Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

«Православное Осколье» рассказало как живёт старинный храм в Архангельском

http://stal-nevsky.ru/wp-content/uploads/2020/11/1-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2-1.jpgИнформационный Митрополичий центр «Православное Осколье» рассказал о том, как сейчас живёт старинный православный храм в селе Архангельское.

В сообщении, подготовленном Светланой Малявиной, говорится: «До села Архангельское – ещё несколько десятков километров пути, а над макушками вековых сосен уже виднеется их ровесник – храм Архистратига Михаила. Даже на расстоянии ощущается его мощь и почтенный возраст. Вблизи храм еще больше впечатляет своей величиной: здание было построено так, чтобы здесь могли разместиться до 200 человек».

Автор сообщения отмечает, что «К сожалению, более шестидесяти лет храм пребывал в запустении. Вновь распахнул он свои двери для прихожан уже после реставрации – в 2005 году».

– 21 ноября жители Архангельского отмечают престольный праздник храма. Накануне знаменательной даты мы отправились в село, чтобы воочию увидеть этот величественный храм и вспомнить его прошлое. Несмотря на ноябрьскую переменчивость, с погодой нам повезло. Выдался невероятно теплый и солнечный день. Живописность этих мест, поистине горних, предстала во всей красе: бугры, овраги и простор. Недаром само поселение когда-то носило название Горнее. Село достаточно удалено от города – в двадцати километрах. Архангельцев без малого тысяча человек. Большинство жителей – отсюда родом, а потому село кажется невероятно семейным: здесь, как в старину, все друг друга знают. Местные жители стараются сохранять историю родного края. Однако о судьбе церкви и ее священнослужителях известно крайне мало. Согласно историческим справкам, в 1778 году здесь была построена деревянная церковь во имя главного небесного военноначальника, которая и дала название селу. А в 1889 году был воздвигнут кирпичный храм, также освященный в честь Архангела Михаила, - рассказывает Светлана Малявина.

По её словам, «Из книги «Воронежская старина» 1907 года мы узнаем, что уже в 1905 году храм был покрашен и расписан. При нем действовала церковно-приходская школа, размещавшаяся в сторожке. Служил здесь священник Георгий Николаевич Лисицын. Ему помогали дьякон и псаломщик. Также из уст в уста передаются сведения, что изначально 

архитектура храма была иной: один из входов украшали колонны с фронтоном. Но при каких обстоятельствах они были разрушены – неизвестно.

По воспоминаниям старожилов, богослужения в храме совершались даже в тяжелые годы войны. Но имена настоятеля и клириков церкви за этот период установить не удалось. В богоборческое время памятник архитектуры превратили в склад, затем в мельницу.

Еще живы те, кто был крещен в Архангельском храме до его закрытия. Уроженка села Ольга Лукьяновна Синенко рассказала нам удивительную историю. В доме ее дедушки, Ивана Тибекина, в 1936-1937 годах квартировал священник Павел Боев. Дом этот находится рядом с современной улицей Зеленый Хутор, расположенной довольно далеко от церкви. Почему же батюшка поселился там? Ольга Лукьяновна отвечает на этот вопрос просто: ее дед своей веры в те годы не скрывал и не побоялся принять у себя неугодного властям гостя.

Сама же Ольга Лукьяновна родилась в июле 1937 года. Только из рассказов мамы она знает, что в тот же месяц ее и родного брата крестил в родном селе отец Павел. Вскоре же священнику пришла повестка из Шаталовского РО НКВД с требованием явиться для беседы. Не дождавшись батюшку домой, Тибекины отправились в Шаталовку выяснить его судьбу. Но среди арестованных его уже не было».

«Православное Осколье» сообщает, что «Павел Боев был рукоположен в священнический сан епископом Старооскольским Онуфрием (Гагалюком). В книге священника Владимира Русина «Я за веру готов умереть. Жизнеописание священника Никиты Котенева» мы находим строки: «В 1936-1937 годах, возможно, в связи с принятием новой Конституции, которая провозглашала якобы свободу вероисповедания, в храмах Старооскольского района возросло число молящихся. В селе Архангельское в 1936 году под Рождество исповедалось более сотни человек. Отец Павел сообщал благочинному, что верующих среди жителей села стало больше. Процесс роста архангельского прихода был искусственно остановлен властями». К сожалению, следственное дело отца Павла не найдено и судьба его остается неизвестной.

Есть еще список из документа, хранящегося в Государственном архиве Воронежской области, где дается ссылка на указ №198 от 7 февраля 1934 года епископа Старооскольского Митрофана о назначении на настоятельское место в село Архангельское священника Василия Николаевича Емельянова 1891 года рождения «по прошению и с согласия общины». В документе сказано: «Вдов в семействе: мать Параскева Стефановна и племянник сирота Николай. Псаломщика в церкви нет». Прослужил на этом приходе батюшка совсем недолго. В 30-х годах он был настоятелем церкви в селе Вислое Горшеченского района Курской области. 3 октября 1941 года Василия Емельянова расстреляли…».

К сожалению, подчёркивает Светлана Малявина, «даже самые почтенные по возрасту жители села не помнят окормлявших приход священников.

По соседству с тем самым домом Ивана Тибекина (ныне улица Дачная) живет его однофамилец 86-летний Алексей Петрович Тибекин. О событиях, упомянутых выше, и о священнике-соседе ему неизвестно – слишком был мал в ту пору. Но твердо помнит Алексей Петрович, что в годы войны в храме некоторое время все же шли службы. Помнит и упавший после ночной бомбежки крест. Тогда был разрушен самый высокий купол церкви, и из-за риска обрушения богослужения с тех пор прекратились. Но и после войны ремонтировать «культовое помещение» не разрешили.

Невозможно не вспомнить, что на протяжении восьми месяцев – с июля 1942 года по конец января 1943 года – село было оккупировано фашистскими войсками. О зверствах мадьяр в Архангельском рассказывают сохранившиеся в городском краеведческом музее документы: имели место пытки и расстрелы местного населения. О страшном времени не забыть и очевидцам – старожилам села.

Алексей Тибекин вспоминает, что для устрашения фашисты соорудили в центре села виселицу. Старший брат Алексея Петровича был вынужден батрачить на немецкой конюшне.

Тех, кто отказывался работать или работал, по их мнению, плохо, «стебали плеткой». Немец был очень строгий. Да и самому, на тот момент 8-летнему Алеше пришлось столкнуться с врагом лицом к лицу: «Помню, как один фашист шел по нашей улице и стрелял птицу. Я попытался загнать кур во двор. Тут же на меня было направлено дуло пистолета. Мать это увидела, упала перед мадьяром на колени. Он меня и пожалел».

– А что же храм? Когда церковь перестала действовать, богобоязненные старушки разобрали церковные иконы по домам. В красном уголке Алексея Тибекина тоже стоят старинные образа, оставшиеся в наследство от матери Екатерины Леонтьевны. Интересно, что в центре домашнего иконостаса находится икона покровителя села – Архангела Михаила. Возможно, когда-то она тоже находилась в числе храмовых святынь. Но сегодня доподлинно выяснить это уже не удастся, - отмечает Светлана Малявина.

Как уже говорилось выше, «в советские годы здание церкви превратили в зернохранилище. Сотни тонн зерна, пыль, шум машин – все это играло разрушительную роль. Со временем протекла крыша, купола заросли травой, кто-то снял с них медный покров. Памятник архитектуры обветшал, опустел. И только пение птиц слышалось в этих стенах».

«Православное Осколье» информирует, что «Реставрационные работы начались уже в новом веке, в 2002 году, по инициативе директора молочного комбината «Авида» Елены Романенко. Были заложены проемы в стенах, сделана кровля, подняты купола, кресты. Жаль только, что роспись сохранить не удалось. 10 октября 2005 года состоялось 

освящение отреставрированного храма. Праздничное богослужение совершил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн».

– На протяжении вот уже пятнадцати лет на Литургию в свой родной храм спешат архангельцы. Почти все это время здесь настоятельствует отец Георгий Лычев. Батюшка с любовью выносит из алтаря обретенную святыню – образ Спаса Нерукотворного. Отец Георгий предполагает, что икона, как минимум, ровесница храма, возможно, афонского письма. А принес её около пяти лет назад местный житель, сообщив, что нашел на чердаке купленного дома в Архангельском. Чудом не была утеряна и поругана еще одна вековая икона – святителя Иоасафа Белгородского, предположительно, местного письма. Передал ее в храм сельский участковый, рассказав, что забрал у пропойц, когда те пытались ее выменять на алкоголь. Отец Георгий планирует сделать к образу мощевик.

К сожалению, на данный момент утрачены иконы и утварь, бывшие при Архангельской церкви до печальных событий разорения памятника архитектуры. Но главное, что сегодня храм Архистратига Михаила живет и наполняется своей новой историей. А в воскресные и праздничные дни здесь творится молитва, - сообщает Светлана Малявина.

«Православное Осколье» благодарит за помощь в подготовке материала Начальника Архангельской сельской территории Владимира Черникова  и директора дома-музея святителя Онуфрия (Гагалюка) Светлану Шестакову.

Оставить комментарий

Наверх