«Православное Осколье» рассказало о создателе теории «Православия, Самодержавия, Народности» к его 235-летию
«Православное Осколье» рассказало о создателе теории «Православия, Самодержавия, Народности» в день 235-летия со дня его рождения.
В сообщении, которое подготовил Александр Гончаров, говорится: «С даты появления на свет графа Уварова прошло уже 235 лет.
Об этом человеке, ставшем выдающимся государственным деятелем Российской Империи, министром народного просвещения и президентом Императорской Академии Наук, к тому же еще и слывшим оригинальным философом, антиковедом и востоковедом, широкой публике сегодня известно очень мало. Из школьного учебника истории России XIX века можно только лишь почерпнуть, что Уваров был создателем теории «официальной народности», выдвинувшим главный лозунг правления царя Николая I: «Православие, Самодержавие, народность».
Особенно продвинутый любитель истории обязательно назовет Сергея Семеновича в числе основных гонителей Пушкина, наряду с А.Х. Бенкендорфом, и, конечно же, императором Николаем Павловичем».
Как поясняет автор сообщения, «На самом деле имя Уварова было подвергнуто забвению, но отнюдь не из-за того, что он принес много вреда России, а наоборот, по причине деятельности, направленной на укрепление государства и развитие народного образования.
Род Уваровых ведет свое начало с эпохи князя Василия Димитриевича (не позднее начала XV века). Уваровы во все времена служили России, а отец Сергея Семеновича, флигель-адъютант и вице-полковник лейб-гренадерского полка, скончался в 1788 году в период очередной русско-шведской войны. Брат же Сергея Уварова, Федор Семенович Уваров, являлся участником Отечественной войны 1812 года и генерал-майором русской армии.
Надо сказать, что детские годы крестника императрицы Екатерины Второй − Сергея Уварова – были омрачены ранней кончиной отца. Он вместе с братом Федором оказался в тяжелом положении. Их мама, Дарья Ивановна, из-за нехватки средств вынуждена была отдать сыновей на воспитание в другую семью. Дети росли в семье своей тети, Натальи Ивановны Куракиной, и уже здесь получили замечательное домашнее образование.
Именно склонность к наукам с юности позволила Сергею Уварову уже в возрасте 15 лет поступить на службу в государственную коллегию иностранных дел, но там он пробыл недолго. Его отстранили «по малолетству».
В 1801 году Уваров выехал для получения высшего образования в Германию, где посещал лекции по истории, статистике, географии в Геттингенском университете. Отметим, что Сергею Уварову легко давались иностранные языки, всего он знал их семь, как современных, так и древних. Особенно он углубился в изучение греческого языка, так как серьезно заинтересовался античной историей и культурой.
В 1806 году Уварова мы застаем в качестве дипломата, служащего в русском посольстве в Вене, тогдашней столице Австрийской империи. В Австрии Уваров знакомится с многими выдающимися европейскими политиками и литераторами. Особое впечатление на него произвела французская писательница Жермена де Сталь. Именно она раскрыла у молодого человека литературный талант и посоветовала ему серьезно заняться писательским трудом, но у Уварова были совершенно другие планы. Его тянуло в науку и политику.
Будучи секретарем русского посольства в Париже, он издал на французском языке небольшой труд под названием «Проект Азиатской академии», где предлагал создать специальный научный и учебный центр, направленный на исследование культуры, литературных памятников и языков народов Азии. Данная публикация привела к тому, что Уварова избрали почетным членом Санкт-Петербургской Академии Наук и Вольного общества любителей словесности. Уварова отзывают с дипломатической службы и назначают попечителем Санкт-Петербургского учебного округа».
Как рассказывает Александр Гончаров, «В 1812 году Уваров пишет научно-литературный труд на французском языке «Исследование об Элевзинских таинствах», который принес ему европейскую известность и избрание почетным членом Французской Академии надписей и изящной словесности. До него еще ни один русский не удостаивался такой чести.
В 1813 году Уваров начинает задумываться о создании в России системы образования, которая должна была носить многоуровневый характер: народные училища подготавливают учащихся к гимназиям, а гимназии – к университетам. В дальнейшем Уварову удалось выполнить эту задачу и создать в России первую цельную систему образования, связывающую воедино начальную, среднюю и высшую школы. Надо сказать, что это произошло только в 1833 году, когда он стал министром народного просвещения, причём, уже возглавляя Академию наук с 1818 г. Именно в 1833 году Уваров направил императору Николаю I записку, в которой и выдвинул знаменитую триаду: «Православие, Самодержавие, народность». Будучи министром, Сергей Уваров огромное значение придавал развитию исторических дисциплин и философии. История (по Уварову) должна была помочь «в восстановлении в нас Святой Руси, но уже не в прежнем ограниченном виде, а в нынешнем, достойном великой монархии и всеобщих успехов образованности».
Автор сообщения обращает внимание на то, что «Нельзя пройти мимо того, что именно Уваров способствовал избранию в Академию наук двух великих русских историков – Михаила Погодина и Николая Устрялова, между прочим, выходцев из сословия крепостных крестьян.
Нельзя забыть и другого, что «гонитель» Сергей Семенович Уваров 17 декабря 1832 года отдал свой голос за избрание Пушкина действительным членом Российской Академии наук.
Конфликт Пушкина и Уварова носил личностный характер и начался еще в 1830 году, когда оба этих человека плохо отозвались о предках друг друга. Пушкина еще и бесила приверженность Сергея Семеновича к четкой работе цензуры, причем Уваров полагал, что произведения поэта должны проходить цензурный комитет на общих основаниях. Несмотря ни на что, Уваров, например, принял ходатайство Пушкина о предоставлении кафедры всеобщей истории Николаю Васильевичу Гоголю. Гоголю дали возможность преподавать в Санкт-Петербургском университете.
Сергей Семенович Уваров оказался менее почтен потомками, чем Михаил Васильевич Ломоносов, являвшийся организатором Московского университета. Уваров создал в столице империи Санкт-Петербургский Императорский университет на фундаменте Главного педагогического института. Первый устав университета был написан Уваровым, им же был сформулирован и девиз университета: «Свобода без буйства, любовь к Отечеству без предрассудков, закон без лицеприятия, философия в согласии с верою, просвещение и нравственность». При прямом вмешательстве Уварова был образован и Киевский университет.
Уваров очень разумно руководил Академией наук, в которую он сам продвинул поэтов Жуковского, Вяземского, ученых Востокова и Арсеньева, исследователя русского языка В. И. Даля, а также деятелей Русской Церкви, ныне прославленных в лике святых: митрополита Филарета (Дроздова) и епископа Иннокентия (Борисова). При Уварове начал выходить в свет «Журнал Министерства народного просвещения», в котором мало публиковалось официоза, но было множество отличных научных статей, причем и от авторов, проживавших далеко от столиц – Москвы и Петербурга. Издание журнала было прекращено после революции 1917 года».
Как отмечается в сообщении, «За свои труды Сергей Семенович был возведен в графское достоинство в 1846 году, но в 1849 году Уваров по состоянию здоровья вынужден был подать в отставку. Он заболел после преждевременной смерти своей любимой жены. Сергей Семенович уехал в сельскую местность и в основном проживал в своих имениях. В Смоленской губернии в селе Уваровка он создал замечательный ботанический сад, а в подмосковном имении в селе Поречье он организовывал литературные вечера, на которые съезжались творческие люди со всей России, хотя преимущественно все же из Москвы.
Находясь вдали от политики и чиновничьих дел, Уваров наконец-то смог заняться научными трудами и даже защитил магистерскую диссертацию в Дерптском университете о происхождении болгар. Он работал и над докторской диссертацией по истории Древнего мира. Кроме того, он создал план оригинальной историософской концепции, предполагая «…проследить дух христианской цивилизации на всех поприщах его развития».
Труды Уварова оказались не завершены, он скончался 16 сентября 1855 года, успев исповедоваться и приобщиться Святых Христовых Таин. Отпевал С. С. Уварова митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). В дальнейшем сын Сергея Уварова, известный русский археолог, учредил специальную Уваровскую премию при Академии наук за труды по русской истории».
«Наследие С.С. Уварова до сих пор по настоящему не осмыслено и не освоено, а ведь его труды и идеи весьма необходимы в современной России, существующей в условиях, когда жизненно важным является отстаивать свою веру, свою науку, свою национальную историю и образование», - заявляет Александр Гончаров.
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 341 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы