«Православное Осколье» напомнило, что осуждение ближнего – это грех для православного
Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье» напомнил, что осуждение ближнего – это грех для православного, публикуя Слово святителя Онуфрия (Гагалюка).
Святитель Онуфрий пишет: «Мы знаем Того, Кто сказал: «У Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой (Евр. 10:30).
Одним из самых распространенных в нашей жизни грехов является грех осуждения.
Для иных осуждение кажется чем-то маловажным. Но по сознанию Церкви Божией – это великий грех, омрачающий, мучающий нашу душу и влекущий за собою тяжелые наказания от Бога. Я не буду говорить об осуждении и понимании верующих со стороны безбожия и расколов современных. Насмешки и издевательства над православными со стороны неверующих и современных многочисленных раскольников понятны: мы различных религиозных мировоззрений.
«Если мир вас ненавидит, – говорит Спаситель о всех верующих в Него, – знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:18–19). Я хочу сказать об осуждении в кругу православных. Очень нередко услышишь среди нас осуждения друг друга, а теперь даже решаются осуждать и своих пастырей и святителей.
Господь сказал всем нам: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Ты осуждаешь своего брата: а кто дал тебе право на сие? Разве не знаешь, что у всех нас есть судья – Господь, ты восхищаешь Божии права. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает… Все мы предстанем на суд Христов… Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:4, 10, 12).
Тем более тяжкий грех осуждать своих пастырей. Осуждая служителей Божиих, ты идешь против самого Бога. Представь, что ты осудил чиновника внешней власти, ты пошел не против личности, а против власти, и понесешь наказание. Так и здесь, понося служителей Христовых, ты отдашь за сие пред Богом, как и говорит Сам Спаситель о всех православных святителях и пастырях: «Слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается…» (Лк. 10:16).\
Наши суждения о ближнем редко бывают правильны. Мы судим по своему масштабу: по внешним проявлениям ближнего, а душевного настроения, его сокровенных дум – не знаем. Как часто наружность обманчива. Есть особый род подвижничества в Церкви Божией – Христа ради юродство. Люди ходят в неприличной одежде, говорят бессмысленные речи, обличают сильных мира сего. Их гонят, смеются над ними, считают безумными. А между тем, эти юродивые – великой души люди. (Андрей, Христа ради юродивый, Максим и Василий блаженные, Московские чудотворцы и многие другие). У Льва Толстого, в одном из его произведений, выведен юродивый Гриша. Мальчик Володя, описывает Толстой, видел Гришу, когда тому было лет пятьдесят. Гриша был громадного роста человек, кривой на один глаз, ходил с пятнадцати лет босиком и летом и зимою, одеждой его был полуразодранный кафтан, он носил вериги, часто говорил несвязные речи, обличая людей, многие считали его полуумным, лентяем, травили его собаками… Мать Володи относилась сочувственно к нищему и отвела в своем доме маленькую комнату для ночлега юродивого, и он зашел в его комнату вечером, когда должен был войти Гриша для сна. Юродивый вошел в свою комнату и, никого не видя, медленно перекрестился. Потом снял с себя верхнюю одежду и сел на убогом ложе. Лицо нищего было совсем иное, чем на людях: оно было спокойно, задумчиво и даже величаво. Потом нищий сложил на груди руки, стал перед иконами и начал молиться, чем дольше, тем воодушевленнее. Гриша молился о своих благодетелях, о своих грехах, о врагах своих: «Боже прости врагам моим!» Володя видел, как юродивый, несмотря на свою старость и вериги, часто клал земные поклоны. Мальчик слышал, как после молитвенных возгласов в голосе юродивого звучали слезы…
Наконец юродивый громко сказал: «Да будет воля Твоя…» – упал на колени лицом к земле и громко зарыдал, как ребенок (Л. Н. Толстой, т. 1, 19–20, 32–33, М. 1913 г. Изд. И. Д. Сытина). Образ этого юродивого запечатлелся в душе ребенка на всю жизнь. Помни об этом юродивом и ты, возлюбленный, и бойся осуждать ближнего своего, как о сем поучает нас великий апостол: «Не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5).
Осуждение ближнего, как всякий грех, мучит нашу душу. Когда ты, заметив проступок своего брата, начнешь указывать на него всякому и поносить его, тебе на первый раз кажется, что ничего особенно плохого не сделал. Но отчего ты душею не спокоен, почему чувствуешь смущение, раздражение, тоску? Это осуждение оставило свой мрачный след в душе твоей. А когда ты никого не осуждаешь, на душе у тебя спокойно, светло и радостно… В одной обители умирал инок. Он не отличался добродетельной жизнью. Напротив: был нерадив в службах, ленив на молитвы и посты. Одр умирающего окружила братия обители с игуменом. Братия думала, что смерть этого инока будет лютою. Но он умирал спокойно и даже радостно… Ибо было открыто игумену, что потому этот, даже нерадивый инок удостоен был тихой, мирной кончины, что никого не осуждал!.. Поступай и ты так же, возлюбленный. Не на ближнего озирайся, а на самого себя: свою душу очищай от грехов. Ибо может случиться, что сучок в глазу брата своего ты заметил, а, оказывается, у себя в глазу целое бревно (Мф. 7:4), как говорит о сем Сам Спаситель наш и Бог… Однако нужно нам, возлюбленные, остерегаться и другой крайности…
Иные, видя грехи ближнего своего – кощунства, разврат, увлечение расколом, не делают никаких замечаний: какое нам дело, говорят, до ближнего, у нас своих грехов много, не будем осуждать ближних, а смотреть за своими грехами!
Такие суждения неверны. Иное дело осуждать ближнего, поношение его перед людьми, а иное дело – забота о спасении человеческой души. Когда ты видишь грехи брата своего, ты не пройди мимо, а укажи ему на грехи его. Кто знает, может быть, он отойдет от своих грехов. Вот почему и Спаситель учит нас: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между собою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего…» (Мф. 18:15). Ближний твой кощунствует. Напомни ему, что «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6:7). Блудному скажи, что он Царства Небесного не наследует (1 Кор. 6:9–10). А раскольников устрашай грозными словами Спасителя: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Но не нужно кричать о грехах ближнего, особенно пастырей православных, но любящей рукою возливать елей на раны ближнего: увещевать его не грешить, вызывать его к покаянию и исправлению через таинства Православной Церкви. Все мы – православные христиане, братья одной христианской семьи, именуемой Церковью. Друг о друге будем с любовью заботиться, как и поучает нас святой: «Братья! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:1–2). АМИНЬ».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 40 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы