«Православное Осколье» рассказало о перспективах и проблемах преподавания православной культуры в школе
Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье» рассказал о перспективах и проблемах преподавания православной культуры в школе.
В сообщении, подготовленном Юлией Кривоченко, говорится: «Мы привыкли к тому, что Белгородскую область считают оплотом духовной культуры. Пристальное внимание к богатому православному наследию края и безусловная лояльность местных властей к Церкви отразились во многих сферах развития региона. Прежде всего, это заметно в образовании. Белгородские школы в 2002 году первыми в стране ввели предмет «Основы православной культуры». Нельзя сказать, что все годы для ОПК прошли безмятежно. Менялись министры – менялись нормативы и обстоятельства. Но казалось, православная культура в той или иной форме прочно обосновалась в расписании школьников. В 2012 году неожиданно бастион стал рушиться – министерство образования утвердило новые Федеральные государственный образовательные стандарты, которые во многом перечеркнули целое десятилетие работы.
Обсудить пути развития многострадальных ОРКСЭ, ОДНКНР и «православной культуры» съехались педагоги, специалисты, священнослужители, представители управления сферы образования, культуры и искусств, общественные деятели и эксперты в области образования из 16 регионов страны. 17-19 сентября в Белгородском институте развития образования прошла всероссийская научно-практическая конференция, посвященная этим предметным областям. По словам организаторов, это первое крупномасштабное обсуждение за несколько лет. Главные проблемы были озвучены на пленарном заседании».
По словам Юлии Кривоченко, Главная потеря состоит в том, что «тот самый региональный компонент – эксперимент федерального масштаба, который в свое время вызывал жаркие споры у общественности, но при этом позволил воспитать замечательных педагогов и многое наработать, был утерян. Новые стандарты 2012 года его попросту отменили, создав, казалось бы, «единое образовательное пространство». Православная культура не исчезла из школьной программы окончательно, но перешла по большей части во внеурочную деятельность».
– Мы потеряли не только учебные часы, мы потеряли смысл этих уроков, - отметил в своем докладе Василий Алехин, старший преподаватель БелИРО. – Люди сегодня не понимают значимость изучения православной культуры и ОРКСЭ. Не понимают не только дети и родители – не понимают педагоги. Это влечет за собой ухудшение качества преподавания. Встает кадровый вопрос…
Как отмечается в сообщении, «В погоне за толерантностью и соблюдением законодательных норм ФГОСы стали выхолащивать из ОРКСЭ и ОДНКНР религиозное ядро».
– Стандарты нацелены на некий абсолютно измеримый результат образования. Можно ли измерить духовность и культуру оценками, количеством знаний и побед на олимпиаде? Может этот предмет научить детей конкурентной борьбе за лучшее место? Для православной культуры это невозможный подход, губительный. ОРКСЭ должен просвещать и направлять, он должен стать компасом для детей в дальнейшей жизни. К нему нужен иной подход, - тонко подметила автор учебников по православной культуре Людмила Шевченко.
Главное, в чем абсолютно уверены все участники научно-практического форума – сохранить урок православной культуры нужно любой ценой. И сделать это, прежде всего изменив законодательную базу.
Уже есть предложения в образовательной среде вернуть школам и регионам возможность выбора: вводить ОРКСЭ как основной предмет с 1 по 11 классы или довольствоваться внеурочной деятельностью. А может быть, стоит учесть все прежние недоработки и создать новый единый курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Но разработка его – дело не одного года.
– Еще одна серьезная проблема – подготовка специалистов. Как отмечают некоторые участники форума, даже те педагоги, которые много лет трудились в «тепличных условиях» регионального компонента, получая поддержку местных властей, Церкви и образовательного сообщества, сегодня не всегда уверенно владеют информацией и могут грамотно объяснить детям суть предмета. Что уж говорить об учителях, которые были лишены таких возможностей и просто получили свои 34 учебных часа в нагрузку.
А ведь преподавание таких концептуальных предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР во многом зависит от личности учителя, его заинтересованности и компетентности, - сообщает Юлия Кривоченко.
– Достаточно часто мониторинги фиксируют некачественную подготовку учителя, что преподают случайные люди,- сказал Игорь Метлик, заведующий научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ. – Только сейчас формируется позиция профильной подготовки. Она отражена и в рекомендованных программах. Вначале было только 72 часа по всем шести модулям. Сейчас министерством рекомендовано 144 часа на подготовку повышения квалификации с учетом одной религиозной культуры. Это дает учителю уверенность в том, что он сможет вести этот предмет, решать его образовательные задачи. Это постепенный процесс.
К сожалению, проблема не только в нехватке часов. На медиа-площадке конференции возник горячий спор среди участников по поводу личности педагога ОРКСЭ. Дискуссия затронула учителей старой и новой формации. Еще 10-15 лет назад в школах главенствовала когорта педагогов, закаленных советской школой, которая научила выкладываться их на уроках буквально «на все сто», глубоко вникая в суть предмета, действительно разделяя его идеи (кстати, поэтому среди учителей православной культуры сегодня много действительно верующих) и буквально заражая ими детей. Сегодня им на смену приходят учителя новой волны, выросшие в хаосе 1990-х, для которых слово «духовность» малопонятно.
– О духовности говорили в то время так много и так часто, что становилось не по себе, - выразил свое мнение начальник управления по делам архивов Белгородской области Павел Субботин. – Но никто не объяснял, что это значит. И это понятие стало для нашего поколения во многом бессмысленным, пустым. Я сам учился и начал преподавать в это время. И видел, как мои коллеги-сослуживцы не придают значения какому-то духовному воспитанию учеников. Многие из них просто отрабатывали свои часы. Сегодня новое поколение педагогов во многом просто профанирует преподавание ОРКСЭ. Они не «болеют» за предмет, как их старшие товарищи.
Кто же способен переломить ситуацию? По мнению участников конференции, вся надежда только на властные структуры, причем самого высшего порядка.
– В свое время нам не дали развивать цикл духовно-нравственной культуры основ православия, - подчеркнул в своем выступлении митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. – Важно подать сигнал законодателям о том, что нужно менять отношение к региональным компонентам и дать возможность преподавания дисциплин из цикла духовно-нравственной культуры в зависимости от особенностей региона, не навязывая стандартизацию.
Ю. Кривоченко считает, что «Донести крик о помощи до «высших эшелонов» могут социологи. Именно они стали одними из инициаторов такого масштабного форума в Белгороде. ООО «Альмира», которое осуществляет мониторинг общественного мнения по поводу ОРКСЭ и ОДНКНР, на сегодняшний день – один из самых интересных и влиятельных участников дискуссии. Эта организация создана из представителей образовательного сообщества. Эксперты «Альмиры» проводят свои исследования по заказу министерства просвещения. А значит, к ним прислушиваются.
На всероссийской конференции присутствовал генеральный директор ООО «Альмира» Михаил Сафронов.
– Мы уже несколько месяцев проводим анкетирование, оценку общественного мнения в разных регионах. Завершится эта программа только в следующем году. Мы должны оценить, есть ли запрос у общества на ОРКСЭ, и выработать рекомендации для министерства просвещения по совершенствованию преподавания этих предметов. Могу уверить уже сейчас по первым данным – люди настроены достаточно лояльно к предмету. Эта конференция – тоже способ прояснить ситуацию, - поясняет Михаил Сафронов.
– Подводя итог, можно сказать, что времени осталось мало. Новые стандарты не за горами: уже сейчас в СМИ идет активное обсуждение проекта новых ФГОСов, которые могут совершенно изменить ситуацию с преподаванием ОРКСЭ и ОДНКНР, до сих пор находящихся в рамках экспериментальной программы. Эти предметные области могут просто исчезнуть из стандартов. Кажется, что мы спохватились с опозданием. Еще в 2012 году можно было порассуждать на конференциях, спрогнозировать возможное будущее. Сегодня же, когда люди настроены достаточно критично по отношению к любым привязкам светского образования к религиозному, нам думается, нужен четкий план действий. Будущее уже наступило. И оно не светлое, а светское, - подчёркивает Юлия Кривоченко.
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 317 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы