Иерей Андрей Коровин продолжает цикл православных бесед в «Православном Осколье»
Иерей Андрей Коровин в публикации Информационного Митрополичьего центра «Православное Осколье»и продолжает цикл православных бесед в «Православном Осколье».
Отец Андрей пишет: «27 марта – третья неделя Великого поста. Она называется Крестопоклонной и посвящена, разумеется, Кресту Господню. Почему же для христиан так важно сосредоточить внимание на нем? Почему мы почитаем орудие казни как символ спасения? Ищем ответы в беседе вместе с нашим любопытным другом Неофитом.
Неофит:
– Я понимаю, что крестная жертва Христа была необходимостью – для искупления грехов всего рода человеческого. Своей смертью Он открыл для нас путь к жизни вечной. Но в чем ценность Креста для нас и для современной Церкви сегодня? Это же орудие смерти, а Христос воскрес…
– Прежде всего опровергну утверждение о том, что крестная жертва была необходимостью. Жертва Христа – это акт любви самого Бога к человеку. Бога невозможно поставить в рамки необходимостей или обстоятельств. Это было Его волей. А что касается присутствия символа креста в жизни современной Православной Церкви, то я обращусь к словам праведного Иоанна Кронштадтского: «Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где Крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того чтобы все напоминало вам, что вы во храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас».
Неофит:
– То есть по сути Крест – это всего лишь напоминание о тех страшных событиях, которые свершились на Голгофе две тысячи лет назад?
– Не совсем так. Крест сегодня является и символом спасения, и духовным орудием для борьбы с грехом, и символом исповедания христианской веры. Через Крест может исходить благодать Святого Духа, которая укрепляет и врачует человека. Например, в каноне Животворящему Кресту (уже в названии мы видим не просто намек, а указание на силу, которая исходит от Креста и дает жизнь) мы читаем: «Кре́сте всечестны́й, четвероконе́чная си́ла, апо́столов благоле́пие, и му́чеников кре́пость, немощны́х здра́вие показа́лся еси́, ме́ртвым воскресе́ние, па́дающим воздви́жение».
Неофит:
– Из текста канона Животворящему Кресту складывается впечатление, что христиане обращаются к этому предмету как к личности. Как это понимать?
– Это так называемая молитвенно-поэтическая форма обращения. Она присуща библейским текстам и нередко встречается в акафистах или канонах. К примеру, псалмопевец Давид пишет: «Да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы» (Пс. 97:8). Молитва Кресту – это поэтическая форма обращения к Тому, кто этот крест и сделал Животворящим, благодаря Кому и произошло дело искупления.
Неофит:
– А почему Христос был распят именно на кресте?
– У святителя Афанасия Великого есть следующее размышление по этому поводу: «Как грех вошел в мир посредством древесного плода, так и спасение – посредством древа крестного». И здесь не стоит рассуждать в контексте «око за око», искать мистические смыслы и вдаваться в рассуждения о том, был ли сделан крест из того самого древа, плод с которого сорвала Ева. Это все не относится к православному вероучению и пользу душе не несет. Ответ более очевидный и простой. Смерть Христос встретил именно на кресте, потому что это был Промысл Бога о спасении человека.
Неофит:
– Последний вопрос носит более бытовой характер. В новостях нередко сообщают, как в «толерантном» XXI веке ущемляются права христиан: в разных странах им запрещено носить открыто нательные крестики, например, на спортивных соревнованиях, в образовательных учреждениях и даже в самолетах. Мы можем столкнуться с этим даже в нашей обычной больнице – врачи часто просят снять пациента крест перед операцией. А ведь это очень волнительный момент. Крестик дарит утешение, но внезапно тебя лишают возможности находиться со святыней. Как Церковь относится к таким ограничениям?
– Церковь к таким «лишениям» христианской свободы относится как к неизбежной действительности. Если спортивные или конкурсные правила требуют того, чтобы участник не имел на себе следов макияжа, не демонстрировал наличие религиозных символов и украшений, то у участника есть два пути на выбор: согласиться с правилами и участвовать, либо отказаться и быть дисквалифицированным.
Но нужно понимать, что снятие креста там, где этого требуют обстоятельства, не является отречением от Бога! Ведь это может быть просто небезопасным для здоровья, как в случае с проведением медицинских процедур. Потому не стоит спорить и ругаться с врачами, которые собираются делать вам рентгенографию или КТ, а просто заранее снять крестик с груди. Вы же не бросаете крест на землю и не попираете его ногами, отрекаясь от Бога. Вам нужно лишь на время его отложить в сторону.
Намного чаще наши грехи куда пагубнее влияют на внутреннее состояние, чем исполнение предписываемых правил в обществе».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 216 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы