Протоиерей Максим Горожанкин объяснил правила православного отношения к жизненным кризисам
Протоиерей Максим Горожанкин объяснил правила православного отношения к политическим, экономическим и жизненным кризисам.
Отец Максим пишет: «Как начинается день обычного человека – ваш или мой день? Обычно все просто и банально. Я открываю глаза, думаю, есть ли у меня еще несколько минут в запасе, чтобы полежать в кровати, а потом тянусь к телефону. Утренний просмотр социальных сетей, чтение новостей с экрана телефона… Все это – обязательное утреннее действо для миллионов людей. Мы стремимся постоянно быть в курсе всего. Мир и правда стремительно меняется. Пандемия, обвал рынка, падение цен на нефть, теракты, конфликты… Это все так или иначе влияет на нашу жизнь. И не раз в этих новостях мы услышим слово «кризис». Что же это такое?
Не будем далеко ходить и обратимся к привычному способу поиска информации – через браузер телефона. «Ок, Гугл! Привет, Алиса! Что такое кризис?» Поисковик выдаст нам множество определений.
Если совсем кратко: «Кризис – это греческое слово, которое переводится как «решение». В медицине кризис – это состояние пациента, «выход из которого ведет либо к смерти, либо к выздоровлению».
Всего год-два назад первые строки новостных сайтов были посвящены кризису в связи с пандемией коронавируса и пикирующей вслед за ней экономикой. Тогда мы столкнулись с новой реальностью нашего бытия, нашей обычной повседневной жизни. Миллиарды людей соблюдали режим самоизоляции, сидели дома. Добровольный затвор во имя спасения себя и своих близких – это то, с чем человечество никогда еще не имело дела. И в этом в полной мере проявились наши различия.
Тогда мы по-разному отнеслись к прошедшему кризису. Ведь то, что произошло тогда, – кризис. Самый настоящий, тот, с которым нужно считаться и в котором нужно учиться жить. Те два года могли научить нас многому, если, конечно, мы хотели учиться. Кто-то радовался времени, проведенному со своими родными и близкими. Ведь этого времени вечно не хватает. Кто-то, наоборот, с удивлением обнаружил, что с трудом может выносить столько часов, дней, недель, месяцев рядом со своими родными. И тут как раз все по медицине. Мы либо разрушали ссорами, криками и скандалами то, что имели, либо исцелялись от своих страстей – тех, на которые, может быть, и внимания не обращали. Ворчу себе и ворчу, придя с работы… А если и на работу уже не хожу, а ворчу все больше и больше?
А теперь в мире настал новый кризис. И в новостях, и в наших умах. Чему он нас научит?
Кризис, он не только в кошельке и в бензобаке машины».
Отец Максим подчёркивает: «Самый главный кризис – это кризис чувств и эмоций. Все остальное лишь внешние раздражители страстей. И это серьезный повод прибраться в своей душе.
Человечество не раз сталкивалось с глобальными потрясениями. Мы не раз слышали о том, что мир уже не будет прежним после 2020 года. Потом – после 2021 года. Теперь вот про 2022 говорят… Новые глобальные перемены. Какие уроки мы все извлекли из тех потрясений, которые уже были? Ошибаться массово человечество научилось вполне успешно. А вот сообща проводить работу над ошибками учится с трудом.
После Второй мировой войны мир победил фашизм. Благодаря мужеству солдат, которые ценой своих жизней дали нам шанс жить иначе. Благодаря гению обличителей этого безумия.
Победит ли мир войны и насилие когда-нибудь? Вопрос наивный и почти утопичный. Глобально – едва ли, увы. Мир без войны существует только в песнях как надежда.
Будет ли мир иным после того, что мы наблюдаем сейчас?
Во многом ответ на этот вопрос зависит от каждого из нас. Каждый человек – это маленький мир, микрокосм. Этот мир нужно преображать, воспитывать, лечить, когда внутри все не очень хорошо. От жизненных испытаний, утрат и потерь невозможно убежать. Их можно только пережить, переболеть, преодолеть».
Отец Максим обращает внимание на то, что «Кризисы постигали многих людей. Порой самых добрых, которые, казалось бы, вообще не заслужили такого. У Виктора Франкла в концентрационных лагерях погибли родители и супруга. Чтобы спасти родителей, он не уехал из Австрии в Америку, когда еще можно было уехать. Не спас. Не сломался и помогал выжить таким же обреченным, как и он сам. Выжил. Значит, победил.
В 60-х годах прошлого века на радиостанции ВВС выступал с проповедями протоиерей Василий Родзянко. Блестяще образованный, очень добрый человек, он в одночасье лишился любимой супруги. Она была госпитализирована и скончалась в тот день, когда все работники больницы вышли на забастовку. Горькая, почти нелепая утрата. За этим последовал тяжелый период осмысления трагедии и помощь всем, кому можно помочь. Епископ Василий (Родзянко) запомнился всем именно таким человеком. Светлым, радостным, несущим любовь каждому.
Святитель Николай (Велимирович) в одном из своих писем определяет кризис как суд. Мы привыкли говорить о Суде Божием в этой связи. Но давайте задумаемся над тем, как судит нас Бог. Тогда нам хотя бы отчасти станет понятно, что такое Суд Божий. Господь наш Иисус Христос судит мир судом любви. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну…» (Ин. 5:22).
Суд любви Божией – это самый страшный суд. Суд любви страшнее, чем адские муки в привычном их понимании. Часто говоря о посмертном воздаянии, мы страшимся адских мучений, представляя себе ад как место каких-то вечных пыток со стороны бесов. Кризис во взаимоотношениях с нашими близкими тоже может быть судом над нами.
Кризис любви. Если она мельчает в нас, то мы сами становимся себе судьями. Тяжелый характер, нетерпеливость, раздражительность – это тоже орудия, которыми мы разрываем целостность своей души. Целостность отношений внутри Церкви. Семья – это ведь малая Церковь, мы помним это. Понимали это не только святые отцы, но и люди, которых трудно заподозрить в религиозности. Сартр пронзительно в одной из своих пьес описал суть того, что есть ад. Не так страшны клещи и раскаленные жаровни, страшно прожить жизнь впустую. «Я слишком рано умер. У меня не хватило времени на поступки… Мы умираем всегда слишком рано или слишком поздно. Жизнь кончается – нужно подводить итоги».
Вы живы, и у нас с вами есть шанс все исправить, главное только желание увидеть свои проблемы. Преодолеть свои кризисы».
Отец Максим рассказывает, что «Аскетическая литература изобилует примерами того, как подвижники преодолевали кризисные явления в своей духовной жизни. Да, кризис веры настигал даже апостолов. Самый яркий пример – это, конечно, Иуда, который предал Христа и не смог найти в себе сил для покаяния. Апостол Петр тоже предал, малодушно отрекся. Сказал: «Не знаю» про Того, с Которым три года ходил рядом, делил кров и пищу, видел Его чудеса. Он предал не просто Бога, но и друга. Но он нашел в себе силы сказать Христу главные слова – «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21:17).
Лука и Клеопа пережили крушение всех своих надежд, и на пути в Эммаус им явился Тот, Которому они все рассказали, и сердце их загорелось вновь».
«Воскресший Господь смиренно жарит рыбку для своих учеников на берегу озера и зовет их всех к себе. Мы, верующие люди, часто называем себя продолжателями апостолов. Они были разными – по возрасту, по воспитанию и образованию. Они любили Христа, несмотря ни на что, и шли за Ним. А значит, и мы можем делать так же. В этом цикле статей мы с вами будем размышлять о том, какие бывают кризисы и что нам, немощным и слабым людям, со всем этим делать. «Мыслю, значит, существую», – говорили древние. Мы тоже способны мыслить, рассуждать. Кризис можно преодолеть. С помощью Божией и в окружении других людей», - убеждён протоиерей Максим Горожанкин.
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 282 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы