Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Клирик старооскольского Христорождественского храма рассказал о вкладе Русской православной церкви в победу в Великой Отечественной

http://stal-nevsky.ru/wp-content/uploads/2019/10/DSC_0089.jpgКлирик старооскольского Христорождественского храма Евгений Колесников рассказал о вкладе Русской православной церкви в победу в Великой Отечественной, сообщил Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье».

«Православное Осколье» публикует Доклад клирика Христорождественского храма протоиерея Евгения Колесникова на XVIII муниципальных Рождественских чтениях «Великая Победа: наследие и наследники», прошедших 24 октября 2019 года в конференц-зале храма Рождества Христова г. Старый Оскол: « До сих пор не существует единого мнения о роли РПЦ в Великой Отечественной войне. И даже среди ученых и историков оно расходится. Это связано прежде всего с тем, что практически весь материал, имеющий отношение к этому вопросу, прошел идеологическую обработку. И даже среди воспоминаний участников данных событий не существует единой оценки.
Данный доклад не претендует на научное исследование проблемы. Это всего лишь попытка порассуждать о той лепте, которую внесла РПЦ в те страшные годы Великой Отечественной войны, которая коснулась каждой семьи.

Говоря о роли РПЦ в Великой Отечественной войне, конечно, прежде всего вспоминается знаменитое обращение к народу Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в первый день войны. 22 июня 1941 года, в день всех святых, в земле Российской просиявших, после Божественной литургии он обращался в своем послании: «…В последние годы мы – жители России – утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны. Но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину, попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает мирную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдою… Вспомним вождей русского народа: Александра Невского, Дмитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Положим и мы души свои вместе с нашей паствой. Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь да дарует победу!».

По указу Синода по всей стране ежедневно возносилась молитва «О сокрушении врагов и даровании победы». Во многих приходах по стране проводился сбор средств на нужды обороны, поддержку бойцов, содержание раненых и сирот в детских домах. С 1942 года советское правительство начинает активно использовать внешнеполитическое влияние Церкви, распространяя призывы митрополита Сергия к православному народу, находящемуся в оккупации и примкнувшему на сторону фашистских захватчиков, с просьбой поддержать русских и прекратить пролитие единоверной крови.

В 1942 году митрополит Сергий отправил И. Сталину телеграмму с просьбой разрешить открыть ему счет для сбора средств на сооружение танковой колонны, а после он обратился к пастве с просьбой собрать средства для этой танковой колонны имени Димитрия Донского. В ответ на призыв церковная Москва собрала два миллиона рублей. В блокадном Ленинграде православные собрали один миллион, а всего на танковую колонну было собрано более шести миллионов рублей. Впоследствии призыв митрополита Сергия к сбору средств на нужды обороны Отечества встречал самую горячую поддержку. Так, на деньги верующих были построены авиаэскадрильи имени Александра Невского, самолеты сибирской эскадрильи «За Родину!». Всего с приходов за время войны было собрано и передано правительству 300 миллионов рублей на нужды фронта.

Понятно, что вклад Церкви в достижении победы этим далеко не исчерпывается. Этот материальный вклад, с одной стороны, немал, но и не велик. Для сравнения: танковая колонна составляет 40 танков, а за годы войны было выпущено 130 тысяч танков, 100 тысяч самолетов, а не одна эскадрилья. Производство эскадрильи оплатили МХАТовские актеры, то есть это в некотором отношении лепта евангельской вдовицы. Дело совершенно не в материальном вкладе.

Если мы вспомним, в каком бедственном положении находилась РПЦ на начало войны, то можно прийти в удивление и восхищение от того подвига, который она совершила, включившись в войну с первого ее дня. Ведь Церковь была почти полностью разгромлена, большинство приходов были закрыты, храмы были перестроены под какие-то нужды или просто взорваны. Были закрыты все монастыри и духовные школы. На весь Советский Союз на свободе оставались четыре действующих архиерея из более чем 300. Одним словом, практически вся церковная организация была разгромлена.

Поэтому, когда мы вспоминаем, что Церковь призывала собирать средства, следует задуматься о том, каким способом она это делала. Не через СМИ, а из уст в уста передавалась информация, от одного прихода к другому говорилось о том, что нужно собирать деньги.

Один священник, служивший в военные годы, вспоминал, как он организовывал сбор этих средств у себя на приходе – у него было две прихожанки, которых он посылал по домам прихожан, и таким образом они собрали около 10 000 рублей. Сумма довольно немаленькая для того времени. И это был всенародный подвиг.

С самого первого дня войны, там, где происходили военные действия, священники выходили на поле боя, благословляли солдат. Грозная опасность, нависшая над самим существованием нашего государства, необходимость всенародного единения для победы над врагом, патриотическое настроение Церкви побудило советское правительство к изменению религиозной политики. Начали открываться храмы, многие священники были освобождены из лагерей, прекратил свое существование даже «Союз воинствующих безбожников». Это был тот патриотический подъем народа, который сопровождался и духовным подъемом.

Стоит отметить, как в 1942 году москвичам разрешили праздновать Пасху, и на некоторое время был отменен комендантский час. Улицы города были заполнены верующими, несмотря на то, что в Москве было введено осадное положение. А во время блокады Ленинграда в его немногочисленных храмах, несмотря на несмолкаемый обстрел, взрывы бомб, служба совершалась ежедневно. Окна в храмах нередко были выбиты, температура опускалась ниже нуля, однако певчие пели в пальто, в валенках, от голода едва держась на ногах. Несмотря на это, храмы были переполнены молящимися.

Хотелось бы обратить внимание на историю Псковской православной миссии, которую возглавил митрополит Сергий (Воскресенский), ставший экзархом Латвии и Эстонии. Именно он принимает решение об организации данной миссии, которая незаслуженно была забыта, но, безусловно, внесла свою лепту в победу. Участники миссии своей целью ставили миссионерскую деятельность, проповедь о Христе, ничего общего не имевшую с пропагандой освободительного движения и советской властью. Область миссии охватывала территорию от Пскова почти до Ленинграда. Прибывшее духовенство из Рижской, а позже из Нарвской епархий к месту своего служения застало всего восемь действующих храмов и несколько священников, переживших репрессии, не имеющих возможности окормлять то количество людей, которые желали посещать храмы и готовы были восстанавливать их своими усилиями.

Успехи миссии были впечатляющими. За время ее действия число приходов возросло до 300. Деятельность миссии охватила и социальную сферу: были открыты церковные детские сады, приходские школы и приюты. Был организован «Стол по распространению христианской культуры среди молодежи». Еженедельно выходили радиопередачи миссии. Одной из главных задач миссионеров была помощь военным, попавшим в плен, что для людей стало огромной помощью, поддержкой и утешением, так как условия их содержания в лагерях были невыносимыми. Удалось открыть даже несколько лагерных храмов.

Но такое развитие миссии в планы фашистского руководства не входило. И в 1944 году, когда советские войска подходили к Прибалтике, митрополит Сергий был убит. Немецкое руководство имело желание контролировать ситуацию на оккупированных территориях и заниматься распространением антисоветской пропаганды. Однако ситуация развивалась вопреки их планам. И миссия вместе с православием возвращала людям память о Родине, веру в победу, а для военнопленных – в будущее. Это понимала и советская Россия. Она в этот период принимала любую помощь, но подвиг миссионеров не спас их от страшной участи. Некоторые участники успели уехать в Европу, а те, кто остались, были арестованы «за сотрудничество с оккупационными властями» и отправлены в лагеря.

Также хотелось бы вспомнить о тех священнослужителях, которые не только словом, но и личным примером учили паству защищать Родину. Любимый всеми святитель Лука (Войно-Ясенецкий), будучи блестящим хирургом, не только своим пастырским словом, но и делом вносил свою лепту, проводя в день по три-четыре сложные операции. Будущий патриарх Пимен, тогда еще иеромонах, начал свой боевой путь с заместителя командира роты. Архимандрит Алипий (Воронов) оборонял Москву, был ранен, имеет государственные награды. Он воевал четыре года и через всю войну пронес с собой веру. Это тот самый отец Алипий, который впоследствии станет наместником Псково-Печерского монастыря.

В свои школьные годы мне посчастливилось знать священника, своего земляка, протоиерея Григория Карпова, служившего в нашей Белгородской епархии. Являясь сыном священника, он прошел путь от лейтенанта до майора с верой всю войну. Именно от него я впервые узнал, что когда наше правительство изменило в 1943 году политику отношения к Церкви на поле боя, стали появляться священники, которые служили молебны о даровании победы русского оружия. Впоследствии, уже в 70-е годы, Григорий Карпов принял священный сан. Я помню, он часто повторял всем знакомую фразу: «В окопе атеистов нет, там все молились». И таких священников много. Например, наш земляк протоиерей Владимир Шантыко (служивший в Свято-Никольском храме с. Незнамово – прим. ред.), который прошел всю войну военным летчиком.

Великая Отечественная война – это не борьба идеологии и социальных строев, это борьба за правду и веру. Вклад Церкви не может быть выражен в материальном эквиваленте. Величайший подвиг, великодушие, удивительное самоотвержение, которые проявил в период Великой Отечественной войны наш народ, и есть вклад Русской Православной Церкви в победу над богоборческим, чудовищным по своей жесткости и силе немецким фашизмом».

Оставить комментарий

Наверх