Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Протодиакон Сергий Епифанцев ответил на вопросы православных

http://pravosk.ru/wp-content/uploads/2022/04/hy2a1635-scaled-e1649349711781.jpgИнформационный Митрополичий центр «Православное Осколье» продолжает публикацию материалов в рубрике «Что посоветуете, батюшка?», в этот раз на вопросы отвечает клирик Александро-Невского кафедрального собора протодиакон Сергий Епифанцев.

 

– Я хожу постоянно в один и тот же храм. Исповедуюсь, причащаюсь там. Но в силу сложившихся обстоятельств примерно раз в месяц мне доводится бывать в другом храме на богослужении. Бывает, что и там я попадаю на Исповедь и Причастие. Не является ли такое мое «блуждание» неправильным? Как мне следует поступать в таком случае? Например, ходить в разные храмы, но исповедоваться и причащаться только в своем?

– Не совсем понятно, идет речь только ли о храме или о духовнике – священнике, у которого вы исповедуетесь. Обычно все же подразумевается второе, исповедь у незнакомого батюшки. В городском храме может быть много священников, они выходят исповедовать по очереди. Если вы посещаете такой храм, то подходите к тому батюшке, который вышел сегодня. Но может быть и так, что в вашем храме один батюшка. В любом случае у меня к вам есть несколько “советов россыпью”.

Не играйте в “духовных отцов и чад”. Как правило, когда к батюшке подходит новоначальный прихожанин и говорит: “Будьте моим духовным отцом”, священник делает круглые глаза и предлагает просто прийти на исповедь. Не потому, что он не хочет, просто не получится. Как написано на одной популярной картинке, “нельзя просто так взять и…” Просто начните, а там Господь управит.

Действительно, большое значение имеет постоянная исповедь у одного батюшки. Нормально, если вы познакомитесь с несколькими отцами и выберете того, с кем вам будет понятнее и комфортнее общаться. Он будет видеть прогресс: как вы меняетесь, исправляетесь или наоборот. Это поможет ему дать более точные духовные советы, которые нужны именно вам. Незнакомый пастырь сможет ответить на вопросы, но возможности оценить изменения у него нет. Он только может услышать вашу оценку, а мы, как известно, сами себе – те еще судьи.

Допустимо, если вы исповедуетесь у разных батюшек, а к одному идете время от времени с более подробной исповедью и духовным вопрошанием. У некоторых духовники вообще живут за сотни километров, и к ним приезжают раз в полгода. Но вот если вы решите слукавить и пойдете к незнакомому священнику, чтобы скрыть от духовника какой-то грех, то это нехорошо. Скорее всего, вас не поразит молния с неба и под вами не разверзнется земля, но произойдет кое-что другое. Помните, о чем говорит батюшка каждый раз перед исповедью? Вы пришли в больницу и скрыли диагноз – уйдете неисцеленным.

– Я работаю посменно. Это значит, что не каждое воскресенье могу присутствовать на Литургии. Часто происходит так, что я прихожу на службу утром после смены. Я готовлюсь к Причастию, но так как работаю в ночь, не имею возможности прочитать утренние и вечерние молитвы. Об этом я всегда говорю на исповеди, каюсь, но оправдываю себя тем, что я не спала, не ела, не пила, работала…Мне нравится такой вариант — на службу после работы, на работе меньше соблазнов, не посмотришь телевизор, например. Но не является ли такое мое самооправдание некоей подменой? Может, лучше уж потерпеть и подготовиться как положено?

– Ответ на ваш вопрос можно увидеть в тексте ежедневных молитв и даже в их названии – “на сон грядущим”. Так вы говорите Богу, что отправляетесь спать и просите на это благословения. Утром, соответственно, благодарите за сон “в прошедшую нощь сию” и молитесь о наступившем дне. Вы же не собираетесь спать на работе? Тогда и молиться “на сон” не нужно.

Но совсем другое дело, если вы готовитесь приступить ко Святым Таинам. Думаю, что правильная мера была бы такой: не ешьте и не пейте ничего после полуночи и прочтите то молитвенное правило, которое обычно совершаете перед Причастием – каноны, последование, молитвы. Или хотя бы его часть, сколько сможете. Если позволяют рабочие условия, можно помолиться и на рабочем месте.

Советую вам обсудить этот вопрос с батюшкой, у которого вы исповедуетесь. Исходя из ваших потребностей и обстоятельств, он посоветует, как часто вам нужно приступать ко Причастию и какая мера молитвенного правила вам полезна. Определить эту меру заочно – непосильная задача.

Оставить комментарий

Наверх