напомнить что же такое традиционные ценности?

Традиционные (от лат. traditio – передача, предание) – это духовное, социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в обществе в течение длительного времени. Традиции: а) образуют «коллективную память»; б) обеспечивают самотождественность общества и его развитие; в) исполняют охранительную функцию общества. И, наконец, на основании традиций каждое поколение выбирает не только будущее, но и сохраняет прошлое. Ценности – это то, что определяет смысл нашей жизни, отношение человека к миру. И это значимые для человека вещи: жизнь, смерть, любовь, ненависть, счастье и несчастье…

Для христианина традиционные ценности базируются на Заповедях Божиих. А сами Заповеди, или Закон, ап. Павел называет «детоводителем» (от греч. – педагог) ко Христу. В Греции был специальный человек, которому поручалось следить за поведением малолетних детей, водить их в школу и даже наказывать. В христианском понимании цель Закона – дать человеку знание о грехе и предостеречь от его последствий. Традиционные ценности (как и Закон) не только диагностируют грех, но и лечат его. Поэтому, когда общество лишь декларирует приверженность к традиционным ценностям, но сердца людей далеко отстоят от Христа, возникает нравственный кризис (от греч. κρίσις – решение; поворотный пункт) – переворот, перелом состояния, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными. Если к этому кризису современного общества добавить стремительное развитие философских посланий трансгуманизма (Н+), которые несут в себе противоположное христианству понимание жизни, то становится понятным, почему в нашем обществе нарастает безнадёжность и неверие.

Идеология трансгуманизма утверждает, что человек в нынешней форме не предел эволюции, что его можно и нужно улучшать техническими средствами. Человеческое тело – несовершенно, его нужно улучшить, продлить жизнь и выйти за пределы того, что большинство считает человеческим. Научно-технический прогресс может предоставить полный контроль над биохимическими процессами в наших телах (долголетие), посредством фармакологических стимуляций центров удовольствий в мозгу мы можем достичь больший спектр эмоций (радостных переживаний). Трансгуманисты готовы заменить себе все органы, вплоть до мозга, за любые деньги, потому что не верят в бессмертие души. Поэтому смысл их жизни – любой ценой продлить своё биологическое существование. Они хотят опять стать вместо Бога, и все их решения определяет именно эта шкала ценностей. И война с традиционными религиями – это одна из частей программы трансгуманизма в практике жизни. 

Христианство исходит из того, что жизнь – это драгоценный, священный дар Божий, в котором Бог даёт возможность познать Свою тайну. Ведь человек сотворён как образ и подобие Божие, то есть с бессмертной душой, свободой выбора, со стремлениями к совершенству через творчество, которое есть соработничество Богу.

Конечно, идеально, когда долго пользуешься жизнью на «земле живых» (Пс. 26, 13), а потом умираешь в «старости доброй, престарелым и насыщенным жизнью» (Быт. 25, 8; Иов. 42, 17). Тогда дети продолжают жизнь родителей, и все радуются.

Но жизнь хрупка, жизнь зависит от дыхания, то есть непрочного дуновения. Будучи даром Божиим (Ис. 42, 5) – это дуновение зависит от Бога, Который «умерщвляет и оживляет» (Втор. 32, 39), но Бог берет жизнь под Свое покровительство и запрещает убийство (запрет на убийство Каина) (Быт. 4, 11-15). Бог предлагает человеку «пути жизни» (Притч. 2, 19; Иер. 21, 8). Эти пути – «законы и постановления Бога», исполняя которые человек будет жив (Лев. 18, 5; Втор. 4, 2), тогда число дней человеческих будет полным (Исх. 23, 26). Исполнение Закона – это пути праведности, а «праведность ведёт к жизни» (Притч. 11,9).

Бог – источник жизни, поэтому христиане умирали мученической смертью ради верности Богу. Они любили жизнь земную и дорожили ей, но не всякая жизнь человека – богоугодна. Поэтому, когда ты предаёшь Бога, любой ценой сохраняя свою жизнь, ты на самом деле отвергаешь «пути жизни», данные Богом, то есть традиционные ценности христианства. Человек, отвергающий Законы Божии, отвергает саму жизнь – как дар Божий, а Бога – как источника жизни. Он (человек) уходит в «долину смерти» и испытывает богооставленность. Поэтому, когда мы защищаем традиционные ценности, мы защищает саму жизнь.

Но видоизменяются ли эти ценности со временем? Если внимательно прочитать Библию, Коран, Домострой, то мы найдёт в них ценностный ряд, который абсолютно не воспринимается в современном обществе, например, отношение к женщине как собственности мужчины, оправдание рабства и другое.

В это же время социумы узаконивают, то есть делают нормой, семейную толерантность: «шведская семья», однополые браки, усыновление детей однополыми семьями и т.д. В древности за это в Европе сожгли бы на костре, а на Руси посадили бы на кол. Налицо явное столкновение консенсума (cōnsēnsum) свободных граждан прошлого и нынешнего века.

Возникает проблема дефиниции понятия «традиционные ценности». И каждый начинает выстраивать свою аксиологию, это разрушает общее понимание «традиционные ценности», ведёт к их уничтожению, использованию в пропагандистских целях.

Для религиозного человека очевидно, что первопричиной (causa prima) «традиционных ценностей» является Божественная воля. Ведь миссией Христа, Его главной целью было: «чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16), поэтому Христос называет Себя: «Я есть путь, истина и Жизнь» (Ин. 14, 6) «и всякий живущий и верующий во Христа не умрёт во веки» (Ин. 11, 26)».

После выступления Владыка удостоил лауреатов и победителей регионального конкурса «Красота Божьего мира» Архиерейских грамот и памятных подарков, а педагогам, которые помогали ребятам в подготовке к конкурсу преподнес благодарности Белгородской митрополии.

Также с приветственными словами к собравшимся обратилась председатель Областной Думы Наталия Владимировна Полуянова.

– Чем ближе мы приближаемся к 75-летию Победы, тем более агрессивными становятся попытки пересмотреть ее характер и итоги. Сохранение нашего наследия невозможно без наследников, которые в полной мере осознают его значимость. Наша совместная задача сегодня – воспитать почтительное и благодарное отношение к подвигу предков. Сегодняшние чтения – помощь для того, чтобы ответить на многие вопросы, касающиеся современных педагогических моделей, позволят найти более эффективные способы установления государственно-общественных и церковных структур, - заявила Наталия Владимировна Полуянова, председатель Белгородской областной Думы.

Как сообщает пресс-служба митрополии, «с докладами на пленарном заседании выступили:

Остапенко Андрей Александрович, профессор Кубанского государственного университета, доктор педагогических наук по теме: «Как не надо воспитывать патриотизм»;

Тишина Елена Георгиевна, начальник департамента образования Белгородской области на тему: «Сотрудничество митрополии и департамента Белгородской области по реализации регионального проекта «Доброжелательная школа»;

Протоиерей Леонид Константинов, настоятель Николо-Иоасафовского собора города Белгорода на тему: «Роль священничества в годы Великой Отечественной войны».

– В завершении заседания участники выразили единодушное убеждение в том, что только совместными усилиями Церкви, государства, социальных институтов можно обеспечить благоприятные условия для сохранения исторической памяти, сплочения нашего народа, объединения российского многонационального общества, на основе российских традиционных духовно-нравственных ценностей, - подчёркивают в пресс-службе митрополии.

Для этого, по мнению участников чтений, «необходимо:

- наполнять образовательный процесс школьников и студенческой молодежи духовно-нравственным и гражданско-патриотическим аспектами воспитания;

- более полно использовать воспитательный потенциал предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в частности предмета «Основы православной культуры»;

- обращаться к духовному опыту Русской Православной Церкви, традиционно ведущей работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

- распространять положительный опыт по увековечению памяти павших воинов как способа сохранения исторической памяти о них;

- обеспечить поддержку учителей и воспитателей, успешно осуществляющих патриотическое воспитание через участие во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» и других;

- вовлекать современных школьников и студентов в изучение событий тех времен: поисковые работы, реконструкции военных действий, изучение архивных документов;

- развивать православного добровольческого движения как способа соработничества подрастающего поколения».

В пресс-службе напоминают, что «Международные образовательные Иоасафовские чтения – региональный этап Международных Образовательных Рождественских чтений, которые ежегодно проходят в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси. В нынешнем году Рождественские чтения пройдут в 28-й раз и будут посвящены 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Как отметил председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий,- «региональный этап важен для выстраивания плодотворного церковного-государственного диалога: В рамках регионального этапа большинства епархий состоится эффективный церковно-государственный диалог на региональных парламентских встречах и других мероприятиях. Мы знаем, насколько важно для епархий участие представителей государственной власти и местного самоуправления. Полагаю, что и для самих представителей власти — это хорошая возможность услышать дискуссии по актуальным вопросам, которые волнуют ныне Церковь и общество, и принять активное участие в их совместном обсуждении для общего блага».

Рождественские чтения пройдут в Москве с 26 по 29 января 2020 года. Начнутся Чтения с Божественной литургии в Храме Христа Спасителя 26 января, которую совершит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 27 января в Государственном Кремлевском Дворце состоятся торжественное пленарное заседание и праздничный концерт. VIII Рождественские Парламентские встречи запланированы на 28 января в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Участие в работе Чтений примет представительная делегация от Белгородской области, в которую войдут духовенство, педагоги, ученые, общественные и политические деятели».

Фото А. Клюйко

Оставить комментарий

Наверх