«Православное Осколье» рассказало о христианском мировидении Клайва Льюиса
Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье» рассказал о христианском мировидении Клайва Льюиса.
В сообщении, которое подготовил Александр Гончаров, говорится: «Когда мы уже знаем, каких успехов и на каком поприще достигла та или иная личность, то, естественно, стараемся найти причины их в ее биографии. Что можно сказать о человеке, у которого дедушка являлся успешным кораблестроителем, спустившим на воду малый «Титаник», не затонувший при первом же рейсе, но долго и четко обслуживавший морские маршруты, в отличие от своего более известного собрата? Что можно подумать о выборе профессии человеком, отец которого был великолепным юристом и доверенным лицом людей, занимавших далеко не последние места в культурной и образовательной элите Британской империи? Какой духовный путь решились бы мы предсказать юноше, потерявшему в детстве веру в Бога и злившемуся на то, что Творца, по его мнению, нет, увлекшемуся кельтским язычеством и оккультизмом?
На первый взгляд, ответы напрашиваются сами собою. Но жизнь гораздо сложнее, чем кажется, и судьба не компьютерная программа с заранее заданными параметрами.
Кроме того, часто то, что мы думаем сами о себе, значительно отличается от дороги, которую предназначил нам Господь.
Впрочем, Он никогда не искажает нашего выбора, дабы не лишить свободы воли, но всегда подсказывает направление движения, лишь бы мы не отвернулись от знаков, даруемых Им…».
Авто сообщения рассказывает, что «29 ноября 1898 года в Белфасте, что расположен на севере «Зеленого острова» − Ирландии, родился Клайв Стейплз Льюис. Именно его дед владел верфями, а папа стал известным правоведом и адвокатом. Льюис отказался от Бога, когда не сумел выпросить у Создателя дополнительных лет жизни для больной матери, нежно им любимой. А первоначально ничто особо не предвещало итоговый выбор Клайва.
Клайв Льюис чтим и уважаем даже по прошествии многих десятилетий после ухода ко Господу в 1963 году (в один день с президентом США Джоном Ф. Кеннеди и британским автором антиутопии «О дивный новый мир» Олдосом Хаксли) как выдающийся ученый-филолог, знаток английской литературы, замечательный писатель, публицист и христианский апологет XX века.
Свой возврат к христианству, ко Господу нашему Иисусу Христу К. С. Льюис описал в мемуарах под названием «Настигнут радостью». Сам автор совершенно не скрывает того, что долго по тем или иным житейским поводам он отказывался признавать бытие Божие, но обретение вновь веры стало и источником великой радости тому, что есть Творец, что жизнь человеческая не бессмысленная свалка атомов в пустоте, а дорога в Вечность, где раскрываются все смыслы, где человек окончательно обретает самого себя.
Христианское мировидение позволило Клайву Льюису лучше различать и происходящее с нашим земным миром, некогда омраченным первородным грехом. В своих книгах, эссе, статьях и притчах Льюис выступил как борец «с миродержателями тьмы века сего» и защитник рода людского.
Читателям и любителям кино К. С. Льюис больше всего известен по «Хроникам Нарнии» (в семи частях), написанным для детей. Кое-кто, конечно, доберется и до притчи «Письма Баламута» («Как бес бесу»). Но обычно на этом знакомство с Льюисом и завершается. Однако это совершенно неправильный подход. Идя на гору, не следует останавливаться у прекрасного ручейка, протекающего у ее подножия».
Александр Гончаров пишет: «Для понимания мыслей и идей Льюиса необходимо добраться хотя бы до его трактата «Просто христианство» (1952). В нем писатель добротно раскрывает основные христианские взгляды, а также показывает, что даже «невинный» грех ведет к страшным последствиям для души. Клайв Стейплз Льюис повторяет слова и поучения первых христианских авторов и святых, вынужденных вести проповеди в неизмеримом языческом окружении. Если честно, подобное положение дел говорит и о том, что к XX веку Европа потеряла Христа, обратилась к насильственному обожению и обожанию материального мира и опять соскользнула на рельсы обычного язычества, приняла древний соблазн «будете как боги».
Нет, Господа нашего Иисуса Христа просвещенные европейцы не вычеркнули из своих романов, картин и музыки, определяя Его то учителем нравственности, то революционером, то мистиком, то предсказателем, но отказав в признании Богом, тем самым отринув Воскресение мертвых, Жизнь Вечную, Голгофу и Крест. Мир стал теплохладным. И это все превратилось в закономерный приговор: «…Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3, 15-17).
В «Просто христианстве» Льюис восстает против теплохладности в отношении Бога: «Обычный человек, который скажет то, что говорил Иисус, не может быть великим учителем морали. Он будет либо воистину сумасшедшим (на уровне человека, вообразившего себя яйцом пашот), либо дьяволом во плоти. Вам надо сделать выбор. Или этот человек и есть Сын Божий, или он сумасшедший, или нечто еще худшее. Его можно игнорировать как глупца, можно плевать на Него и убивать как демона, или надо пасть к Его ногам и назвать Его Господом и Богом. Но давайте не сочинять покровительственный вздор о великом человеческом учителе морали».
Клайв Льюис прозревает, что чем больше человек совлекает с себя «образ и подобие Божие», то тем больше он превращается даже не в животное, а в механизм, которым так легко управлять и так легко ломать, не отягощая свой разум метаниями совести. Писатель это хорошо отразил в своей художественной «Космической трилогии» (название неудачное, дано издателем), особенно в третьей ее части, названной «Мерзейшая мощь» (1946). Удивительно, но британец, почти и иносказательно, описывает процессы, творящиеся сейчас перед нашими глазами, в XXI столетии. А ведь прошло уже 75 лет со дня публикации «Мерзейшей мощи».
Люди уверовали во всемогущество и правоту науки, не замечая страшного бедствия, что сами они стали не субъектами, но объектами ее. И ради науки теперь можно лишать человека человечности, отказывать в справедливом наказании за преступление, попирать свободу личности. Один из главных героев откровенно говорит: «Куда бы ты ни пошел, ты увидишь машины, многолюдные города, пустые троны, бесплодные ложа, обманные писания, людей, обольщаемых ложной надеждой и мучимых истинной скорбью, поклоняющихся творенью своих рук…»
Наука сращивается с оккультизмом и магией и в конце концов ведет к исчезновению человека с лика Земли. Причем все совершается под вполне благозвучными и приятными лозунгами. Вывод дается парадоксальный, но неоспоримый: «Людей изучать нельзя, их можно узнавать, а это дело другое. Поизучаешь их, поизучаешь − и захочешь отобрать то, ради чего живут все, кроме кучки интеллектуалов». Обо всем этом и рассказывается в «Мерзейшей мощи».
Как отмечает автор сообщения, «Обо всех произведениях К. С. Льюиса поведать невозможно, лучше их прочитать. Но нельзя обойти вниманием книгу «Расторжение брака» (в самом названии есть отсыл к поэме Уильяма Блейка «Бракосочетание Рая и Ада», написанной в 1790-1793 годах). В данном случае Льюис выступает как анти-Блейк. Писатель, не являясь католиком и не признавая чистилища, в художественной форме воспроизводит свидания в загробном мире душ, находящихся в аду, и праведников из рая.
Встреча происходит как бы на нейтральной территории. На нее попасть могут все из преисподней, кто захочет, но оказывается, многие и не желают выходить из ада, не признавая своих грехов, а нередко даже упиваясь ими. Но и те, кто добрался, отнюдь не жаждут покаяться, а разговаривая с теми, кто пришел из рая, даже зовут их с собою в ад, утверждая, что рай там. Любование собою, гордыня, зависть толкают их на это. Пропащие души не хотят даже обыкновенной радости, отвергая ее из-за отказа признать Предвечного Бога.
Однако Льюиса нельзя назвать пессимистом. Он оптимистичен. Для него христианство – «религия радости». Главное, чтобы человек захотел быть со Господом искренне и бесповоротно, отказавшись от всего, что этому мешает: «Не удерживайте ничего. Ничто из того, что не умерло в вас, не воскреснет из мертвых. Будете искать себя, и вашим уделом станут лишь ненависть, одиночество, отчаяние, гнев и гибель. Но если вы будете искать Христа, то найдете Его, и все остальное приложится вам».
Льюис нужен, он важен для нашего сумрачного века. Но с ним можно только дойти до ворот Церкви и постучать в них. Отворить их помогут апостолы, святые отцы и учителя Церкви. Перешагнуть же порог каждый человек должен сам».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 312 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы