Клирик храма преподобного Сергия Радонежского объяснил значение Крестопоклонной недели
Клирик храма преподобного Сергия Радонежского Иоанн Дворядкин в публикации Информационного Митрополичьего центра «Православное Осколье» объяснил значение Крестопоклонной недели.
В сообщении, подготовленном Анастасией Грищук, говорится: «Великий пост – это семь недель напряженного духовного труда. Каждая из них посвящена выдающимся христианским подвижникам и важным этапам истории Церкви. Впереди нас ждет неделя Крестопоклонная. Смысл названия этой седмицы понятен далеко не всем. В чем особенности этого периода? Что непременно следует сделать верующим в эти дни? И что означают слова Спасителя: «…возьми крест свой, и следуй за Мною»? Разбираемся в этом вопросе вместе с клириком храма преподобного Сергия Радонежского иереем Иоанном Дворядкиным.
– Почему неделя называется Крестопоклонной? С каким событием связано установление этой седмицы?
– Прежде чем ответить на вопрос, нужно объяснить значение слова «неделя». В церковной традиции неделей называется воскресенье, то есть тот день, в который не делаются никакие будничные дела. Соответственно, Крестопоклонная неделя – это третье воскресенье Великого поста, в которое совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню.
Установление этой традиции связано с конкретными историческими событиями. В начале VII века в ходе одной из военных кампаний Иерусалим был разграблен. Кроме сокровищ захватчики похитили и Крест Господень. Прошло несколько десятилетий, прежде чем Крест вернулся в город. День возвращения Креста Господня обратно в Иерусалим был отмечен особым торжеством. Как часто бывает в церковной истории – локальный праздник стал праздником всей Церкви.
– Почему воспоминание этого события так важно в череде дней Великого поста?
– Крестопоклонная неделя является неотъемлемой частью Четыредесятницы. Но так было не всегда. Первоначально этот воскресный день отмечался как обычный праздник в честь важного исторического события. Но со временем он был переосмыслен и приобрел особое духовно-аскетическое понимание. И тут важно вспомнить о том, что Крестопоклонная неделя разделяет Великий пост на две части. Она как бы знаменует середину поста и тем самым выполняет очень важную духовную задачу.
Вспомните, как мы начинаем Великий пост. Обычно мы это делаем с особым вдохновением, с желанием поменять что-то в своей жизни, а потому берем на себя много обязательств, «подвигов», которые непременно собираемся до конца поста исполнять. Но проходит первая неделя, вторая… Постепенно мы начинаем привыкать к великопостным будням и теряем внутреннюю напряженность.
И вот, дойдя до середины поста, мы вдруг оказываемся перед Крестом Господним, который напоминает нам о конечном пункте назначения Великого поста – о Голгофе и Воскресении Христовом.
Мы снова можем обрести внутреннее вдохновение, новую силу, для того чтобы дальше идти до конечной точки, не остывая внутренне.
Смысл Крестопоклонной недели раскрывается и в том евангельском отрывке, который читается в этот день во время богослужения. В отрывке звучат слова Христа: «…кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Очень интересный комментарий к этим словам предлагает блаженный Августин. Он под крестом, который мы должны нести, понимает «смертность нашей плоти». Блаженный Августин как бы говорит, что наша плоть поражена греховностью, что мы являемся заложниками своих страстей и несем эту внутреннюю несвободу как тяжелый крест. Далее Августин добавляет, что крест нашей плоти должен быть распят и пронзен гвоздями страха Божиего. То есть доверие и любовь к Богу, боязнь обидеть Его могут позволить нам побороть ту греховность, которая в нас присутствует. Поэтому именно ее мы должны отнести на Голгофу, где ее возьмет на себя Христос, и она будет распята вместе с Ним.
Мы получим освобождение, только идя за Христом. Обычно под своим жизненным крестом мы понимаем какие-то проблемы и страдания. И вот здесь нам предлагают иное толкование этого привычного выражения, более глубокое и правдоподобное. Вряд ли Христос этими словами просто утешал и обещал облегчить наши жизненные трудности или вовсе избавить от них. Напротив, Он говорит: «…возьми крест свой, и следуй за Мною». А куда можно идти за Христом с крестом? Только на Голгофу. Поэтому Господь не отвергает страдания нашей жизни, а предлагает избавить нас от главного страдания – от внутренней несвободы и порабощения греху. В дни Великого поста и особенно в Крестопоклонную неделю мы напоминаем себе о том, что нашим плотским привычкам можно и нужно уделять меньше внимания, нежели духовной жизни.
– Как проходят богослужения на Крестопоклонной неделе? В чем их особенность?
– В субботу вечером перед началом всенощного бдения священнослужители переносят Крест с жертвенника на престол, где он находится до великого славословия. В этот день полиелей и чтение Евангелия совершается в алтаре перед Крестом. Помазание освященным маслом происходит позднее, чем обычно. Во время великого славословия священнослужители выносят Крест из алтаря и кладут в центре храма. Затем все верующие вместе со священниками и хором молятся, произнося следующие слова: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Таким образом, вспоминая о Кресте, мы уже думаем и о Воскресении Господнем. Потом верующие подходят ко Кресту для поклонения, после чего священник помазывает маслом каждого человека.
В воскресенье Крест так же находится в центре храма, поэтому можно прийти и приложиться.
– Как верующим вести себя на этой неделе? Что непременно нужно делать в эти дни?
– Великий пост имеет одно важное отличие от остальных многодневных постов. В этот пост меняется сам строй богослужебной жизни Церкви. В какие-то дни перестают служить полную Литургию, вместо нее по будням совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Кроме того, добавляется много молитвенных текстов, которых мы не услышим в другое время церковного года. Поэтому, чтобы пережить по-особенному Великий пост, нужно чаще бывать на богослужениях: не только на праздничных службах, но и в будни.
В Крестопоклонную неделю важно постараться прийти на службу в субботу вечером и в воскресный день, чтобы вместе с Церковью поклониться Кресту Господню. В этот день вечером во многих храмах совершается особое богослужение – пассия. Это служба, посвященная страданиям Христа. Для того, чтобы сохранить память о Кресте Господнем, можно прийти на богослужение и утром, и вечером. Если у вас не получается побывать на службе, но вы хотите помолиться дома, то можно почитать канон Честному и Животворящему Кресту Господню либо акафист Страстям Христовым».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 255 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Митрополит Белгородский выступил на открытии VII выставки «Прохоровское поле» в Белгородском художественном музее
- Шебекинский благочинный показал «звезде» «Реальных пацанов» храмы Шебекино
- В Новооскольском благочинии благословили призывников на службу Родине
- Митрополит Белгородский выступил на заседании Митрополичьей литературной гостиной в Белгороде
- Православные чтения прошли в Новом Осколе