Первый в этом Великом посту чин Пассии совершил митрополит Белгородский
Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил первый в этом Великом посту чин Пассии, сообщила Пресс-служба Белгородской и Старооскольской епархии.
В сообщении, подготовленном Юлией Кривоченко, говорится: «Вечером 28 марта, митрополит Иоанн совершил вечерню с чтением акафиста Страстям Христовым в Александро-Невском кафедральном соборе Старого Оскола.
Ему сослужили настоятели и клирики храмов Старооскольского городского округа.
По завершении Богослужения архипастырь обратился к верующим с напутственным словом.
Он подчеркнул, что воспоминание о Страстях Христовых должно настроить нас на молитвенный лад и укрепить стремление приблизиться к Господу, что особенно важно в дни поста».
– Господь говорит: «Я есть путь, истина и жизнь», - сказал владыка Иоанн. – Великий пост – это дорога жизни, которая нас оберегает, очищает и приближает Богу. Выберем жизнь.
В пресс-службе напоминают, что «Слово «пассия» происходит от латинского «passio», что значит – «страдание» (по церковно-славянски – «страсть»). Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Пассии названы так тому, что их чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а также иногда акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя.
Свое начало пассии получили на Западе, где они представляли собой драматическое изображение Крестных страданий Христа Спасителя. Чтение евангельского повествования о страданиях Господа сопровождалось музыкой и своего рода драматическим представлением: слова Христа исполнял один священник-певец, слова первосвященника – другой, текст о событиях – третий; значительное место уделялось хору; все действо исполнялось в соответствующих одеяниях.
В XVIII веке, благодаря Иоганну Себастиану Баху, пассия находит распространение также и в церквах Реформации, где она получила характер величественных хоралов, которые исполнялись всей общиной верующих с музыкальным сопровождением.
Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви. Вместе с тем, совершение пассии не предусмотрено богослужебным уставом, а чин совершения этих богослужений не имеет единообразия.
Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством защитника Православия в борьбе с унией, митрополита Киевского и Галицкого Иова Борецкого. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в конце изданной в Киево-Печерской лавре Цветной Триоди (включавшей в то время богослужения Недели Ваий и Страстной седмицы) как прибавление к богослужебному уставу. Согласно этому описанию, завершавшемуся словами: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению», ― пассия совершалась в составе малого повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви, в частности, в Киево-Печерской лавре.
В предреволюционные годы в Русской Церкви пассия воспринималась как местный обычай юго-западных епархий. Храня богослужебную традицию конца XIX - начала XX веков, Русская Православная Церковь Заграницей не содержит пассий в своем приходском обиходе.
В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Ее последование предназначалось как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования службы с акафистом, принятой в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX-XX веков издавался Синодальными типографиями.
В начале XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться в чинопоследование пассии. Однако во многих епархиях Украинской Православной Церкви пассия и ныне совершается без чтения акафиста.
В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, появилась и практика исполнения на пассии только акафиста, без чтения Евангелия.
Последование пассии включает в себя отдельные песнопения служб Великого пятка и Великой субботы, что нарушает внутреннюю логику последовательности великопостных богослужений, а чтение Евангельских зачал не соответствует нормам устава, который не предполагает включение текстов Нового Завета в великопостное будничное богослужение. При этом тема страстей Христовых звучит в ежедневном постовом богослужении и в умилительных покаянных стихирах, и в тропарях великопостных часов, и в ветхозаветных пророчествах.
В связи с изложенным, священнослужители призваны иметь попечение о благоговейном и ревностном совершении уставных богослужений Великого поста и Страстной седмицы, побуждая прихожан к возможно более полному и осознанному участию в них.
Учитывая неуставной характер пассий, их совершение не следует считать обязательным.
В тех приходах и монастырях, где такой обычай сложился, пассии могут совершаться в соответствии с одной из общепринятых схем».
Фото А. Клюйко
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 376 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Секция Иоасафовских чтений прошла в православном детском саду «Покровский» в Белгороде
- Престольный праздник встретили в Солонец-Поляне
- Организационное заседание Студенческого научного общества состоялось в Белгородской семинарии
- Мастер-класс по выпечке провели в православном детском саду «Рождественский» в Белгороде
- Ребята из Воскресной школы Успенского собора в Новом Осколе сразились в шахматном турнире в честь престольного праздника