Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Протодиакон Сергий Епифанцев ответил на вопросы православных

https://pravosk.ru/wp-content/uploads/2022/03/epifancev-2-1536x864.jpgИнформационный Митрополичий центр «Православное Осколье» продолжает публикацию материалов в рубрике «Что посоветуете, батюшка?», в этот раз на вопросы отвечает клирик Александро-Невского кафедрального собора протодиакон Сергий Епифанцев.

 

– Можно ли причаститься в Великий пост, если я не соблюдаю его в еде, но только дома молюсь и хожу по воскресеньям в храм? Хочу три дня соблюсти пост в еде перед Причастием и исповедью.

– Очень сложно отвечать на подобные вопросы заочно – непонятны причины. Почему вы не соблюдаете пост? Зачем вам причащаться? Понимаете ли вы, для чего нужно и то и другое? Рассмотрим несколько случаев.

Вам нельзя поститься по медицинским показаниям (сахарный диабет, малокровие или язвенная болезнь). Вы вкушаете ту пищу, которую рекомендуют врачи, а в остальном ограничиваете себя. В этом случае нельзя сказать, что вы не поститесь. Это пост с поправками по состоянию здоровья. Скажите об этом на исповеди, и священник допустит вас ко Причастию.

Ваша работа – это тяжелый физический труд, например, на ОЭМК. Без животного белка организм просто не будет восстанавливаться. Здесь все то же самое: согласуйте вашу меру поста с духовником.

Вы не знаете, зачем вам поститься. Ограничивать себя в еде и развлечениях только потому, что «положено» – так себе идея. Это тяжело и неинтересно. Если это ваш случай – сходите на исповедь и поговорите со священником о смысле поста.

Возможно, вам не подходит ни один из вариантов. Но обратите внимание, что совет во всех случаях одинаковый: идите за советом к священнику. Он разберется в ситуации и даст ответ, который нужен именно вам.

– Как не впасть в грех осуждения в связи с нынешними событиями на Украине? Не получается не осуждать националистов, бандеровцев, западных политиков и иже с ними. Впадаю в смертный грех.

 – Очень хорошо, что вы понимаете пагубность своего состояния. У вас нет ложного ощущения «праведного гнева», который вы обрушиваете на «нечестивцев». А если вдруг есть – должен вас огорчить. Осуждение не перестает быть грехом от того, что вы осуждаете даже самых злых людей на планете. Неважно – осуждаете вы соседку, политиков или Гитлера. Осуждение вредит не им, а вам.

Нужно разделять человека и зло, которое он творит. Зло действительно достойно порицания и осуждения. А если оно происходит рядом с вами – то и противления. Но противиться злу можно, только не осуждая. Если вас безмерно раздражает соседка, вы не сможете ей объяснить, почему она не права, когда мусорит в подъезде, – скорее всего, вы поругаетесь. Если солдат в бою не будет выполнять приказы, а будет «пылать праведным гневом», – толку от него будет немного.

Ваш вопрос может стать риторическим: «Как же тут не осуждать, когда…» Чтобы этого не произошло, решите, что вы будете делать, чтобы избавиться от греха.

Апостол Ерм в книге «Пастырь» говорит, что нужно не только не осуждать самим, но и не слушать тех, кто осуждает других. Выполните этот совет – уклоняйтесь от таких разговоров.

Поставьте себе полный запрет на «думскроллинг» – болезненное погружение в ленту новостей с большим количеством негатива. Главные события вы и так узнаете: расскажут.

Если вам кажется, что не следить за новостями и быть не в курсе всех событий дня это «как-то неправильно» – что ж, ваш выбор. Но тогда избавиться от осуждения не получится. А еще – от гнева и раздражительности.

Выпишите слова преподобного Иоанна Лествичника и поразмыслите над ними: «Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина – молчание помыслов при тонком смущении души; а конец – непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров». Попытайтесь осилить первый уровень: если ваш дух смущен – закройте уста. Нам сейчас непросто. Чтобы все это получилось – нужно молиться и просить помощи у Господа в борьбе со грехом».

Оставить комментарий

Наверх