Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Духовник Белгородской и Староосколькой епархии протоиерей Василий Феер рассказал «АиФ» о Великом Посте

http://beleparh.ru/images/%20_%20%20.jpgО том, что значит Великий пост для православного христианина и как его выдержать,  рассказал духовник Белгородской и Староосколькой епархии, протоиерей Василий Феер.

- Еще перед началом Великого поста митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн говорил,  что  пост  для каждого человека - это пусть к себе. Что это значит?

- Наш Владыка - человек очень образованный,  он всегда говорит правильно: пост позволяет каждому заглянуть внутрь себя, обозреть свою жизнь. Владыка Иоанн часто говорит ещё, что Великий пост - это весна для души. Когда человек вступает на это поприще, которое длится семь недель, он должен не только воздерживаться от скоромной пищи, главное - совершать милостыню, делать добрые дела.

Господь никого никогда не оставляет  - просто мы сами оставляем Его, уходим в сторону и начинаем блуждать во тьме. А если человек идёт правильным путём, живёт по-христиански, то Господь всегда его поддерживает  Своей божественной рукой, как некогда поддержал апостола Петра, когда тот утопал, стремясь пойти по водам. Так и мы в нашем житейском  море, если утопаем в грехах, но от всего сердца взываем ко Господу - Господь всегда к нам приходит на помощь.

         

- В наше время ведь тяжело жить по-христиански...

- А никогда и не было легко - но сейчас всё  доступнее, нет запретов, храмы открыты,  любое поучение и наставление при желании можно получить и услышать.

От каждого из нас зависит, как жить. Чем ближе человек становится к Богу, тем лучше он видит и понимает свои грехи. Если же человек далёк от Церкви,  он считает, что у него никаких грехов и нет, он ведь  не убивал, не воровал. Но для спасения души этого мало!

Однажды к старцу пришли молодые монахи и сказали, что видят ангелов - а старец им сказал, что важнее видеть свои грехи. Ведь грехи бывают даже мысленные - в реальности человек не делает ничего плохого,  живёт правильно, а в помыслах рассеивается, уходит от молитвы. И тут надо вести и мысленную брань с самим собой.  

- Батюшка, что необходимо сделать в пост? Нужно ли, например, собороваться?

- Традиционно в практике Русской Православной Церкви каждый христианин стремится хотя бы раз в год  пройти Таинство Соборования, или Елеопомазания, которое,  как правило, совершается в Великий пост. Это не обязательное требование - скорее благочестивая традиция. Особенно нужно это таинство для болящих - как сказано в Священном Писании: «Если кто  болен, призовите церковнослужителей, да молятся над ним, помазавши елеем».  По молитвам священнослужителей,  по милости Божией,  людям прощаются и забытые грехи. Каждого несколько раз помазывают елеем -  врачуется и душа, и тело.

         

- А молодым и здоровым это Таинство нужно?

- Прибегнуть к нему может каждый православный христианин, начиная с семи лет.  По уставу Церкви, в  семь лет  ребенок перестаёт быть невинным младенцем и становится отроком,  начинает исповедоваться.

         

- Говорят,  тот не христианин,  кто в Великий Четверток не пришёл на церковную службу - это так?

- Я бы не стал утверждать так категорично. Бывает, например, человек работает врачом или учителем и просто не может в этот день посетить храм. Но если есть возможность,  тогда, конечно, нужно посетить все церковные службы Страстной Седмицы, которые служатся один раз в год. И, конечно, Таинство  Евхаристии в Великий Четверг  - ведь в этот день Господь наш Иисус Христос  собрал своих учеников-апостолов в Сионской горнице, омыл им ноги  и установил Сам это Таинство Евхаристии,  то есть причащения Тела и Крови Христовых. Поэтому очень важно, чтобы человек через Таинство соединился с Христом с этот день.

Я вспоминаю, как в 1987 году меня рукополагал во диаконы  владыка Ювеналий, и как раз был Великий Четверг,  16 апреля, и храм тогда был переполнен людьми, хотя это ещё было советское время. В этом году исполнится 32 года моего церковного служения.

        

-  Расскажите свой путь - как вы пришли в Церковь, к священству?

-  У меня были верующие родители, которые с детства водили меня в  храм. Знаете, я верю в евангельские слова - Господь говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал»,  -  а значит, каждого, кто приходит в Церковь, призывает  Сам Господь, каждый по призванию Божию приходит и в Церковь, и к служению. У меня был духовный отец, который  в 2000-м году прославлен в лике святых Украинской Православной Церковью - преподобный Иов Угольский. Я родом из Западной Украины, с Закарпатья,  там есть место, где ещё в царской России добывали уголь для паровозов. Отец Иов знал старца Серафима Тяпочкина, он тоже прошёл сталинские лагеря, потом служил,  и к нему съезжались со всей России, по его молитвам многие исцелялись - как при его жизни, так и после кончины. Он преставился в 1985 году -  а поскольку я воспитывался этим святым отцом, взирал на его жизнь, мне всегда хотелось быть на него похожим хоть в малом. И,  наверное , по его молитвам Господь так управил, что я поехал сюда, на Белгородчину, здесь у меня друзья.

         

- А как вы стали духовником епархии?

- В этом году будет  14 лет, как я несу это служение. Это крест очень нелёгкий. Когда преставился духовник епархии отец Николай Кобец, было собрание благочинных в Красненском районе, в селе Горки, его проводил владыка Иоанн, было три кандидатуры, и меня избрали тайным голосованием.

Снам нельзя верить, но мне тогда приснился очень знаменательный сон:  огромный чан, полный пшеницы, и лестница вверх, и мне говорят - бери и неси,  а я возражаю, мол, такую тяжесть только на машине можно поднять, а мне говорят -  нет, надо брать в руки и нести. И потом, когда мне сообщили, что меня избрали духовником епархии, я вспомнил этот сон, потому что эта пшеница - это люди. Хотя я всегда считал, что недостоин быть духовником священников.

-  Во вторую неделю Великого поста Церковь поминает святителя Григория Паламу, который постом проводил со своими учениками омилии, разъясняя Священное Писание. В послании апостола Павла сказан: «Наша брань не против крови и плоти,  а против миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных». Как это понимать?

-  Это наша борьба с духами, которые искушают нас. Когда человек стремится жить по-христиански, то они ведь всё это видят - мы их не видим, а они нас видят и стараются нам всячески помешать. А поскольку у них многотысячелетний опыт, они знают, как к нам надо подойти - одного искушают на один грех, другого - на другой.  Трудно сохранить веру чистой - как  в дождь и ветреную погоду  трудно с зажжённой свечой обойти вокруг храма, потому что есть всякие нападки на человека. Поэтому надо быть очень осторожным в этом мире, стремиться жить праведно, как учит нас Святое Евангелие.

Вот, бывает, мама заставляет ребёнка ходить в церковь, а он никак. А потом, когда вырастет, когда мамы уже нет на свете,  а ее молитва ведь ещё усиливается, потому что после смерти душа ближе становится к Богу -  и тогда дети сами приходят в храм.

         

- Нынешнее поколение родителей растило своих чад в Церкви, впервые в постсоветской России, но те, взрослея,  сейчас отходят от церковной жизни - как тут быть?

- Знаете, кто в детстве,  в юности вкусил  церковной радости - тот вернётся к ней в своей жизни.  Как тот блудный сын, который вспоминал, как хорошо было у отца, так и душа будет вспоминать те светлые моменты, будет тянуться к святости.

Хорошо, что  детей сейчас учат в школе основам православной культуры,  что есть и  воскресные школы, и православные детские сады. У нас с матушкой семеро детей, два сына и пять дочерей,  и уже восемь внуков. Оба сына пошли по моим стопам - старший служит,  младший окончил семинарию.

                 

- Многие воспринимают пост прежде всего как диету. Насколько важен именно отказ от скоромной пищи?

- Не то нас оскверняет, что входит в уста - а то, что из уст выходит, то есть наши слова, наши поступки.   Потому что можно и поститься на хлебе и воде, и  этим превозноситься, считая себя лучше других, или на кого-то злиться, гневаться, не прощать. И тогда и от поста нет никакой пользы. Любовь  -  вот главный плод поста.

Пост обязательно нужен и телу, и душе, молитва без поста -  как одно крыло. Господь,  когда изгнал из бесноватого нечистых духов,  сказал: «Род сей изгоняется только молитвой и постом».

Я понимаю так: когда младенец находится в утробе матери, он не видит, что есть этот огромный  мир, а когда он уже рождается, глазки у него открываются, и он начинает всё видеть вокруг себя. Так и мы живём в этом мире,  а  когда умрём, родимся для вечной жизни,  тогда откроются глаза души. Но тогда уже поздно что-либо сделать, поздно покаяться – только наши дети, родные, друзья  смогут молиться за нас, и по молитвам родных посмертная участь человека может быть изменена. Господь милостив, Он слышит каждую молитву, которая идёт из глубины сердца. Главное, чтобы мы проявляли к Нему любовь  через любовь к ближним. А каждый человек, которого мы встречаем в жизни - это наш ближний. И надо помнить, что всё, что у нас есть - это не наша заслуга, а дар Божий.

Беседовала Татьяна Черных

Оставить комментарий

Наверх