Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Протодиакон Сергий Епифанцев объяснил что такое православная доброта

https://pravosk.ru/wp-content/uploads/2022/11/1.jpegПротодиакон Сергий Епифанцев в публикации Информационного Митрополичьего центра «Православное Осколье» объяснил что такое православная доброта.

 

Отец Сергий пишет: «На встрече с пятиклассниками спрашиваю: дать списать – это добрый поступок или нет? Кажется, простой вопрос, но не тут-то было. Дашь списать – одноклассник останется неграмотным, не поймет следующую тему и, того гляди, станет еще хуже учиться. Не дашь – получит двойку и обидится на тебя. Легко сказать, что мы «за все хорошее и против всего плохого». И совсем нелегко быть добрым. Иногда для нас «добро» – это плюшевая абстракция, сердечки и цветочки. На самом деле оно – тяжелый ежедневный выбор. Я поздравляю вас, любезные читатели, со Всемирным днем доброты и утверждаю, что вы не знаете до конца, что такое доброта. И я не знаю. Обсудим?

Что за праздник такой? Светский праздник. World Kindness Day – по-английски. Придумали его в Японии на первой конференции Всемирного движения доброты, а чуть позже официально утвердили в Сингапуре. Движение живет с 1997 года, в него входят волонтеры и добровольцы разных стран мира. У большой волонтерской организации даже есть документ: «Декларация доброты». Там все красиво сказано: «Мы признаем фундаментальную важность простой человеческой доброты как основного условия доставляющей удовлетворение и осмысленной жизни и этим документом провозглашаем создание Всемирного движения доброты. Мы будем стремиться объединиться через организации в каждой стране и с помощью создания всемирной сети и создать более добрый и более полный сочувствия мир».

Христианский праздник. Потому что цивилизация наша христианская. Социальные институты сформированы под влиянием христианства. «Общечеловеческие» ценности на самом деле – христианские. Богочеловек пришел в жестокий мир, в котором царило право силы и крови. Если хотите, с этого и можно начать разговор о доброте. Христос – воплощенное Добро, Идеал, Образец, Высшая мера доброты.

Как люди доброту Христову приняли и как отблагодарили за нее – вы знаете. 

Господь основал Церковь, которая с первых дней жизни умирала за Него, как и Он умер за нее на Кресте. И силой Крови Христовой Церковь победила право силы, жестокость, рабство, бесправие слабых и многое другое. И теперь мы живем в мире, где нужно жалеть детей и стариков, жизнь каждого человека исключительна и важна, а у всех людей есть права. И это все – христианские ценности.

Всемирный день доброты позаимствовал у нас принцип соборности. Цитирую учредителей: «Еще одна цель – способствовать объединению разных наций, несмотря на языковые и культурные различия. Ведь только на основе искренне добрых дел и поступков можно достичь единства и взаимопонимания, сохранив при этом самобытность и уникальность».

Помните, в Евангелии есть момент, когда человек исцелял именем Христа и не был Его учеником? «…Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9:38–40).  Я бы провел здесь параллель: если люди стремятся творить добро – они не враги Богу. В своей декларации они говорят, что важно быть добрым бескорыстно и ежедневно, потому что если ожидать благодарности, то это уже не настоящая доброта. Кто им такое сказал? Как думаете? Не из Нагорной ли это проповеди?».

Отец Сергий подчёркивает: «К исполнению обязательно. Это простое правило и есть «норматив» доброты для христианина. Быть совершенным, как Бог. Пробовали когда-нибудь его исполнить? В Нагорной проповеди Спаситель дает четкую инструкцию, как достичь божественного совершенства – святости. «Вы слышали, что сказано: “око за око и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:38–48).

Непрактичное добро получается, не находите? Попробуйте искренне сказать доброе слово в лицо тому, кто обложил вас трехэтажным матом. Чего доброго, можно и в глаз получить. Видели экранизацию святоотеческой притчи о монахе, который покойников ходил хвалить и ругать на кладбище? Знаете, почему так? Потому что не от сердца. С добротой такая особенность – не дается она насильно. Доброе слово, сказанное со злым сердцем, – не доброе. И милостыня, подаваемая с презрением, – тоже так себе. 

Если у вас чистое сердце – ваша «другая щека» в ответ на пощечину может перевернуть жизнь человека. Любое слово может быть пустым или наполненным любви.

В житии преподобного Макария Египетского есть умилительный эпизод. Он шел проведать монахов на Нитрийскую гору и послал вперед ученика. Тот встретил языческого жреца, который тащил бревно, и обозвал его демоном. Жрец его поколотил и пошел дальше со своим бревном. Преподобный Макарий тоже встретил его на пути и так поприветствовал, что тот стал монахом и его учеником. Я дословно процитирую фрагмент жития с диалогом святого и жреца.

«Будь здрав, будь здрав, трудолюбче!» – приветствовал его святой Макарий. Удивленный таким приветствием, жрец спросил его: «Что ты находишь во мне доброго, почему приветствуешь такими словами?» – «Я вижу, – отвечал старец, – что ты трудишься». – «Твои слова, отче, привели меня в умиление, – сказал жрец. – Я познаю в тебе человека Божия. Напротив, другой инок, встретившись со мною, так озлобил меня, что я прибил его». Жрец припал к ногам преподобного и сказал: «Не отойду от тебя, отче, доколе не сделаешь меня христианином и иноком». Продолжая путь, они нашли едва живого ученика и принесли его в церковь. Нитрийские старцы, увидев преподобного Макария, идущего со жрецом идольским, удивились, но, когда узнали о случившемся, прославили Бога. Вскоре жрец принял Святое Крещение и сделался иноком, и многие из язычников, последовав его примеру, сделались христианами».

Отец Сергий отмечет, что «Фарисейство – фальшивая доброта. Фальшивое добро делать легко: формальные слова, мимоходом брошенная милостыня, нехотя оказанная помощь. А может, тайное желание награды. Лицемерие. Фарисейство, которого Христос заповедал остерегаться.

Настоящее добро – это большой труд. Часто – неблагодарный труд. Доброта – это когда чужая боль больнее своей. Когда готов поделиться последним, и далеко не всегда деньгами – временем, заботой, добрым словом и делом. Доброта – это когда хочешь жизнь каждого человека, которого встречаешь на своем пути, сделать лучше. И понимаешь, что это непросто, для этого нужно трудиться.

И все же, давать списать однокласснику или нет? Я предложил ребятам такой вариант ответа: «Я дам тебе списать в последний раз. Но с одним условием: после уроков мы останемся, и ты выучишь при мне эту тему. И пока ты ее не поймешь – я не отстану». А как бы вы поступили?».

Оставить комментарий

Наверх