Протодиакон Сергий Епифанцев ответил на вопросы православных
Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье» продолжает публикацию материалов в рубрике «Что посоветуете, батюшка?», в этот раз на вопросы отвечает клирик Александро-Невского кафедрального собора протодиакон Сергий Епифанцев.
– Может ли православный человек искать снежного человека, Атлантиду и НЛО?
– Забавно, что вы спросили не «может ли верить в существование», а «может ли искать». Традиционный ответ – нет. У нас и без того есть, что искать. Спасения души, например. У религиозных людей есть соблазн – сделать вид, что они знают и понимают в этом мире все. И божественное откровение может им объяснить самые тонкие тайны мироздания. Мне кажется, Библия говорит нам на цельном, детском языке, незамутненном «взрослостью» и «научным подходом». Именно поэтому нам нужно стать «как дети». Поэтому Христос говорит, обращаясь к Отцу: «…славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам…» (Мф. 11:25).
К чему я это? А к тому, что вера нам открывает то, что необходимо для нашего спасения, а не то, что нам любопытно узнать. Поэтому с точки зрения веры – совершенно безразлично, верите ли вы в существование снежного человека или нет. Знаете, если вы живете в местности, где регулярно находят гигантские следы и кто-то ворует овец – вам стоит поискать йети. Мало ли. А вот если вы живете, например, в Старом Осколе и вместо молитвы, интересной книги, глубокого, поучительного фильма или содержательного общения целыми днями ищете на YouTube доказательства существования бигфута или НЛО, то это беда. Бог даровал вам великий дар – время. И оно не бесконечно. Смекаете, куда я клоню?
По поводу НЛО все еще интереснее: мы не знаем. Это могут быть происки демонических сил, тщательно скрываемые от нас технологии или даже просто хороший видеомонтаж. Лично я считаю, что есть и то, и другое, и третье. Здесь прошу вас разделить проблему на две части: неопознанные летающие объекты и жизнь на других планетах. Что касается второго – святитель Феофан Затворник совершенно спокойно ее допускал. Более того, он предполагал, что есть миры, где грехопадение происходило в более сложной форме, и есть миры, где ангелы приходили на помощь людям. А наш мир знаменателен тем, что в него сошел Господь Иисус Христос. В этом письме святитель Феофан исходит из предпосылки о нецелесообразности для Бога создавать звезды и планеты, не делая их обитаемыми.
Я учился в духовном училище, еще до семинарии, на Украине. И вот, однажды я задал похожий вопрос преподавателю по догматике. Он ответил: «Сереж, знаешь, как бывает? Стучишь в дверь, а тебе оттуда – “нельзя!”. Если тебе что-то не открыто, может, это тебе и не нужно знать вовсе?»
– Когда пандемия только началась, через мессенджеры приходило много сообщений, о том, что надо вешать крест на дверь и молиться. Сообщения рассылались от имени монастырей. Мы с семьей тоже повесили маленький крестик на дверь дома – на всякий случай, да и забыли… А вот совсем недавно обнаружили и вспомнили об этом. Что с ним делать: пусть так и висит или лучше снять?
– Мы относимся к святыням – иконам, изображениям Креста Господня – как к оберегам. Вдумайтесь: это изображение Человека, Который умирает в тяжких муках от невыносимой пытки. Ему очень больно. И умирает Он за нас, вместо нас, чтобы нам не было больно. Как думаете, важно было Ему на Голгофе, куда вы поместите Его изображение – на дверь или на стену?
Вы верно написали – «от имени» монастырей. В дни паники чего только не рассылали по мессенджерам. А люди, объятые страхом, верили всему этому «на всякий случай». Разве не так? Но стали ли мы в эти дни больше молиться? Стали ли добрее, снисходительнее друг к другу? Может, мы более внимательно относились к старикам и детям? Ну или стремились творить больше добра? Или хотя бы безропотно переносили страдания и терпеливо ухаживали за немощными?
Дай Бог, если так. Но некоторые из нас вместо этого стали распространять совершенно удивительные небылицы, некоторым из которых приписывался статус «рассылок из монастырей» или «пророчеств старцев». А люди, не имеющие привычки критической работы с текстом, все это народное творчество воспринимали всерьез. Более того, очень сердились, если кто-то не разделял их веры.
Возвращаясь к вашему вопросу… Если для вас этот крестик на двери что-то вроде амулета для защиты дома, снимите и не оскорбляйте Распятого на нем Господа. Если же вы перед выходом из дома или по возвращении взираете на него с благоговением и молитвой, оставьте».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 285 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы