Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Трёхвековую историю храмов Долгой Поляны воссоздал краевед из Монаково

http://stal-nevsky.ru/wp-content/uploads/2020/08/%D0%B3%D0%BB-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE-4.jpgО том, как трёхвековую историю храмов Долгой Поляны воссоздал краевед из Монаково, рассказал Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье». 

В сообщении, подготовленном Светланой Воронцовой, говорится: «Есть старинная поговорка «Не стоит село без праведника», хочется ее немного перефразировать: «Не стоит село без краеведа». Почти в каждом селе сегодня встретишь местного любителя старины, который посвящает годы жизни, чтобы восстанавливать белые пятна в истории родного края.

Не считаясь с временем и затратами, он днями и неделями сидит в архивах, по крупицам собирает воспоминания земляков. Как правило, плодом исследования становятся книги, в которых представлена подробная летопись сельского поселения с уникальными фактами и документами. И все эти труды абсолютно бескорыстные. Вот таким исследователем-любителем из села Монаково является Иван Петрович Монаков».

Как поясняет автор сообщения, «Всё началось с желания узнать, какого он рода-племени. В конце концов краевед восстановил свой род до 10 колена с начала 17 века, практически с того времени, когда заселялись старооскольские земли, основывались поселения в наших краях. Свои изыскания Иван Петрович проводил в государственных архивах Курска, Белгорода, Москвы, в Старооскольском краеведческом музее. Безусловно, в круг его внимания попадали и церковные документы.

В будущей очередной книге «Монаково и древние корни монаковцев» по истории родного края (первая книга «Монаково и монаковцы» была издана в 2015 году) целую главу он хочет посвятить разрушенной Николаевской церкви (1744-1948 гг..) и Свято-Пантелеимоновскому храму в Долгой Поляне, который стал преемником старой церкви и приходским храмом для жителей нескольких сел – Долгая Поляна, Монаково, Прокудино, Окольное».

В «Православном Осколье» сообщают, что «9 августа сельчане отметят не только престольный праздник своего храма, но и несколько знаменательных дат – 405 лет исполнится селам Долгая Поляна, Монаково, Окольное, и 415 лет – селу Прокудино. В преддверии этих значимых событий Иван Петрович Монаков решил поделиться с читателями «Православного Осколья» обнаруженными фактами и восполнить церковную историю».

– Первая деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца в Долгой Поляне была построена в 1744 году, - рассказывает Иван Петрович Монаков. – Об этом свидетельствует архивный материал ревизской сказки 1744 г. До этого жители сел Долгая Поляна, Монаково и Прокудино были приписаны к Николаевской церкви села Верхнее Чуфичево. Одним из первых настоятелей Николаевской церкви, по всей вероятности, был священник Василий. В Старооскольском краеведческом музее хранится любопытный документ: указ императрицы Елизаветы Петровны от 25 октября 1759 года Преосвященному Иоасафу (Миткевичу), епископу Белгородскому, о недопустимости венчания малолетних женихов с великовозрастными невестами. В нарушении этого церковного правила и был замечен настоятель долгополянской церкви священник Василий, который упоминается в документе вместе со священником Парфением, настоятелем церкви в с. Успенское, и протопопом Иоанном Никитиным из Рождественской соборной церкви Старого Оскола.

– Насколько нам известно, деревянную церковь в следующем столетии заменили на кирпичную…

– Долгополянская волость – одна из самых крупных волостей XIX века в Старооскольском уезде с центром в селе Долгая Поляна. В 1827 году прихожане возвели кирпичную церковь во имя святителя и чудотворца Николая с пятиярусной колокольней высотой 26 метров. Хотя в некоторый источниках указана другая дата – 1828 год. Общая высота здания достигала 30 метров. К концу столетия в селе существовала приходская школа, а также земская школа и земское народное училище, две маслобойни, шесть ветряных мельниц. В селе проживало 1748 жителей. Позже у Николаевской церкви появился второй престол в честь великомученика и целителя Пантелеимона. Престол был учрежден в связи с пожаром, который случился в день памяти святого великомученика Пантелеимона – 27 июля (по старому стилю 9 августа) 1875 года. Об этом пишет в своей книге архимандрит Димитрий Александров. Он указывает, что на сходе было решено в этот день не работать и совершать литургию в храме. Впоследствии с Афона была привезена икона святого Пантелеимона.

– Вам удалось установить имена настоятелей, служивших в церкви?

– В основном да, по метрическим и исповедным книгам (1877 по 1920), которые хранятся в Госархиве г. Белгорода, и по материалам десяти ревизий (переписей), а также по другим архивным источникам. По материалам пятой переписи (1797 г.) священником Николаевской церкви до 1795 года был Василий Григорьевич Попов. Не могу сказать, был ли это тот самый отец Василий, которого упоминает в своем письме императрица Елизавета, но известно, что в 1795 году Василий Григорьевич Попов был переведен в Новооскольский уезд в село Тростенец. В архивных документах шестой ревизской сказки (1811 г.) штатным священником указан Прокопий Григорьевич Мартынов. Он был переведен из Петропавловской церкви села Обуховка в 1797 году на «убылое место». Дьячком служил Попов Федор Николаевич, пономарем – Дагаев Ефим Иванович. После смерти отца Прокопия Мартынова в 1820 году церковный приход возглавил священник Петр Семенович Мартынов. Он окончил Курскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда. Среди дисциплин, которые осваивали будущие священники, были не только богословские, но общегуманитарные и точные науки. К примеру, отдельной строкой в его аттестате выделены такие предметы, как поэзия, география, математика и физика. С 1843 по 1851 год отец Петр занимал должность наставника сельского приходского училища и «за ревностное и усердное прохождение учительской должности» в 1847 году был награжден набедренником.

После того, как отец Петр ушел на покой, настоятелем храма стал его сын Федор. Об этом свидетельствует исповедная ведомость Николаевской церкви за 1877 год. У отца Федора и его супруги матушки Веры на тот год было шестеро детей. Жив был и его отец – Петр Семенович Мартынов, которому исполнилось уже 90 лет. Надо отметить, что династия Мартыновых оставила заметный след в истории долгополянской церкви. При непосредственном участии священника Петра Мартынова строилась новая кирпичная Николаевская церковь, при его сыне – отце Федоре – был освящен второй престол. На долю сына священника Федора – диакона Александра – выпало время тяжких испытаний – гонение на веру, Русскую Православную Церковь.

В 1888 году приход возглавил священник Иоанн Иванович Коробкин. В 1904 году ему была пожалована в качестве награды скуфья.

После революции в записях церковной метрической книги за 1919 год уже отсутствует раздел о бракосочетавшихся, но еще присутствуют разделы о рождении и смерти. В метрической книге за 1920 год мы видим лишь часть записей о рождении.

В это время крещение и погребение совершал священник Иоанн Коробкин со своим причтом: диаконом Александром Мартыновым и псаломщиком Василием Левыкиным.

Регистрацию актов о рождении, бракосочетании и о смерти ведут уже государственные органы.

В 1922 году при священнике Иоанне Коробкине и диаконе Александре Мартынове в храм пришла комиссия для изъятия церковных ценностей. Правда, ценностей она не нашла, о чем и была сделана запись: «ценностей не взято». К сожалению, как в дальнейшем сложились судьбы священнослужителей, неизвестно.

– Кто стал последним настоятелем Николаевской церкви? И продолжалась ли религиозная жизнь в селе после закрытия храма?

– Архивные документы рассказывают, что 12 мая 1932 года был арестован настоятель – священник Николай Петрович Монаков (1883 г.р.). Он был уроженцем села Долгая Поляна. Отец Николай был осужден Тройкой ОГПУ по 58-й статье на 10 лет лагерных работ. Реабилитирован в 1992 году.  Последним священником, при котором храм действовал, оказался отец Герасим Коршиков. Он также, как и отец Николай Монаков, родился и вырос в Долгой Поляне. Его рукоположил и поставил настоятелем священномученик Онуфрий, который в то время управлял Старооскольской епархией. Отец Герасим пять лет оберегал церковь от официального закрытия и полного разрушения, чем вызывал большое недовольство властей. По моему мнению, сельский совет с 1936 года разрешил службу вести в церковной сторожке, так как церковь стали использовать как зернохранилище трех колхозов. Отца Герасима много раз штрафовали, отобрали сад, на него писали доносы. В сентябре 1937 года его арестовали. Приговор стандартный: 10 лет ИТЛ. Умер от туберкулеза в 1942 году.

Согласно документам, религиозная община в Долгой Поляне начала вновь действовать в 1943 году. Священника не было, а вот псаломщиком люди избрали Тимофея Ивановича Коршикова. С малых лет он состоял в хоре Николаевской церкви и, по рассказам старожилов, обладал сильным голосом. Он трудился при храме псаломщиком с 1929 по 1932 годы, а затем работал почтальоном. В 1947 году община подала просьбу об официальной регистрации. Верующим передали под молитвенный дом церковную сторожку. Арендную плату сельсовет установил 50 рублей в месяц. Священником был назначен Максим Михайлович Малахов. Считаю, что к этому времени Николаевская церковь уже была разрушена, так как в договоре аренды за 1949 г. между председателем сельсовета и священником Малаховым сказано, что помещение (церковная сторожка) находится рядом с «бывшей церквой». Взрывали Николаевскую церковь жители сел Долгая Поляна и Монаково, которые имели опыт подрывных работ в годы Великой Отечественной войны. Винить этих людей я бы не стал: такая уж была в стране идеология. Храмовый кирпич пошел на хозяйственные и социальные нужды. После смерти настоятеля отца Максима в 1951 году религиозная община была снята с учета, церковную сторожку переоборудовали под больницу.

Священнослужители Николаевской церкви верой и правдой служили Господу, молились за наших далеких предков. Они крестили их, венчали, провожали в последний путь. Мы сегодня должны вспомнить всех священнослужителей и помолиться за них – несмотря на все испытания, они старались сохранять в людях веру Христову.

Через 43 года в Долгой Поляне храм вновь появился, но уже в честь святого Пантелеимона целителя. Меньше чем за два месяца его возвели работники Стойленского ГОКа после встречи директора предприятия Федора Ивановича Клюки с жителями села. 8 августа 1994 года храм освятили архиепископ Курский Ювеналий и викарий Курской епархии епископ Белгородский Иоанн, ныне митрополит Белгородский и Старооскольский. Федор Иванович одним из первых начал возрождение православных храмов на старооскольской земле. Добрым словом прихожане вспоминают своего благодетеля.  Свято-Пантелеимоновскому храму четверть века, и у него уже своя история».

Оставить комментарий

Наверх