«Православное Осколье» рассказало об одном из основателей евразийства
В день рождения одного из основателей евразийства – Петра Николаевича Савицкого (15.05.1895 – 13.04.1968), русского географа, экономиста, геополитика, культуролога, философа, поэта, общественного деятеля, Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье» рассказал об основных вехах биографии выдающегося русского человека.
В сообщении, подготовленном Александром Гончаровым, говорится: «Для современного гражданина России, не очень глубоко интересующегося историей, имя Петра Николаевича Савицкого вряд ли что-нибудь скажет. А между тем этот человек был настоящей творческой личностью и научным универсалом. Его интересовали геополитика и география, культура и экономика, философия и история.
Савицкий родился 15 мая 1895 года в русском городе Чернигове. Он принадлежал к старинному дворянскому роду, который находился на службе русского государства не позднее, чем с XVII века. Склонность к научной работе Петр Савицкий проявил еще в гимназические годы, и особого выбора жизненного пути перед ним не стояло. Он поступил в Петроградский политехнический институт на экономический факультет.
Савицкий за свою жизнь выучился свободно владеть французским, немецким, норвежским и чешским языками.
В 1916-1917 гг. Петр Савицкий служил в русском посольстве в Норвегии. В Россию он вернулся перед Октябрьской революцией 1917 года. Советскую власть Савицкий не принял и оказался в рядах Белого движения. После поражения белых он покинул Крым и отправился в вынужденную эмиграцию.
В 1920-1921 гг. Петр Николаевич знакомится с идеями философа Н. С. Трубецкого. В дальнейшем, вместе с Н. С. Трубецким, Г. В. Флоровским и П. П. Сувчинским, Савицкий становится основателем историко-философского движения евразийства. Евразийцы пытались по-новому осмыслить революционную катастрофу и понять дальнейшую судьбу России в быстро изменяющемся мире».
Как подчёркивает автор сообщения, «Савицкий уже в первых своих трудах показывает ущербность евроцентризма и заявляет, что неполноценных народов в мире не существует.
Для него было важным провозгласить, что нельзя рассматривать мировую историю только с позиций «просвещенной» Европы.
Для евразийцев Европа – всего лишь небольшая часть гигантского материка Евразия, а Россия – это особый мир, на который оказывали влияние и Европа, и Азия. Но Россия самобытна, а не проявляет себя как отражение Европы или Азии».
Александр Гончаров отмечает: «В XXI веке бывший председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил: «Россия – это континент, который притворяется страной, это цивилизация, которая притворяется нацией». Баррозу не сказал ничего нового, он только повторил мысли евразийца Петра Савицкого».
Как рассказывают в «Православном Осколье», «Размышляя над причинами, породившими революцию 1917 года, Савицкий приходит к выводу, что раскол общества произошел не по экономическим границам, а по культурно-нравственным, и именно из этого разрыва и произросли ростки революционного насилия.
По сути, Петр Николаевич повторяет мысли Ф. М. Достоевского, которого сам он считал одним из предшественников евразийства. Достоевский просто издевался над поклонением образованных слоев общества перед Европой: «Толпами валили за границу и молодые вертопрахи, нигде не служившие, но сильно заботившиеся о своих поместьях. Ездили туда и коренные наши помещики со всеми семействами и картонками; добродушно и серьезно взбирались на башни Нотр-Дам, осматривали оттуда Париж и втихомолку от своих жен гонялись за гризетками. Доживали там свой век оглохшие и беззубые старухи-барыни и уже окончательно лишались употребления русского языка, которого, впрочем, не знали прежде».
Савицкий принимает также мнение Достоевского и о незнании России верхушкой столичного общества империи: «Между тем, и это мы знаем, петербургская интеллигенция наша, от поколения к поколению, все менее и менее начинает понимать Россию, именно потому, что, замкнувшись от нее в своем чухонском болоте, все более и более изменяет свой взгляд на нее, который у них сузился, наконец, до размеров микроскопических, до размеров какого-нибудь Карлсруэ».
Александр Гончаров обращает внимание на то, что «Главным средством, способным преодолеть постреволюционное разделение, Савицкий признавал Русскую Православную Церковь. Еще в своей статье «Россия и латинство» (1923 г.) Петр Николаевич резко противопоставляет Русскую Церковь и Ватикан.
Для Савицкого Православная Церковь – это «осуществление высшей свободы». Церковь может научить всех людей единству, прежде всего единству во Христе. Савицкий полагал, что торжество безбожия в советской России – явление временное, потому что за материализмом и атеизмом скрывается ненависть, которая разъединяет людей.
Он писал: «Из опыта коммунистической революции вытекает для сознания евразийцев некоторая истина, одновременно старая и новая: здоровое социальное общежитие может быть основано только на неразрывной связи человека с Богом, религией; безрелигиозное общежитие, безрелигиозная государственность должны быть отвергнуты…».
В «Православном Осколье» напоминают: «Видя то, как меняется мир, как эти изменения, связанные с техническим прогрессом, разрушают человека и общество, он задается вопросом: «Что является той силой, что способна противостоять этому процессу?». И в качестве этой силы Савицкий признает Православную Церковь: «…именно Церковь Православная в наибольшей мере призвана, в рамках новой религиозной эпохи, осенить своим покровом достижения новейшей хозяйственной техники и науки, очистив их от идеологических «надстроек» воинствующего экономизма, материализма и атеизма, как в свое время, в эпоху Константина, Феодосиев, Юстиниана, древняя Церковь Восточная умела осенять, в рамках подлинной и вдохновенной «эпохи веры», весьма сложный и развитой экономический быт и значительную свободу богословски-философствующего мышления».
Петр Савицкий прожил долгую жизнь, он ушел ко Господу в 1968 году. Во время Великой Отечественной войны Савицкий (проживая в Чехословакии) занимал патриотическую позицию и предсказывал поражение нацистов в войне с целым континентом – Россией.
Савицкий активно уговаривал русских эмигрантов не вступать в армию Власова. Такие убеждения, естественно, не понравились немцам, и поэтому директора русской гимназии в Праге П. Н. Савицкого неоднократно арестовывало гестапо. Чудом он избежал заключения в концлагерь.
Пришел 1945 год, чешскую столицу Прагу освободила советская армия. Петр Савицкий был арестован как участник Белого движения, переправлен в Советский Союз и приговорен к заключению в лагерях сроком на восемь лет. В 1956 году Савицкий был реабилитирован и освобожден. Однако в России он не остался и уехал в социалистическую Чехословакию. В 1961 г. Савицкого арестовали уже карательные органы советской Чехословакии. Поводом стали антисталинские стихи».
– До конца своих дней Петр Николаевич Савицкий оставался верным сыном Русской Православной Церкви и никогда не отступал от своих евразийских идей. Труды Савицкого в России продолжил историк и этнолог Лев Николаевич Гумилев. Сейчас очень много спорят о том, какая идеология нужна нынешней России. Но хватит ли нам только какой-нибудь, самой что ни на есть патриотической идеологии? Может быть, стоит прислушаться к Савицкому? Петр Николаевич отлично знал, что евразийство образовалось на более прочном фундаменте: «Евразийцы – православные люди. И Православная Церковь есть тот светильник, который им светит; к Ней, к Ее Дарам и Ее Благодати зовут они своих соотечественников», - считает Александр Гончаров.
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 357 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы