Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

«Белгородская правда» рассказала как студент из Африки служит пономарём в белгородской церкви

https://www.belpressa.ru/media/filer_public_thumbnails/filer_public/62/c2/62c2545d-4166-45b9-9ce9-b085b2997f12/1-krupnee.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg«Белгородская правда» узнала у ангольца Луфима Сантуша, как он оказался в Белгороде и почему принял православие, сообщили в издании.

В сообщении Анны Черкашиной говорится: «Луфим Сантуш приехал учиться в наш регион в 2022 году. У себя на родине – в Анголе – он помогал в католической церкви. А в Белгороде стал православным. Студент не только пономарит в Свято-Троицком храме Белгородской митрополии, но и пишет проникновенные стихи о вере и Боге.

Мамина молитва

Сейчас Луфиму 25 лет. В Анголе он получил высшее образование, связанное с переработкой нефти. А потом решил продолжить учёбу в России. Его семья это решение поддержала.

«Хочу помогать людям. Мечтаю стать президентом, – признаётся он. – А почти все африканские президенты учились в России».

Из‑за ковида учёба Луфима в БГТУ им. В.Г. Шухова началась в дистанционном формате. Ещё находясь в Анголе, он стал осваивать русский язык. Это давалось ему непросто, ведь все вокруг говорили на португальском. Подтянуть знания помогли приезд в Россию и погружение в языковую среду.

Кстати, как у стипендиата, у него была возможность выбрать город для обучения. Размышлял: Белгород или Москва?  «Нет, не хочу в столицу. Там много людей, суета, метро… Поеду в тихий провинциальный город», – решил Луфим. 

Приехал в Белгород, и… через месяц началась спецоперация.

Но это африканского студента не смутило: «Я живу и не боюсь. Считаю, что на всё у Бога свой план. По возможности помогаю, участвую в сборах гуманитарной помощи».

В 2010 году Луфим крестился в Анголе. По настоянию мамы стал пономарём в католической церкви и помогал там 8 лет. И со временем в его душе многое поменялось:

«Это как что‑то сладкое – ты пробуешь и понимаешь: вкусно! Так и у меня начали выстраиваться совсем другие отношения с Богом. Я стал ходить в церковь и понял, что это многое даёт мне. Когда учился в колледже, получал хорошие оценки, было уважение и добрые отношения с друзьями. Я гордился собой, думал: «Какой умный!» Но однажды дверь в мамину комнату была приоткрыта и я увидел, как она стоит на коленях и молится. И понял: «Нет, это не я умный, это Бог даёт силы, потому что у меня такая поддержка» .

Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – первая церковь, в которую Луфим попал в Белгороде. Была Пасха, позвонила мама и спросила его, ходил ли он на богослужение. Луфим решил последовать её совету и зашёл в незнакомый храм. До сих пор с улыбкой вспоминает, как там к нему подошла какая‑то бабушка и обняла со словами «Привет, мой дорогой!».

Чуть позже одна из женщин поприветствовала его: «Христос Воскресе!» «Спасибо!»  – ответил африканец. «Нет, так не говорят, надо отвечать «Воистину Воскресе!»  – по‑доброму объяснила она ему.

Несколько месяцев спустя студент думал, чем заняться в новогоднюю ночь. Этот праздник он не любит и не отмечает. Друзья пошли гулять на площадь, а Луфим решил поискать поблизости какую‑нибудь церковь, поскольку 1 января ему нравится встречать в храме. Так он натолкнулся на здание митрополии. Но в тот момент было ещё раннее утро. Ему подсказали, что можно прийти через час.

Луфим с интересом побывал на молебне. Потом откликнулся на предложение посетить рождественские богослужения в монастыре. Они его удивили. В католической церкви люди обычно сидят. А вот в  православном храме практически нет скамеек.

«Я с удивлением смотрел на бабушек. Какие они сильные, спокойно стоят два часа. Подумал: а я молодой, зачем мне сидеть?» – вспоминает Луфим.

Батюшка объяснил, что католикам нельзя причащаться в православной церкви, и предложил перейти в православие. Они подробно обсудили отличие этих двух ветвей христианства.

Их, кстати, немало. Ключевым догматическим расхождением между православными и католиками является «филиокве» – добавление к латинскому переводу «Символа веры», принятое Римской церковью в XI веке в догмате о Троице.

Там говорится, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».

Это включение вызвало в 1014 году бурю негодования у православных богословов и стало причиной окончательного разделения церквей, произошедшего 40 лет спустя.

Перейдя в православие, Луфим стал Августином: «Когда батюшка спросил у меня о святом, имя которого я хочу носить, то я вспомнил, что недавно на философии в университете нам рассказывали о святом Августине. Меня очень заинтересовала его жизнь».

Разрушение стереотипов

Постепенно Луфим стал помогать в Свято-Троицком храме Белгородской митрополии и вникать в тонкости православного богослужения. Отмечает: все окружающие относятся к нему очень доброжелательно. Прихожане уже хорошо его знают. А те, кто впервые зашли в эту церковь, порой стараются незаметно сфотографировать необычного пономаря.

Он реагирует на это с улыбкой. Уже не удивляется, что иногда люди подходят к нему на улице или в университете и здороваются: «Привет, Августин! Я тебя видел в церкви».

Христианство было принесено в Анголу ещё португальцами в 1491 году. По официальной статистике, эту религию сейчас исповедует подавляющая часть населения страны (большинство из них католики, на втором месте протестанты, но их число в последнее время продолжает расти). Распространены в стране также традиционные африканские верования.

Например, анимализм, культ сил предков и природы. Их придерживаются мбукушу, нкангала, имбангала и другие народы. Интересно, что в столице страны – Луанде – есть и православный приход. Но Луфим узнал об этом, уже будучи в России. 

Ещё в 2007 году в Анголе прошло богослужение на церковнославянском языке. Силами прихожан стали строить первый в стране православный храм. В конце 2021 года Синод Русской православной церкви постановил образовать в Африке собственный экзархат, чтобы активно заниматься духовным окормлением местных христиан. А в нынешнем январе появилась новость о том, что РПЦ приняла в свой состав общину в Анголе, включающую более 200 верующих.

«Я уважаю другие религии и конфессии. А в православной церкви сразу почувствовал себя как дома. Здесь так спокойно, красивое пение. В Африке есть стереотип, что русские люди, как и европейцы, не любят Бога, мало молятся. Но, когда я приехал в Белгород, у меня был шок. Понял, что это всё неправда. В церкви всегда много людей. Все понимают, зачем пришли и что нужно делать. А когда в митрополию привозили святыни, здесь выстраивалась огромная очередь из нескольких сотен верующих», – замечает Луфим.

Он подумывает о поступлении в Белгородскую духовную семинарию, но ещё не принял окончательного решения. В планах также получение экономического образования.

Не только рифма

Луфим возглавляет общину ангольских студентов в Белгороде. Он любит спорт: футбол, карате, дзюдо. С 2016 года пишет стихи. Создавал поэтические строчки на родном португальском, английском, а теперь пробует и на русском. На родине у него в электронном виде вышел поэтический сборник «Письмо дочери Евы».

Свои русские творения он успешно представил в митрополичьей гостиной. Замечает: согласовывать слова по падежам и рифмовать на русском уже научился. Но поэзия – это не только рифма. Она словно музыка – должна быть приятна слуху и трогать за душу.


Поиск себя, размышления о вере и о том, что она даёт человеку, – преобладающие темы в творчестве африканского студента. Но пишет он не только о Боге, но и о любви.

«Один из знакомых белгородцев как‑то пошутил: «Ты первый африканский писатель, с которым я познакомился после Пушкина», – улыбается Луфим. – Мне тоже нравится Пушкин. Он много писал о любви. И о Боге, конечно, тоже. Заметьте, даже в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», когда Елисей обращается к ветру, он говорит ему: «Не боишься никого, кроме бога одного».

Луфим Сантуш, ставший в Белгороде клириком Августином, точно знает, что вера и любовь – самое важное в жизни каждого человека. И они способны озарить его путь настоящими чудесами.

А нашу беседу он заканчивает своим стихотворением:

Нет, я не Пушкин, к сожалению,
«Я вас любил» не напишу.
Но в настоящем – нашем времени –
Признаться с радостью спешу:
Люблю тебя, моя Фантазия.
Нас друг для друга создал Бог.
Ты – торжество благообразия,
Бессмертной верности порог.
Ты – моя сила, помощь Божия
В борьбе с невзгодою любой.
И никогда, сколько б ни прожили,
Не будем в прошлом мы с тобой». 

Оставить комментарий

Наверх