Белгородские сёстры милосердия подготовили статью о православном воспитании для международной конференции «Евангелие в контексте современной культуры»
Тамара Ивановна Липич, профессор, доктор философских наук, заведующая кафедрой философии и теологии ИОНиМК НИУ «БелГУ», и сестры милосердия белгородского сестричества милосердия Татьяна Семеновна Петрова, Кира Ивановна Мигулина, Анастасия Валерьевна Маслакова, магистранты НИУ «БелГУ», подготовили статью для сборника научных статей VIII Международной научно-практической конференции «Евангелие в контексте современной культуры: «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА: НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ» под названием «Основные принципы православного семейного воспитания и их реализация в современных условиях», сообщила Пресс-служба Марфо-Мариинского сестричества милосердия Белгорода.
В статье говорится: «Воспитание представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Вопросы православного семейного воспитания нашли свое отражение в трудах Филарета Московского, Иоанна Златоуста, Аввы Дорофея, Феофана Затворника, О.К. Труниной, Н.В. Маслова.
Православное воспитание состоит из двух неразрывно связанных между собой частей: собственно из воспитания и обучения наукам. Об этом свидетельствует святитель Филарет Московский: «Истина есть жизненная пища духа человеческого».
Православное воспитание направлено на восстановление истинной природы человека и его всестороннее развитие. Наиболее общие правила, в которых выражены основные требования к содержанию, методам организации воспитательного процесса в православном воспитании Т.М. Гончарова называет принципами воспитания. Основой принципов православного семейного воспитания Н.В. Маслов называет, прежде всего, научение детей вере, потом другим наукам.
Принципами православного воспитания являются:
1) соответствие воспитания уровню умственного и нравственного развития детей;
2) доступность воспитания для всякого ума;
3) высокие истины воспитания должны соответствовать пониманию детей;
4) отсутствие односторонности, разнообразие изложения;
5) удовлетворение познавательных потребностей детей;
6) соответствие детских занятий обстоятельствам места и времени.
Н.В. Масловым отмечено, что главный принцип воспитания сформулирован в Библии, в обращении Бога к Аврааму: «Заповедай сынам своим сохранять пути Господни, творить правду и суд». (Быт. 18, 18–19). В соответствии с этим принципом святитель Московский Филарет учит родителей давать детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразное с Законом Божиим. Результаты этого оказывают самое положительное влияние. Семьи, воспитывающие детей в соответствии с Библейскими канонами, получают возможность увидеть свое потомство многочисленным, уважаемым и благополучным. Согласно Святителю Филарету, несоблюдение этого подобно «построению благовидного здания без прочного основания».
Главный принцип воспитания в православной семье Н.В. Маслов выражает так: «Старайся образовать воспитанника так, чтобы он любил Бога всем сердцем, а ближних, как самого себя».
Следующим принципом воспитания является искоренение нравственных недостатков и воспитание добродетели в детях, что можно сравнить с искоренением зла в детях. Святые отцы рекомендуют родителям быть внимательными к словам и поступкам детей, не пропуская даже малейших дурных проявлений. «Зло есть в самой душе ребенка, заключено в самой природе ее и, следовательно, непременно обнаруживается во вне, в словах и его поведении. Зерно эгоизма, погребенное на дне детской души, весьма скоро даст о себе знать, пуская многочисленные ростки самых разнообразных дурных расположений и влечений, начиная областью чувственной, и постепенно переходя в область духовную, где тоже начало проявляется уже в своем чистом виде, без всякой чувственной оболочки. Что же остается делать родителям? Как бороться с этим неизбежным злом?».
Поэтому следующим принципом православного семейного воспитания
родителями является искоренение возникающих у детей страстей. С взрослением детей растут и страсти греховные. Чтобы ребенок не поддался пагубному воздействию страстей, необходимо использовать наказания и учение Господне. Наказания и учение Господне отсекают страсти подобно тому, как садовник срубает сучки на дереве.
Многие страсти возможно искоренить только наказаниями – порицанием,
обличением, пристыжением, вразумлением, укоризной и т. п. Однако важно, чтобы искорененные страсти сменились добрыми поступками. Поэтому необходимо насаждать все доброе, учить детей добронравному поведению, благоговению перед Богом и молитве, послушанию, благодарности, к справедливости, терпению и другим добрым расположениям.
Следующим важным принципом воспитания в православной семье является недопустимость отчуждения родителей от детей. По словам святителя Феофана Затворника, «Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, что дивного, что они отчуждаются от вас? … Вам нельзя одним спасать душу свою. Часть в этом неотложную имеет и попечение о детях, ласки к ним, материнская нежность, безмолвное вразумление». Поэтому необходимо, чтобы родители не только любили своих детей, но и вникали в жизнь детей (их интересы, дружеские связи, проблемы). Это способствует поддержанию добрых отношений в семье.
Еще одним принципом воспитания в православной семье является молитва. Просить Бога о помощи детям необходимо, поскольку без помощи Божией добрых результатов воспитания не будет, как не будет успеха в любом важном деле.
Обучение детей просить прощения («быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать «прости») также является принципом воспитания в православной семье. Это позволяет выровнять разность характеров, особенностей воспитания, что приобретает большое значение в условиях общежития. Важно научить ребенка просить прощения искренне, как можно с более раннего возраста, чтобы ребенок с детства получил опыт самоосуждения и искреннего раскаяния в совершенном проступке или недобром слове.
Обретение такого опыта делает человека послушным заповедям, освобождает от зла, способствует приобретению добродетели, в первую очередь, добродетели смирения. Именно добродетель смирения, по мнению Аввы Дорофея, «покрывает душу и от всякой страсти, и от всякого искушения». Сердечно сказанное «прости» способствует разрыву связи со злом (злобный дух вражий не способен просить прощения).
Умение просить прощения способствует восстановлению семейного мира и нравственному совершенствованию (освобождению от зла, сопротивлению своим дурным наклонностям, воспитанию смирения, исполнению заповедей, приобретению добродетели).
Важным принципом воспитания в православной семье является соблюдение последовательности и разумности в своих требованиях. Родитель должен понимать, что ребенок – еще не взрослый, поэтому нельзя требовать от него невозможного.
Принципом воспитания в православной семье является также оказание помощи своему ребенку в овладении знаниями и конкретными навыками и умениями; готовность отвечать на его вопросы.
В своих работах, посвященных исследованиям ценностей в современной
православной семье, О.К. Трунина обращает внимание на два основных принципа православного воспитания – любовь и иерархия. Любовь является мотивом жертвенного служения, а иерархия обеспечивает устойчивость ценностных отношений. Православные традиции семейного воспитания не вступают в противоречие ни со светскими представлениями о семейных ценностях, ни гражданской этике, ни
семейным нормам, заложенным в Конституции России.
Гончарова Т.М. отмечает, что в современных условиях реализация принципов православного семейного воспитания связана с использованием традиционных и поиском новых форм взаимодействия семьи и образовательных учреждений и общественных институтов.
И раньше, и сейчас православное воспитание должно быть направлено на воспитание страха Божия, поддержание у детей живой веры в Бога, постоянной заботы о том, чтобы не оскорбить его грехами.
Реализации православного воспитания в семье способствует соблюдение православных традиций (чтение детских книг с духовным содержанием, особенно, детской Библии, правильное соблюдение православных праздников не только с внешними, но и «внутренними» атрибутами, паломнический туризм).
Таким образом, основой принципов православного семейного воспитания является научение детей вере. Основными принципами православного семейного воспитания являются следующие: давать детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразное с Законом Божиим, воспитание любви к Богу, искоренение нравственных недостатков и воспитание добродетели в детях, искоренение возникающих у детей страстей, недопустимость отчуждения родителей от детей, молитва Богу о помощи детям, обучение детей просить прощения, соблюдение последовательности и разумности в своих требованиях, оказание помощи своему ребенку в овладении знаниями и конкретными навыками и умениями; готовность отвечать на его вопросы.
В современных условиях реализация принципов православного семейного воспитания включает чтение детских книг с духовным содержанием, особенно, детской Библии, правильное соблюдение православных праздников, паломнический туризм, воспитание страха Божия, поддержание у детей живой веры в Бога, постоянной заботы о том, чтобы не оскорбить его грехами».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 319 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы