Духовник белгородского сестричества милосердия объяснил, что есть три ступени добрых дел
Протоиерей Сергий Клюйко, духовник Марфо-Мариинского сестричества милосердия Белгорода, в статье для журнала о делах милосердия «Добродетель» рассказал, что есть три ступени добрых дел, сообщила Пресс-служба Марфо-Мариинского сестричества милосердия.
Отец Сергий пишет: «Есть как бы три ступенечки, по которым человек должен подняться, чтобы его доброе дело было истинно добрым.
Как Василий Великий писал: мы делаем некоторые дела из страха Божия, некоторые делаем для награды. То есть в первом случае мы поступаем как рабы. Во втором случае как наёмники. А третье – состояние сына – когда человек как сын, который не боится отца, не стремится к награде, но по любви к отцу, желая ему угодить, успокоить, делает какое-то полезное дело.
Это очень важно – чтобы наши дела были не только по внешности добрые и полезные для людей, но чтобы они и нам помогали меняться. Ведь ничто так не меняет человека, как милосердие. И в Священном Писании говорится, что милостыня от смерти спасает, очищает грехи. Но чтобы Бог очистил твои грехи, важно быть действительно добрым.
Нередко люди просто боятся будущего наказания: дескать, вот я не исполняю заповедь, а надо бы, потому что иначе меня накажут – пенделей надают. То есть человек из-за страха – «как бы чего не вышло» – делает доброе дело. Или же – чтоб люди не осуждали, чтоб нормально выглядеть в глазах соседей. И это уже неплохо. Но всё-таки не чисто доброе дело, а как бы вынужденное».
Как замечает отец Сергий, «Стремящийся получить награду – более высок. Как спортсмены, когда они стремятся стать чемпионами, чтобы в дальнейшем пользоваться своим именем, званием, авторитетом: в рекламе где-то сниматься, бизнес свой открыть и т.д. Так и многие благотворители – руководители предприятий, например, – делая дела милосердия, ожидают похвал. Вы, мол, напишите нам благодарственное письмо. А потом вешают эти письма на стенку, и все, кто видят, говорят: вот какие молодцы, какие милосердные. Ну, в общем-то, с одной стороны, их понять можно – они заботятся и о своём имидже, и об имидже своего предприятия, об успехе, который даст возможность продолжать благотворить. Но нередко, к сожалению, это служит просто ширмой, прикрытием, чтобы лучше выглядеть в глазах налоговой инспекции, полиции и т.д. Ну а иногда просто подпиткой тщеславию: вот мы такие хорошие, замечательные, похвалите нас».
Но, по словам отца Сергия, «есть, конечно, и настоящие христиане, которые понимают, что добрые дела должны делаться втайне, Христа ради. И они не афишируют своей благотворительности, а иногда даже и просят: «Батюшка, никому не говорите, просто отдайте человеку деньги, давайте это помогу, ещё что-то помогу, только не надо никому говорить, как-то не хочется…».
Но и здесь подстерегает опасность – внутреннее тщеславие: вот какой я добрый человек, какой порядочный и мне на душе хорошо. Это, может быть, и не плохое чувство, отчасти. Чувство удовлетворения должно присутствовать. Но одно дело, когда ты сам себя похвалил, а другое – когда Бог тебя хвалит, Бог тебе даёт благодать. Многие люди реально понимают, что через доброе дело приходит великая благодать.
У того же аввы Дорофея описывается такой случай. Один брат испытывал нехорошую страсть и никак не мог её победить. Старец сказал ему возложить на себя пост и послал в больницу ухаживать за больными монахами. И таким образом брат очень скоро избавился от страсти. И старец говорил: ничего не вижу более полезным для победы над страстями, как именно добрые дела, дела милосердия. Так вот, когда человек сам себя хвалит, он получает удовлетворение, у него умиротворяется душа, он чувствует себя комфортно, но он не очищается от страстей. А вот когда ожидает помощи Божьей и делает дела милосердия, Господь, видя его старания, посылает ему помощь в борении со страстями, вот тогда человек извлекает из своего доброделания максимальную пользу».
«Собственно, люди искренне, бескорыстно делающие добрые дела, считают, что нуждающийся человек ему нужнее, чем он ему. Дескать, принимая мою помощь, он мне оказывает благодеяние. Такое сознание в себе надо воспитывать и извлекать максимальную пользу для души. Тогда будут очищаться грехи, и Господь будет человека спасать от духовной смерти, а часто и от физической. Вот иногда смотришь: человек болеет, и болеет сильно, а в то же время Господь его держит, а потом начинаешь понимать, что у этого человека было очень много добрых дел и он даже в болезни, в немощи своей всегда старается как-то кому-то помочь, от своей пенсии копеечку отстегнуть, на доброе дело пожертвовать. Некоторые вот собак и котов бездомных кормят. А ведь «праведный печётся и о жизни скота своего...». И Он же этих людей поддерживает, до глубокой старости даёт возможность о ком-то заботиться. Как говорится в Евангелии от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5:24)», - подчёркивает в своей статье духовник белгородского сестричества милосердия, настоятель Никольского храма в селе Никольское.
Фото сайта hramnikolskoe.ru
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 400 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы