«Белгородская правда» рассказала о секретах храма Александра Невского в Поповке
«Белгородская правда» рассказала о секретах храма Александра Невского в селе Поповка, сообщили в издании.
В сообщении, которое подготовила Анастасия Состина, говорится, что «Узнать секреты храма Александра Невского в корочанском селе Поповка отправились корреспонденты «Белгородской правды». Если заехать в Поповку по центральной улице, старый полуразрушенный храм Александра Невского увидеть не удастся. Его 200-летние стены из крепкого кирпича скромно прячутся за военным мемориалом. А ведь когда‑то церковная колокольня была самым высоким строением в селе.
Службы в этом храме исправно вели и после революции – в трудное для церкви новое время, и во время немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны. Даже фашистские обстрелы из Корочи поповская церковь пережила – снаряды, как заколдованные, летели мимо. Выстояла, уцелела.
Но в 1950-е храм предательски обезглавили свои же, обвязав золочёные маковки толстыми верёвками и свалив их на землю с помощью двух колхозных тракторов. Так и стоит он, зарастая травой и затаив обиду. А местные жители вот уже 14 лет пытаются замолить грехи своих отцов и возродить свою старую и такую нужную церковь».
Как напоминает автор сообщения, «В начале XIX века Поповка была довольно крупной корочанской слободой. И уже в 1811 году здесь построили деревянную Михаило-Архангельскую церковь. Правда, простояла она недолго – сгорела при пожаре. И в 1818 году на её месте выросла новая, каменная церковь. Она была двупрестольной – во имя Святого Николая и Святого Благоверного Александра Невского, но называли её тогда просто Николаевской.
«Интересно, что кирпич для строительства делали сами, - рассказывает краевед Наталья Киселёва. – У нас называли его зарой-зарой. Была такая специальная яма, в которой разводили гашёную известь и добавляли в раствор сырые яйца для прочности. Кирпич опускали в эту воду и выдерживали около двух недель. Потом сушили и из него уже возводили стены. Строили, кстати, местные».
Когда в советское время храм пытались разрушить, разобрав по кирпичику, ничего не вышло. Стены были настолько крепкими, что отбивать их получалось только большими кусками. А потому эту затею оставили.
Внутреннее убранство нового храма было богатым. Особенно восхищал прихожан резной иконостас. Стены украшали иконы, обрамлённые рукодельными рушниками. Была здесь и своя особо почитаемая икона – Иверской Божией Матери. Когда церковь разрушали, этот образ спрятал кто‑то из поповцев, сохранил его и передал в корочанский храм Рождества Пресвятой Богородицы, где икону можно увидеть и сегодня. Славилась поповская церковь и своей библиотекой, состоявшей из 53 томов церковных книг. С них началась история местной школы, которую открыли при церкви в 1874 году».
Автор приводит сведения «Из Государственного архива Курской области:
«Школа в с. Поповка была основана по инициативе крестьян, помещалась она в одном здании с церковной караулкой. Здание было деревянным с железной крышей. Классное помещение состояло из одной комнаты. Печь топили соломой из сторожки. Число учащихся на 1883/84 учебный год – 56, из них – 53 мальчика и 3 девочки».
Так и жила поповская церковь, став для многих жителей не только опорой в трудные времена, но и источником знаний».
Анастасия Состина рассказывает: «Мы подходим к старому храму с обратной стороны. По правую руку – деревенский погост, рядом с ним – Аллея Памяти. В советское время на месте этого парка размещался зерноток, а в самой церкви устроили склад. Приладили деревянную крышу, сделали вход на месте прежнего алтаря, чтобы было ближе возить зерно.
Заходим внутрь. Высокие арочные окна заложены кирпичом, но прежние дореволюционные решётки сохранились. Они покрыты толстым слоем ржавчины, но вид у них впечатляющий.
Внезапно Наталья Сергеевна вспоминает историю, как в 1916 году храм ограбили.
«Бабушка мне рассказывала, – говорит она. – Унесли тогда ценную церковную утварь. А искать преступников приехал урядник из Корочи вместе с маленькой собачкой. Всех жителей построили за церковной оградой, и тут мальчишки кричат: «Едут! Едут!» Подъезжает тарантас, в нём урядник – держит над собачкой зонтик. Потом её выносят, и она начинает всех обнюхивать. Одного схватила за штанину, потом другого, потом третьего. Оказалось – точно, они и обокрали».
Наталья Сергеевна знает много таких историй: собирала по крупицам. Всех старожилов опросила. И они рассказывали, как мадьяры во время оккупации привезли в Поповку батюшку и заставили его служить. Как на всю округу звонили три больших колокола, собирали народ на службу. И после этого звона в храме яблоку негде было упасть. Как уже после войны церковь вместе со всем содержимым закрыли, а местные женщины каждое лето тайком открывали сундуки и просушивали церковное облачение. Ждали нового священника. А самая страшная история – о том, как храм разрушали.
Тут в разговор вступает ещё одна местная жительница – Александра Каташина. В её памяти те страшные дни, когда разрушали поповский храм, отпечатались особенно ярко.
«Мне было семь лет, – рассказывает Александра Дмитриевна. – И мой отец был одним из тех, кто ломал храм. Не по своей воле, работал по наряду в колхозе. Когда отец полез на колокольню привязывать верёвки, ему все кричали: «Митька, Митька, куда ты лезешь, у тебя трое детей!» Но что ему оставалось? Привязал, и двое трактористов – Мишка Булгаков и Семён Готилов – стали стягивать купол. Говорят, что храмы рушить – себе во вред. Так и случилось. Мой отец пролежал парализованным больше 7 лет, Семён – 17, а Мишка – 12 с половиной».
Когда свалили колокольню с куполом, всю церковную утварь раздали по округе. Говорят, что‑то попало в Яблоново, что‑то – в Большую Халань. А в самом храме вплоть до недавнего времени размещался склад для всяких сельских нужд.
Хотя местные жители никогда не называли это место складом. Всегда говорили: «Куда везти зерно?» – «В церкву», «Где получать трудодни?» – «В церкви». И даже сейчас приходят сюда люди, особенно те, которые помнят. Чтобы постоять у намоленного места, поговорить с Богом, попросить сил.
«Одна наша жительница – Галина Георгиевна, пожилая уже женщина, – часто мне говорила: «Когда мне плохо, иду к храму, к этим стенам, постою – и мне легче». Не зря люди считают это место каким‑то исцеляющим, что ли. Так оно и есть», – делится Александра Дмитриевна».
Автор сообщения отмечает, что «К сожалению, не так много информации сохранилось в архивах о старой церкви Александра Невского. Не было до определённого времени и фотографий. Но однажды случилось настоящее чудо.
«В 1943 году, уже после освобождения Поповки, в нашем селе были расквартированы солдаты и офицеры 96-й танковой бригады им. Челябинского комсомола, – рассказывает Наталья Киселёва. – Они отдыхали здесь перед Курской битвой. И был среди них начальник особого отдела Иван Тюренков. Мы переписывались с ним какое‑то время назад, даже ездили в Челябинск. И когда он умер, его супруга передала в Поповку его архив».
В этом архиве среди альбомов и писем каким‑то удивительным образом нашлась та единственная фотокарточка церкви Александра Невского, сделанная Тюренковым в далёком 1943 году. Несмотря на то что кадр любительский, трудно описать, насколько значим он оказался для поповцев. Смотрят на него жители – и свято надеются, что доведётся им ещё увидеть свою церковь прежней».
Анастасия Состина подчёркивает, что «2007 год стал для поповцев переломным. С него началась длинная история их попыток восстановить 200-летний храм. И именно тогда у южной стены церкви установили символический знак – раскрытую книгу.
«Это, по сути, такой закладной камень, – рассказывает Александра Дмитриевна. – Обещание самим себе, что мы будем биться до последнего, стучаться во все двери, но храм восстановим. Тут, возле этой книги, мы каждый год в престольный праздник Александра Невского, 12 сентября, устраиваем водосвятие и молебен. Просим благочинного Корочанского района, чтобы он направил к нам священнослужителя. Потому что это очень важно для нас».
За эти 14 лет, что жители села борются за восстановление своей обители, в окрестностях Поповки построили целых пять храмов. И все они за пределами Поповского поселения, где на три хутора и два села – ни одной церкви. Хотя и население в Поповке не маленькое – больше 1,5 тысячи. И жителям ничего не остаётся, кроме как продолжать бороться.
«Раньше как было, – завершает беседу Александра Каташина, – случилось плохое, хорошее – идёшь в храм, молишься, свечку ставишь. А сейчас мы вроде как без Боженьки живём, своему ангелу-хранителю дом поставить не можем. Видно, сильно мы нагрешили, когда своими руками собственный храм сломали. Но отчаиваться не будем, нужно бороться дальше».
Фото: Вадим Заблоцкий
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 378 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы