Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Потрясающий подземный храм открыли для себя старооскольские туристы

http://www.no.oskol-news.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_20200725_090751.gifИздание «Новости Оскола» рассказало о том, как староооскольские туристы открыли для себя потрясающий подземный храм.

Константин Новиков, руководитель туристической группы и автор сообщения в староооскольском издании, поясняет: «Моя семья до 2013 года жила на Камчатке, где я с 9 лет занимался любительским, а значительно позже – коммерческим туризмом, поставив хобби на профессиональную основу. Но туристов бывших не бывает и, переехав в Старый Оскол, продолжаю путешествовать, о чем периодически информирую читателей.

Лично я считаю, что Черноземье – интереснейший регион в плане наличия достопримечательностей: архитектурные ансамбли, музеи, старинные замки и древние ландшафты, исторические реконструкции и природные территории. Но отдельным и  уникальным видом достопримечательностей здесь являются рукотворные подземные меловые пещеры. Создавались они людьми в различные периоды времени, в основном по религиозным мотивам, и прекрасно сохранились до наших дней.

Яркие представители подобных подземелий — меловые пещеры Белгородской и Воронежской областей. На слуху у всех подземная церковь в селе Шмарное Старооскольского округа,  Холковский подземный монастырь, меловые дивы в селе Дивногорье, Спасский женский монастырь в селе Костомарово.

Наша компания туристов-любителей в течение трёх летних сезонов исследует меловые пещеры Придонья. Помимо вышеупомянутых, в активе группы – подземная церковь в пещере Разбеёк у села Колыбелка, комплекс Белогорских пещер в селе Белогорье на месте разрушенного после революции 1917 года храма, культовая пещера у села Семейки. О ней и пойдёт речь в этом рассказе.

Автор сообщения рассказывает: «Пещера находится в меловой толще правого берега Дона в километре от села Семейки Подгоренского района Воронежской области. Маршрут проложили через Чернянку на Острогожск и далее в Подгоренский район до села, что стоит на самом берегу Дона. Всего пришлось проехать 272 километра...

Нашли отличное место для палаточного лагеря – внизу величаво и неспешно катил свои воды красавец Дон, с вершины холма открывался великолепный вид на маленькое село Семейки и излучину реки, далеко на горизонте еле виднелась Нововоронежская АЭС.

Наладив походный быт, вдвоем с другом отправились на поиски входа в меловую пещеру. Найти его, не изучив предварительно местность, было бы затруднительно, но проведенная предварительная работа в Интернете дала свой результат – вход обнаружили быстро. Оценив большую крутизну склона, характер неустойчивой меловой осыпи, приняли решение для безопасного спуска в пещеру участников похода подрубить ступени на склоне. Наутро взяли с собой лопаты, топор, катушку с 300 метрами поискового шнура, налобные и поисковые фонари, отправились в пещеру. Сделанные нами ступени облегчили спуск и пожилым участникам, и детям – склон очень крутой, спускаясь и поднимаясь обратно, будьте  предельно осторожны. Перед спуском – раздача схем пещеры всем участникам, инструктаж по ТБ, и вперед!

Вход большой, но опасный, над крутым оврагом. Достаточное освещение нескольких привходных келий и «хозблока» со сводчатым потолком объяснилось тем, что полукольцевой коридор имеет второй выход на настоящий меловой балкон с видом на реку. К сожалению, природа и время наполовину обрушили его в реку. Далее по центру изгиба коридора – спуск по замытым меловым ступеням на глубину шесть метров – и мы в подземном лабиринте.


Фиксируем конец поискового шнура на стену, разматывая его, по схеме проходим до третьего входа, отмечая повороты зажженными свечами. Разворот, два длинных тупика, и вот он, сводчатый тупиковый ход. Длина его 160 метров. Он интересен тем, что на половине пути создаются интересные акустические эффекты: эхо, задержка которого составляет 1-2 секунды, сильное искажение низких голосовых тонов.


В коридорах пещерного лабиринта имеются вырубленные в стенах киоты для икон. Луч поискового фонаря не добивает до конца коридора. В ответвлении хода есть помещение с очень узким входным лазом – камера шарообразной формы. В ней кинематографисты снимали материал о древних пещерных жителях, поэтому место частично отреставрировано от копоти.

Коридоры широкие, в рост человека, своды традиционно арочной формы, состояние пещер хорошее, вывалов породы немного. По боковым поверхностям коридора идет выраженный фриз шириной 10 сантиметров. Скорее всего, он использовался как уровень, чтобы с помощью ватерпаса сохранить минимальный наклон галереи для естественного воздухообмена.


Дойдя до тупика, потревожили большую летучую мышь, и она попыталась нас прогнать, отлетая к концу коридора и храбро бросаясь на лучи наших налобных и поисковых фонарей, осветивших ее сумрачное место обитания. Извинившись за незапланированный визит, развернулись и пошли обратно, на входе в лабиринт  приняв левее, в подземный храм».

Константин Новиков подчёркивает: «Храм выглядит потрясающе!

Огромный по меркам подземелий алтарь в пещерном храме размером 8х8 метров имеет отходящие три хода. Справа от алтаря мы обнаружили небольшую комнату, предположительно, ризницу. В стене над входом есть ниша-тайник на высоте 3 метров длиной 8,5 и высотой 1,3 метра. Переход стен в потолок местами обозначен пятисантиметровой полосой, проведенной охрой, ею же на стенах храма нарисованы кресты.

В части пещерного лабиринта есть помещение, напоминающее незаконченный храм. Коридор туда раскрашен грубо нарисованными кистью черными и белыми снежинками с разным количеством лучей. Переход стен в потолок обозначен черной десятисантиметровой полосой, также украшенной снежинками. Такие рисунки не типичны для православных храмов, и мы склонились к солярной (солнечной) теории их происхождения.

Собравшись в центре подземного храма, в потолке которого вырублен тщательно обработанный огромный купол, мы на несколько минут замолчали, погасив все источники света. Интересный эксперимент показал, что в условиях абсолютной темноты и тишины человек слышит ритмичную пульсацию внутри себя, ток собственной крови. Когда мозг не анализирует внешние раздражители, активизируются его скрытые резервы, и вполне возможно, что мистические видения и откровения имеют место быть именно в таких условиях».

Как отмечает автор сообщения, «Смотав поисковый шнур, осмотрев все подземные лабиринты и сверив их с имеющейся схемой, мы вышли на поверхность. Страхуя участников группы от подворотов и срыва, по очереди подняли всех на вершину мелового останца. И уже в лагере родилась версия о причинах строительства подземных храмов – их долговечность, прочность и скрытость от посторонних людей, а также воздействий стихий. Поражались объемам подземелий, массе вынутой породы и эквивалентам труда, приложенных создателями пещерного храмового комплекса, с уважением упоминали их поистине героический труд – создать такое огромное помещение внутри горы в конце 19 века – настоящий людской подвиг.


Вторую половину дня провели на реке, купались, отдыхали. Вечер у костра подарил песни под гитару и созерцание падающих звезд. Одно только это – огромное ночное звездное небо на природе – стоит того, чтобы быть там, смотреть на них, философски думать о высоком. А падающие звезды – необыкновенной красоты явление, как из мечты.

Утро третьего дня позвало в дорогу, но в селе Каменка есть чудесное озеро рядом с сосновым лесом – просто подарок природы людям. Остановились на купание. Какое же удовольствие в жару найти чистый водоем с песчаным дном. И воздух соснового леса, пропитанный полезным терпким смолянистым запахом.

Через Острогожск и Чернянку вернулись домой. Поездка удалась на «отлично», оставив восторженные отзывы у участников маршрута. Путешествуйте, соотечественники, познавайте мир, воспитывайте детей с широким кругозором и высоким интеллектуальным уровнем. Добрых вам путей».

Оставить комментарий

Наверх