«Белгородская правда» рассказала о чудесах в храме Евдокима Праведного и блаженной Клеопатры в Нижних Лубянках
Под заголовком «Вернулись лики. Какие чудеса происходят в храме села Нижние Лубянки» областное издание «Белгородская правда» рассказывает о храме Евдокима Праведного и блаженной Клеопатры в Волоконовском районе.
Автор сообщения Наталия Козлова пишет: «Тот, кто бывал в Нижних Лубянках Волоконовского района, не мог не заметить с трассы небольшой красивый храм из красного кирпича. Издалека он чем‑то напоминает сказочный терем. Это единственный в стране, а может и в мире, храм Евдокима Праведного и блаженной Клеопатры.
Праведники жили в разные века и встретиться не могли, а вот имена их оказались рядом много веков спустя. Храм в их честь построили и освятили в 1877 году супруги Синельниковы – Евдоким и Клеопатра.
Нижние Лубянки тогда – владение семьи Синельниковых. По преданию, супруги были благотворителями, глубоко верующими людьми. Храм освятили в честь своих ангелов.
«Архивы, к сожалению, пострадали в годы войны. Всё, что удалось выяснить, добыто по крупицам. Знаем, что храм каменный был построен в 1877 году. Освящён в честь блаженной Клеопатры и Евдокима – небесных покровителей семьи Синельниковых», – рассказывает настоятель храма отец Сергий. Он служит здесь 10 лет.
В то время имя Клеопатра хоть и редко, но встречалось на Руси. Судя по архивным данным, в наших краях в разные годы жили несколько тёзок со звучным именем.
В селе Нижние Лубянки до появления каменного храма стояла деревянная церковь Иоанна Предтечи. Её построил предок семьи Синельниковых.
«Церковь в селе Нижние Лубянки Бирюченского уезда деревянная, с колокольнею, построена в 1790 году. При ней в 1794 году священником был Роман Светличный. Устроена церковь, вероятно, помещиком Синельниковым. Подцерковной пахотной земли 33 десятины, три дома для причта. Причт один. Прихожан более 800 душ», – узнаём мы из второго выпуска Указателя храмовых празднеств в Воронежской епархии.
Там же говорится, что, кроме Нижних Лубянок, к приходу храма относились также хутора Лубянка, Лубянка 2 и Старосельцева.
На месте церкви уже каменный храм построил Евдоким Николаевич Синельников.
«По своей архитектуре он шатровый. Шатровых каменных храмов у нас на Руси не так много», – поясняет священник.
Шатровые храмы – это особый архитектурный тип. Шатровые деревянные храмы были распространены на Руси. Вероятно, это связано с тем, что в дереве было очень трудно передать форму купола – такую, как в византийских храмах. Поэтому в дереве исполняли шатровые завершения, а не купольные. А вот каменные шатровые храмы – уже не настолько распространённое явление в архитектуре. В завершение шатровых церквей ставился небольшой купол.
Каменный храм в честь праведного Евдокима и блаженной Клеопатры упоминается в хронологическом Указателе церквей Воронежской епархии за 1886 год и в четвёртом выпуске Указателя храмовых празднеств. Здесь же рассказывается о том, кто такой праведный Евдоким: «Праведный Евдоким родом из Каппадокии, родители его были люди богатые и знатные… Он был каппадокийским воеводою во время царствования императора Феофила (824–842). Описывавший жизнь сего святого, видно, был человек близкий к нему или же современник. Он говорит, что «не достанет ни времени, ни слов, ни рук к описанию чудес, которые он (праведный Евдоким – прим. авт.) совершил на месте своего погребения и которые совершает он и доныне». Скончался праведный Евдоким в 33 года. По желанию родителей его тело перенесли в Константинополь.
Судя по всему, изначально храм в Нижних Лубянках был освящён в честь праведного Евдокима. Уже позже появилось посвящение блаженной Клеопатре.
«Церковь в слободе Нижние Лубянки построена на средства помещика штабс-капитана Евдокима Николаевича Синельникова в честь его ангела. Впоследствии по завещанию его супруги Клеопатры Григорьевны вновь построена и посвящена совместно праведному Евдокиму и блаженной Клеопатре, освящена 30 октября 1877 года. В этом храме поминовение по храмоздателям совершается по субботам всего года», – сказано в Указателе храмовых празднеств в Воронежской епархии.
Блаженная Клеопатра была родом из селения Эдра в Палестине. Её жизнеописание связано с Египтом. В Александрии служил военачальник Уар. Он был язычником, но принял христианство. За это его пытали и казнили. Клеопатра видела муки святого и после казни подобрала его тело и принесла к себе домой, а затем хитростью вывезла на свою родину в Палестину и с почестями похоронила его.
Клеопатра была вдовой, у неё был сын-подросток по имени Иоанн. Молодой человек внезапно скончался. Женщина стала молиться мощам Уара, просила его воскресить сына. Во сне она увидела Уара и Иоанна. Они были в светлых одеждах. Клеопатра поняла, что сын в лучшем мире. После праведница раздала беднякам имущество и проводила время в молитве и заботе о других, умерла около 327 года.
«В советское время, когда священников увозили в известном нам направлении, здесь храм тоже закрыли. После войны он стал разрушаться, в нём хранили зерно. Мы на память оставили две ниши, в которых есть зерно. Чтобы не забывали о прошлом», – рассказывает настоятель храма. Ниши с зерном можно увидеть с улицы. Они находятся в одной из стен, у самого основания».
Наталия Козлова отмечает: «Приход у храма маленький: людей в селе немного. Но и сам по себе дом Божий небольшой. Его, видимо, изначально строили, рассчитывая на малый круг прихожан. Обычно службы здесь идут по субботам или в большой праздник.
Отец Сергий много говорит с прихожанами. Старожилы рассказали ему, что помнят, как ещё детьми бегали в храме и видели, что он очень красиво расписан. Со временем роспись была утрачена. Когда в 1995 году храм своими силами восстанавливали, реставрировать было уже нечего. В тот год подлатали крышу, местный житель сделал роспись над входом и внутри храма, провели и другие работы – на что хватило денег.
Колокольни у храма нет, на службу зовут, ударяя по газовым баллонам – их закрепили у ворот. Состояние храма не позволяет повесить колокола, даже если он их и обретёт. Нужен серьёзный ремонт.
Верующие вернулись в храм в 1995 году. Некоторым семьям всё это время удавалось сохранять и передавать из поколения в поколение дореволюционные иконы, и теперь они возвращают их храму.
«За 10 лет две ростовые иконы нам вернули, икону Божией Матери, «Воскресение Христово». Это всё иконы, которые были в храме до революции. Дома у людей ещё много икон, кто‑то не хочет отдавать», – объясняет отец Сергий.
Есть у храма икона Божией Матери – скорее всего, не старая. Её обрели по‑настоящему чудесным образом.
«У иконы интересная история. Несколько лет назад горела трава в соседнем посёлке Евдокимов. Люди, которые вышли тушить огонь, увидели клочок несгоревшей земли. На ней лежал пакет, а в нём – икона. Пакет немножко подплавился, а икона полностью сохранилась. Огонь её не тронул», – поведал настоятель.
Тайну иконы пока не удалось раскрыть. Информацию искали везде, даже в Интернете похожий образ нашли, но ничего определённого установить не удалось.
«Ждём, может быть, со временем что‑то прояснится», – надеется отец Сергий.
Есть и ещё чудо, которое происходит в храме долгие годы. Здесь за 10 лет очистились две иконы, обе – святого Николая.
«Есть две иконочки у нас. Они были абсолютно чёрные, невозможно было понять, кто на них изображён. Сейчас мы чётко видим, что это святитель Николай. Со временем сами вернулись лики».
Фото: Наталия Козлова
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 269 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Молебен совершён в храме великомученика и целителя Пантелеимона в колонии №6 в Валуйках
- Волоконовский благочинный назвал освобождение Москвы в 1612 году символом сугубого покровительства Божией Матери над Россией
- Праздничное богослужение в храме Рождества Христова в Горках посетили жители «Красненского дома милосердия»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе