Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Протоиерей Максим Горожанкин рассказал о православии Антона Павловича Чехова

https://pravosk.ru/wp-content/uploads/2021/07/portret-a.-p.-chehova.-hudozhnik-v.-p.-cvetkova-1946-god.jpgПротоиерей Максим Горожанкин в публикации Информационного Митрополичьего центра «Православное Осколье» рассказал о православии Антона Павловича Чехова.

 

Отец Максим пишет: «117 лет назад скончался русский писатель Антон Павлович Чехов.

Человек одновременно неуемной жизненной энергии и силы и очень слабого здоровья… Последние годы своей жизни он проводит на юге из-за убивающего его медленно туберкулеза. Жена в переписке называет его «писатель». Писательство, особенно в последние годы жизни, станет для Антона Павловича средством общения с окружающим его миром. Близким людям он пишет письма, в театр отсылает сценарии пьес. Понимая, что болезнь ограничивает его, он с юмором пишет об этом своей любимой жене: «Видите, я пишу почти каждый день. Автор так часто пишет актрисе – этак, пожалуй, гордость моя начнет страдать. Надо актрис в строгости держать, а не писать им. Будьте здоровы, ангелочек».

Как отмечает отец Максим, «Своего здоровья писатель не жалел никогда. Мы привыкли, что Чехов почти как Пушкин. Тот великий русский поэт, этот великий русский писатель. Между тем писательство для самого Антона Павловича было не единственным занятием. Чехов родился в Таганроге в глубоко верующей семье, где отец  являлся очень строгим воспитателем благочестия своих детей. В раннем детстве Антон читает книгу «Апостол» в церкви, а позднее признается, что строгость отца в воспитании во многом повлияла на его благочестие и веру. Повлияло не в лучшую сторону.

«Меня, маленького, так мало ласкали, – скажет Антон Павлович уже в зрелые годы, – что я теперь, будучи взрослым, принимаю ласку как нечто непривычное, еще мало пережитое».

«Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать».

Отец Максим подчёркивает, что «Лишившись милого детства, Чехов не озлобился и не стал замкнутым. В нем, наоборот, вызревает потребность помогать другим людям, и тогда как писательство будет занятием факультативным, основной профессией Чехова станет медицина. Страдание и боль других людей интересуют писателя не только на страницах его произведений, но и в повседневной жизни. Точнее даже так: на страницы те или иные проблемы и явления современной Чехову жизни попадают не выдуманными, а пережитыми.

Остров Сахалин – это, по сути, записная книжка Антона Павловича, его путевые заметки из летнего путешествия 1890 года. Быт и жизнь ссыльных каторжан описаны точно и не без горечи: «Каторжник, как бы глубоко он ни был испорчен и несправедлив, любит всего больше справедливость, и если ее нет в людях, поставленных выше его, то он из года в год впадает в озлобление, в крайнее неверие». Особенно это касалось детей, которые находились на острове в качестве арестантов: «Сахалинские дети бледны, худы, вялы; они одеты в рубища и всегда хотят есть». 

Чехов понимает всю несправедливость современного ему законодательства о ссыльных и, конечно же, протестует против него».

Отец Максим рассказывает, что «Спустя два года, едва оправившись от болезни, Антон  Павлович прилагает все силы для того, чтобы помочь голодающим в Нижнем Новгороде. Рассказ «Жена» будет написан там же, в записную книжку, которую Чехов всегда носит с собой.

Голод выветрил из крестьянских изб запах хлеба, похлебка из лебеды стала обычной пищей. Но «все тихо, обыкновенно, просто… Нет хлеба, в избах – кто хохочет, кто на стенку лезет, но все так просто, что даже не верится, чтобы это было на самом деле. Ни растерянных лиц, ни голосов, вопиющих о помощи, ни плача, ни брани, а кругом тишина, порядок жизни, дети, салазки, собаки с задранными хвостами». Голод удается победить, Чехов работает над этим и как общественный деятель, и как врач, осматривая и принимая людей. Уезжает он из Нижнего совершенно простуженным и больным. Местные жители посадили вишневый сад в благодарность за помощь и в память о неравнодушном человеке, который пришел на помощь».

«Во всем этом видится огромная внутренняя сила и стремление жить навстречу и во благо других людей. Перелистывая многотомное собрание сочинений Антона Павловича, понимаешь, что во всей его жизни главной ее движущей силой была любовь к людям.

Всегдашняя любовь и принятие. А ведь это самое главное в христианстве: «То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть», - считает протоиерей Максим Горожанкин.

Оставить комментарий

Наверх