Епископ Валуйский в день памяти святых апостолов Петра и Павла совершил литургию в Свято-Николаевском кафедральном соборе
12 июля Православная Церковь чтит память святых первоверховных апостолов Христовых Петра и Павла и в этот день Его Преосвященство, епископ Валуйский и Алексеевский Савва совершил Божественную литургию в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Валуйки, сообщила Пресс-служба Валуйской епархии.
Архипастырю сослужили клирики собора: секретарь-референт Преосвященного иеромонах Андрей (Сумин), иерей Олег Ютаев, протодиакон Виталий Богданов и диакон Георгий Мусиенко.
Проповедь по Запричастном стихе произнес протодиакон Виталий Богданов.
По отпусте Литургии был совершен чин славления с чтением молитвы святым апостолам, после которого владыка Савва обратился к молящимся в соборе с архипастырским напутствием:
«С праздником, возлюбленные о Господе дорогие отцы, братия и сестры! С памятью первоверховных апостолов Петра и Павла!
Их называют первоверховными, потому что они больше всего потрудились на созидание Церкви Христовой. Апостола Петра именуют первоверховным, потому что он был старшим из апостолов, он всех объединял, и Господь ему произносил все свои обетования. Он первый исповедовал, что Христос – это Сын Божий. И когда Господь воскрес и вознёсся, то апостол Пётр как пастырь, который стал апостолом небесного Отца, во время гонений заботился и собирал апостолов для совещаний, для церковных собраний, которые происходили в первые годы бытия Церкви Христовой. Мы знаем этот церковный обычай, который существует и в нынешнее время. Апостол Пётр посылал на проповедь первых христиан, учеников Христа, но апостолы между собой были равны по своему достоинству, по своей значимости, и он являлся среди них наставником – первым среди равных. И такое устройство Церкви мы наблюдаем спустя две тысячи лет. Наша церковная жизнь устроена так же, как и в первые века. Сегодня подобно апостолам все патриархи равны между собой, но среди них есть чин первенства, чин председательства на собраниях и соборах, на вселенских межправославных совещаниях. И Церковь как тогда, в те времена, так и сейчас – сохраняет свое устройство в первозданном виде.
И апостол Пётр после того как Христа распяли, сам смог воспрять от душевной раны, которая пронзила его душу, когда он отрёкся от Христа. И сделал он это, вероятнее всего, больше подсознательно, машинально. Потому что его спрашивали: не ты ли из учеников Христовых, и ему и мысль в голову не пришла, что если в этот момент он откажется, то это защитается ему как отречение. Конечно, если бы апостол Пётр осознавал в полной мере – что он сказал, что произнёс своими устами, то он бы этого, наверное, не сделал.
Это касается, дорогие братия и сестры, и нас с вами. Мы порой не следим за тем, что мы говорим, что мы произносим. Но тем не менее всё записывается, и на Страшном Суде обо всём нас спросят – за каждое слово, которое мы произносим. Бывает, что слово праздное может нас убить. Поэтому так важно следить за тем, что мы говорим. Ведь мы можем словом своим обидеть ближнего и даже довести его словом своим до смерти, он может умереть даже от одного нашего слова! Сколько раз такое было, что от обиды и от грубого слова люди страдали и даже умирали, не выдерживая причиненной боли. Библия говорит нам, что «пустослов уязвляет сильнее меча острого»!
И вот слово едва не погубило и апостола Петра, но он воспрял духом от душевной раны и вернулся к братьям своим – ученикам христовым, которые были словно парализованы, ибо думали, что Христос будет всегда с ними. И вдруг Его распяли! От того они и не знали – что дальше делать. Но апостол Пётр собрался с духом и повёл братьев за собой. И вот за свою твёрдость, за свою веру, за ревность по Боге он называется первоверховным.
Второй первоверховный апостол – это Павел. Жизнь Павла вообще не похожа на жизнь Петра. Павел рос в семье, которая придерживалась строгих традиций иудейской веры, принадлежал к правящей партии фарисеев – тех, кто содержал учение Божие неискажённым. В то время были и еретики: существовавали и ессеи, и саддукеи. Но были вот такие люди, которые служили при храме, и они хорошо знали учение Божие и правильно его содержали. Но они не признали Христа Богом, не признали в Нем Сына Божьего, хотя и понимали, что Он — это Христос, поскольку Он говорил правду. Но фарисеи Его сознательно отвергли и в конечном итоге – распяли на Кресте.
И вот юноша Савл – так до крещения звали апостола Павла, принадлежал к этой партии фарисеев. Когда мучили первых христиан, когда побили камнями апостола и архидиакона Стефана, Савл был при избиении его камнями. И он был свидетелем, сторожил одежды тех, кто бил камнями святого первомученика, а значит – и он был сопричастен его убийству. И он делал это чистосердечно. Как бывает, когда человек с доброй, чистой душой все же искренне заблуждается. И Савл точно так же заблуждался. И видя его ревность, его внутренний потенциал, Христос явился ему Сам по дороге в Дамаск, когда он имеяграмоты от фарисеев, шел туда, чтобы связывать христиан и бросать их в темницы. И Христос явился Савлу, и он ослеп от света, который озарил его. И Господь сказал: Савл, что ты гонишь меня? На это Савл сказал: кто Ты Господи? И господь ответил: Я Иисус, Которого ты гонишь, трудно тебе идти против рожна! Трудно идти против рожна тем, кто гонит христианский язык, кто гонит православие, кто гонит благочестивых людей, тех – кто слушает Бога. Трудно им – они постоянно ищут повода, чтобы обвинить, чтобы очернить. Но Бога невозможно победить, потому что добро сильнее зла, оно обезоруживает и побеждает зло. И поэтому Павел за свою ревность получил великие духовные дарования. Он обратил ко Христу великое множество людей – практически весь Ближний Восток. Он посещал города, переходил с место на место, из города в город, из селения в селение. Он тонул на корабле, его побивали камнями, неоднократно заключали в тюрьму. И всё это он пережил, перенеся эти раны и злострадания, и взял себе имя Павла и стал апостолом язычников – то есть нас с вами. А в Израиле почти не проповедовал, потому что устал доказывать евреям, что Христос – Истинный Бог. И Бог благословил ему обратить к вере, ко Христу эллинов, римлян, сирийцев и многие другие народы, жившие в тогдашней Римской империи.
И он тоже называется первоверховным, хотя жизнь его совершенно не похожа на жизнь апостола Петра. Но мы называем их обоих первоверховными апостолами. В этот день в Риме был освящён храм в честь Петра и Павла и установлен праздник в их честь. По преданию именно в этот же день они были умервщлены в Риме: сначала Пётр, а через год и Павел. Апостол Петр был распят вниз головой, потому что считал себя недостойным умереть подобно Спасителю. А Павел был усечен мечом – как римский гражданин, ибо с детства имел римское гражданство. Святые апостолы своей жизнью и своей кончиной учат нас чтить Бога, любить Его, соблюдать Его заповеди. Молитвами первоверховных апостолов Петра и Павла Господь да помилует и спасет нас яко Благ и Человеколюбец!».
Фото: Иван Музылев
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 321 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Праздничное богослужение в храме Рождества Христова в Горках посетили жители «Красненского дома милосердия»
- Волоконовский благочинный назвал освобождение Москвы в 1612 году символом сугубого покровительства Божией Матери над Россией
- Молебен совершён в храме великомученика и целителя Пантелеимона в колонии №6 в Валуйках
- Епископ Валуйский овершил Божественную Литургию в храме Казанской иконы Божией Матери в селе Солдатка
- Вейделевский благочинный рассказал студентам о празднике Казанской иконы Божией Матери