12 февраля, в День собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Его Преосвященство, епископ Валуйский и Алексеевский Савва посетил второй кафедральный город Валуйской епархии – Алексеевку, сообщила Пресс-служба Валуйской епархии.
Здесь, под сводами Свято-Троицкого кафедрального собора Архипастырь совершил Божественную литургию. Его Преосвященству сослужили: секретарь-референт Преосвященного иеромонах Андрей (Сумин), настоятель Свято-Троицкого собора иерей Максим Шамрай, протоиерей Михаил Олейников, иереи Илия Левин и Владимир Хацяновский, протодиакон Виталий Богданов, диаконы Ростислав Кирьянов, Димитрий Кобзарев и Виталий Чикин.
По Отпусте литургии владыка Савва поздравил духовенство и прихожан с Праздником и обратился к молящимся в храме с архипастырским словом:
«С праздником, дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня мы празднуем память трех великих светильников православной церкви: святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Вклад этих учителей, которых Церковь называет Вселенскими, в дело устроения во всем мире христианской веры переоценить очень сложно. Они жили как раз в те времена, когда заканчивались гонения на христиан. И естественно, что без этой пролитой христианской крови, без подвига мучеников, который был положен в основание Церкви, их труды не могли бы состояться. Потому что они были воспитаны на подвигах и примере Святых Отцов, святых мучеников и, в свою очередь, просияли, как солнце на небе, разъясняя каноны и учение Православной Церкви, систематизируя богослужебный устав, чин Божественной литургии, трактуя и объясняя Священное Писание.
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст жили в том время, когда христианство уже становилось государственной религией в Римской империи. Многое было сделано для того, чтобы выработалась четкая структура преподавания основ вероучения, чтобы упорядочилась жизнь общества, которое во многом тогда унаследовало ценности языческой культуры, литературы и мифологии. И именно этим столпам Церкви мы обязаны глубокой интеграции христианства в основу тогдашнего общества и рождению нового мировоззрения — основанного именно на христианских ценностях. Благодаря им Православное мироощущение легло в основу современной культуры, политики, духовности, нравственности стран большей части Европы, России, Америки, Австралии и всего мира. На основе христианских духовных ценностей строилась и нынешняя Европа, и Россия. На этом основании формировались и развивались государственные законы, судебные системы, социальные службы.
Все это пропитано духом христианства, духом милосердия. И мы с вами порой не замечаем этого в повседневной жизни – что наш быт, наша культура базируется на основе христианской православной веры. Приведу пример. Такое фундаментальное понятие в юриспруденции, как презумпция невиновности, находит отражение именно в Священном Писании, из которого мы знаем, что когда Иисуса Христа вызвали на суд к Понтийскому Пилату – Он молчал. И весь тогдашний мир, древний языческий мир, удивлялся – почему Он молчит? Ведь согласно их обычаям, Он должен оправдываться, Он должен говорить «Я не делал этого, Я не делал того». Но Христос молчал и Своим молчанием обличил всех во лжи. И этот принцип – право не доказывать свою невиновность, трактовка любых неустранимых противоречий в пользу обвиняемого, будучи показан нам Спасителем, до нашего времени сохраняется в судебных системах всего мира. Вот таким образом часто мы сами того не зная пользуемся теми ценностями, которые пришли к нам из Священного Писания. Из него же пришли к нам такие социальные принципы, как попечение общества, государства о нищих и убогих, сиротах, вдовицах. Ведь этого не было в древнем мире. К слову, в древней, языческой, дохристианской Европе, отношение к старости и старикам было таким, что доживать до старости считалось постыдным – и люди часто завершали свою жизнь самоубийством. Для нас это дико – потому что мы воспитались уже в христианской культуре.
Почему я рассказываю об этом – потому что всем этим мы обязаны таким столпам Православия, как Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Людям, которые получили образование в языческих школах, языческих университетах, которые изучали математику, астрономию, языки и риторику, полемику. К примеру, Иоанн Златоуст был лучшим оратором своего времени, он учился у самого известного оратора–язычника Ливания. И когда последнего однажды спросили: кого бы он хотел видеть своим преемником, он ответил: «Я бы хотел видеть своим преемником Иоанна, если бы у меня его не забрали христиане». Также Василий Великий – светом своего благоразумия он просто освятил Вселенную, трактуя Священное Писание, создавая общеупотребительный монашеский устав и упорядочивая литургическую жизнь Церкви. И эти великие люди совсем немного пожили на земле, потому что у многих из них было слабое здоровье. Иоанна Златоуста вообще много преследовали за то, что он обличал нравы жителей столицы Восточной Римской империи – Константинополя, обличал нечестие императора и императрицы и за это был сослан, и в ссылке погиб. У Василия Великого было слабое здоровье, и он умер достаточно молодым, не дожив немного до пятидесяти лет. Но все они своими трудами и подвигами отстояли Православную веру.
Я поздравляю вас с этим праздником и желаю помощи Божьей, милости Божьей и здоровья! С праздником!».
По окончании богослужения настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора иерей Максим Шамрай показал Его Преосвященству ход выполнения работ по росписи храма. Архипастырь осмотрел создаваемые священные изображения и провел встречу с иконописцами, многие из которых являются учениками владыки.
Фото: Сергей Шамрай