Икона Николая Ратного
Иконе святителя Николая, именуемой "Николай Ратный" - более 500 лет. По преданию, она защитила жителей села Устинка в нынешнем Шебекинском районе от нападения монголо-татарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой сет. Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары вдруг остановились, начали тесниться и падать с плотины, в воду.
Как рассказывает на основе проведённых исследований белгородский краевед Александр Николаевич Крупенков, в дореволюционное время для белгородцев дорогой и особо почитаемой была икона Святителя Христова Николая, именуемого Ратным, или, как ее проще называли, икона Николая Ратного.
Там, где сегодня на окраине города Шебекино Белгородской области расположено старинное село Устинка, входящее теперь в черту города и имевшее прежде также другие названия Коренек (Корень, Коренск), в давние времена находилась монашеская обитель — Коренская (или Коренная) Николаевская мужская пустынь.
Историк архимандрит Анатолий, рассмотрев все существовавшие версии основания пустыни, пришел к выводу: «О времени происхождения, равно как и о строителях сей пустыни, до открытия потребных документов, ничего, кроме одних, не лишенных, впрочем, исторического интереса, предположений, нельзя сказать положительного».
Следовательно пока еще нельзя сказать, когда же была основана пустынь, а потому и ответить на главный вопрос: сколько лет находившейся в той пустыни бесценной святыне — чудотворной иконе Святителя Христова Николая Ратного? Тем не менее, установлено, что Коренская пустынь уже существовала в XVII веке и уже тогда официально именовалась Ратной (а называли ее так именно благодаря иконе).
В 1842 году в Санкт-Петербурге вышла брошюра «Краткое историческое сказание о чудотворной иконе святителя Христова Николая, именуемого Ратным, находящейся в Белоградском второклассном Троицком монастыре, Курской епархии», в которой неизвестный автор «Сказания…» сообщает о чудесном явлении иконы. Произошло это так.
В далекие времена жители селения Устинка и насельники пустыни жили в постоянной тревоге. Со стороны Дикого поля на белгородские окраины часто нападали вооруженные татары, которые убивали и угоняли в неволю местных жителей. В один из очередных набегов татары на конях подъехали к Устинке и остановились на плотине через реку Коренек, рядом с Коренской пустынью.
«…Настоятель той пустыни взял из церкви икону святителя Христова Николая, и, неся оную с братиею той пустыни и жителями селения сего, пришли к плотине и творили молитвословие, что увидевше татаре, к берегу идти против православных не дерзнули, и, обращаясь на той же плотине вспять, пришли в замешательство, отчего многие из них с лошадьми попадали с плотины в реку и потонули, а прочие побежали в степи, и по сему случаю святитель Христов Николай назван Ратным».
А вот как описал это событие со слов архиепископа Белгородского и Курского Феоктиста (Мочульского) известный историк XIX века Д.Н. Бантыш-Каменский, побывавший в Белгороде в 1808 году:
«Предание повествует, что в тридцати верстах отселе, на том самом месте, где еще и ныне есть приходская церковь в селе Устенки находился мужской монастырь. При нашествии татар увидели монахи в реке Корченке обширно и быстро текущей под горою и лесом, вышепомянутую икону, которую взяв, вышли с нею и с святым крестом противу татар (священнослужители в облачении, а простые монахи в мантиях), и, став на правом берегу реки, кричали татарам: «воротитесь; силою креста Господня святитель Николай потопит вас в сей реке». Плотина чрез реку не большая, а татар великое множество было, и от тесноты некоторые из них упали в реку; тогда орда сия, испугавшись, возвратилась восвояси».
Древнее предание сообщает, что отражение с помощью иконы татар, напавших на Устинку, произошло 5 мая. Этот день стал большим православным праздником во всей Курской губернии и с тех пор ежегодно отмечался местными жителями.
Крестные ходы с иконой Николая Ратного в Устинку были для белгородцев большим праздником. Накануне крестного хода в Белгород стекалось большое количество богомольцев из близких и дальних городов и сел Курской губернии. В иные годы первой половины XIX века на крестные ходы собиралось до тридцати тысяч почитателей святителя Николая. 5 мая икона переносилась в Устинку и оставалась там до 11 мая, а на следующий день приносилась обратно в Белгород ко времени начала в монастырском соборе поздней литургии.
Большой честью считали православные участники крестного хода нести святую икону «на пространстве 30-ти верст, как в Устинку, так и обратно в Белгород, и за великое счастие почитают то, чтобы прикоснуться или к киоту, в котором несется икона, или даже и к носилкам, и вообще всем вещам, как-либо соприкосновенным с иконою».
«Доска иконы, с задней стороны отчасти сожженная огнем, тогда как самый лик Святителя на другой стороне остался без повреждения. Чудесное действие сие, явленное над иконою или при подобном сему нашествии врагов, или во время пожара, также свидетельствует о ней как о чудотворной», - так описывали её в доревллюционной брошюре.
Ввиду того, что святая икона представляла большую ценность для белгородцев, отношение к ней было особенно бережное. Чтобы охранить ее от возможных повреждений, икону заключили в ризу (оклад) из чистого золота, а ризу украсили драгоценными камнями.
После Октябрьской революции для Русской Православной Церкви наступили тяжелые времена: закрывались монастыри и храмы, конфисковывалось церковное имущество, вскрывались гробницы с мощами святых, уничтожались иконы. Часто во время конфискаций наиболее ценные реликвии исчезали бесследно. Подлинный документ того времени, хранящийся в Белгородском государственном архиве, свидетельствует: «В начале января 1919 г. при обыске в монастыре взято сотрудником Белгородской чрезвычайной комиссии т. Шелеховым одна золотая риза с чудотворного образа Святителя Николая и три золотых наперсных креста». С тех пор золотую ризу никто больше не видел.
В начале 1920-х годов исчезла из еще действовавшего Троицкого собора и сама икона Николая Ратного. И вновь обретена она была только в 1995 году.
Внешний вид иконы, находящейся в Преображенском соборе, полностью соответствовал описанию архимандрита Анатолия. Сквозь оклад слабо просматривался лик Святого, изображенного в полный рост с поднятыми руками. Размеры тоже совпали, в переводе на современные единицы измерения равнялись 33×28 сантиметров.
То, что предстало перед глазами, поразило всех и привело в волнение. Доска иконы действительно оказалась сильно обгоревшей. Чем внимательнее вглядывались мы в икону, тем четче вырисовывались из-под толстого слоя гари отдельные детали и проявлялось изображение Николая Ратного «с подъятыми руками — благословляющею десницею и осеняющею Евангелием шуйцею».
Узнали древнюю святыню и несколько местных старушек из села Устинки. По их единодушному мнению, это и была та самая чудотворная икона Николая Ратного, с которой они совершали крестные ходы из Белгорода в Устинку еще до Великой Отечественной войны.
Сегодня икона Николая Ратного находится в Преображенском соборе, и как и прежде идут к ней люди помолиться и приложиться к дорогой святыне с верой и надеждой.
- Оцените материал
- Опубликовано в Паломничество
- Прочитано 6790 раз