«Белгородская правда» рассказала, где и как учатся иконописцы
«Белгородская правда» рассказала, где и как учатся белгородские иконописцы.
В сообщении Анны Черкашиной говорится: «В прошлом году белгородка Анастасия Галавай поступила в Курскую иконописную школу. Вместе с другими девушками, проходящими обучение, она начала вести телеграм-канал «Путь иконописцев», который приоткрывает завесу в мир церковного искусства. «Белгородская правда» пообщалась с Анастасией о редкой и древней профессии.
«Я родилась в семье верующей, но невоцерковлённой. В храме бывали пару раз в год и по большим праздникам. Особо яркое воспоминание из детства – как мы ходили с моим крёстным дядей в храм на ночную Пасхальную литургию. На первых курсах университета я познакомилась с молодым человеком из верующей семьи, с тех пор и началось моё воцерковление. Мы ходили в храм вместе каждое воскресенье. Через два года наше общение прекратилось, но моё стремление к Богу осталось и воцерковление продолжилось. Захотелось больше узнать о своей вере. В тот период у меня появилось желание как‑то помогать ближним, чтобы отвлечься от переживаний», – вспоминает Анастасия.
Через знакомого она узнала про Марфо-Мариинское сестричество милосердия. И вскоре, в день памяти Матроны Московской, поехала с сестрой милосердия Анастасией Маслаковой в детское психиатрическое отделение, чтобы отвезти детям сладости, показать мультфильмы, рассказать о святых. С тех пор Анастасия несколько раз в неделю приходила помогать в сестричество. Через время она отправилась на крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» в Курскую Коренную пустынь. И там разговорилась с одной пожилой женщиной. Рассказала ей о себе, о том, что прапрадедушка был священником. «Понятно, почему ты к вере пришла: он молится за тебя», – ответила собеседница.
«Мой прапрадедушка Григорий Савельевич Попов родился в 1888 году в Волчанске. С детства хорошо пел. Заметив это, харьковский епископ сказал, что мальчика надо учить, потому что он очень одарённый, и благословил делать это бесплатно, ведь денег в семье на обучение не было», – рассказывает Анастасия.
Григорий окончил семинарию в Харькове, первый его приход был в Волчанских Хуторах. Потом он много лет служил в селе Чураево Шебекинского района. Позже его послали в Богодухов Харьковской области, где он стал благочинным. Начались гонения со стороны НКВД. Доносить на людей священник решительно отказался. Его три раза сажали в тюрьму. В 1945 году он скончался.
Через несколько месяцев после той поездки в Курскую Коренную пустынь состоялось посвящение в сестричество милосердия: «Я училась в БелГУ по специальности «журналистика». К окончанию университета поняла, что хочу посвятить свою жизнь служению Богу в лоне церкви. Светские профессии не привлекали. Трудилась в сестричестве, иногда писала заметки, но всё равно не было удовлетворения на душе. Искала чего‑то большего. В этих поисках решила поездить по монастырям и пожить там некоторое время, чтобы понять, чем заниматься, какому делу посвятить свою жизнь. И когда в старинном Толгском монастыре рассматривала росписи на стенах, мне пришла идея заниматься иконописью».
У Анастасии оставалось много сомнений, ведь профессионального художественного опыта не было. С детства девушка хорошо рисовала, но делала это нечасто, по вдохновению. Но мама и все остальные родные поддержали Анастасию, сказав, что способности у неё есть и стоит попробовать: «Если есть воля Божия на это дело – поступишь».
Про Курскую духовную семинарию девушка узнала от мамы: ей рассказали, что там очень хорошие преподаватели. Курская иконописная школа образована в 1992 году при семинарии и носит имя преподобного Андрея Рублёва , здесь следуют традициям древнерусского, византийского иконного письма. «Я позвонила в семинарию, и меня благословили приехать, посмотреть, попробовать себя».
Для поступления требовалось нарисовать ростовую фигуру святого в цвете обычными красками – гуашью или акварелью. Также предстоял экзамен по Ветхому и Новому Завету, проверялись навыки чтения на церковнославянском языке.
«Готовясь к поступлению, я рисовала фигуры святых и просто что нравится. Читала Ветхий и Новый Завет. Опыт чтения на церковнославянском у меня уже был, поэтому здесь никаких трудностей не возникло», – говорит Анастасия.
Обучение в Курской иконописной школе длится четыре года. Раньше поступающих было много. Сейчас желающих учиться иконописи, как и пастырскому делу, становится меньше. В прошлом году поступили восемь человек.
«Каждый год мы делаем что‑то новое. Существует определённая программа. Сначала набиваем руку – копируем ростовые фигуры с древних образцов. Чем больше, тем лучше. Одно и то же изображение пишется в трёх вариантах: карандашом, кистью и в технике гризайль. Самая главная дисциплина – это иконопись. Мы много рисуем. Есть и другие предметы: церковнославянский язык, богословие иконы, цветоведение, Ветхий и Новый Завет. У нас очень хорошие преподаватели, знающие своё дело. Они обучают нас всему необходимому: от первых этапов – как точить карандаши и расположить рисунок на листе – до написания иконы », – рассказывает девушка.
Иконопись во многих аспектах отличается от других видов живописи. В том числе и материалами, которые использует художник. Икона пишется на деревянной доске. На неё наклеивается ткань, а далее наносится меловой или алебастровый грунт – левкас:
«Приготовление левкаса – процесс довольно сложный. Нужно знать, в каком соотношении смешивать все материалы, сколько времени ждать, пока высохнут слои, и что сделать, чтобы левкас не треснул. У нас уже была практика его приготовления, и свои первые «таблетки» (тоненькие дощечки, на которые наносится рисунок – прим. авт.) мы левкасили сами».
В иконописи в качестве красок используют натуральные пигменты. Выглядят они как порошок. Перед началом работы их необходимо растереть. Каждый пигмент трётся разное время. Бывает, что нужно растирать одну краску около часа.
Обучающиеся на иконописном отделении на начальном этапе копируют рисунок с древних образцов Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия. Процесс этот не простой, всё нужно делать очень внимательно и точно.
Если у человека хорошие способности или он пришёл учиться иконописи уже с художественным образованием, то осваивает всё быстрее, и написать первую икону ему могут доверить уже на втором году обучения. Но, как правило, это происходит на 3-м курсе. А на 2-м тренируются писать личное – лики святых, руки и ноги.
«Духовная жизнь – очень важная составляющая труда иконописца, – объясняет Анастасия. – Без неё невозможно приблизиться к Богу, а значит, и постичь тайну написания святых образов. Духовник иконописной школы и её заведующий отец Александр Филин наставляет всех обучающихся в духовной жизни. Рассказывает о важности чтения Иисусовой молитвы. Особенно важно молиться, когда пишешь образ святого. Если писать икону в подавленном состоянии духа или в раздражении, это отразится на образе».
Учащиеся иконописной школы регулярно посещают богослужения и причащаются Святых Христовых Тайн. Послушания – неотъемлемая часть их жизни: «Через послушания человек учится смирению и терпению, что помогает в духовном развитии. Также здесь мы приобретаем важные навыки в хозяйстве, которые пригодятся и в дальнейшем. Послушания бывают разные: часто помогаем на кухне, по необходимости убираем территорию, моем учебные классы, дежурим на вахте и убираем в храме. Приготовление к главному празднику – Пасхе – у нас проходит очень активно. Мы все вместе убираем в школе, готовим праздничные блюда. После ночной литургии доброй традицией много лет остаётся совместная трапеза с духовенством храма Сергия Радонежского (открыт в 2002 году в здании иконописной школы как домовой храм семинарии – прим. авт.), а также с преподавателями и всеми учащимися».
Для иконописца очень важно вырабатывать насмотренность – постоянно внимательно рассматривать древние образцы икон: линии, движения, цвет. Поэтому осенью обучающиеся побывали в Третьяковской галерее, где познакомились с известными работами. А ещё они посещали иконописное отделение Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
В своём телеграм-канале «Путь иконописцев» девушки делятся интересными моментами обучения и своих будней. Они изучают историю иконописи, художественный и символический язык иконы, значение использования тех или иных цветов. Например, золотой – это цвет Царствия Божия, вечности и благодати. А пурпурный был очень важен в византийской культуре. Только император мог носить одежду пурпурных оттенков и восседать на пурпурном троне. Постепенно этот цвет перешёл в русскую иконопись. Он символизирует Царя Небесного, присутствует и в одеждах Божией Матери. Также в русском церковном искусстве традицией стало использовать пурпурный цвет при написании одежды святых царей и князей.
«Меня вдохновляет всё, что связано с иконописью, – признаётся Анастасия. – Нравится рассматривать старинные иконы. Поражает, какие иконы писали раньше святые иконописцы. В них всё совершенно, а мы лишь пытаемся изобразить что‑то подобное, но это очень далеко от совершенства. Жизнь в иконописной школе наполнена самыми разными событиями. Однако главное, что мы учимся здесь иконописному делу и с помощью нашего батюшки и преподавателей постигаем великое искусство, благодаря которому становимся ближе к Богу».
Фото из телеграм-канала «Путь иконописцев»
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 199 раз
Похожие материалы (по тегу)
- XIII международная православная выставка «Ангел Святого Белогорья» скоро открывается в Белгороде
- Богослужение в Неделю 11-ю по Пятидесятнице совершено в Смоленском соборе в Белгороде
- Отошёл ко Господу выпускник Белгородской семинарии
- Православные белгородцы помогли старикам-беженцам
- Белгородские сёстры милосердия помогли Курскому центр комплексной социальной помощи