Ивнянское благочиние опубликовало статью матушки Марины Захарчук, посвящённую Страстной седмице
Ивнянское благочиние опубликовало статью матушки Марины Захарчук, посвящённую Страстной седмице, «И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
В статье матушки говорится: «Совсем немного остается до светлого и радостного Пасхального Дня. Мы уже готовимся к нему: убираем и украшаем наши жилища, обдумываем меню пасхального стола, готовим подарки крестникам. За этой радостной кутерьмой не упустить бы главного. Главное – это наша душа. Она тоже должна подготовиться к встрече Воскресшего Господа. И как ни трудно сейчас оторваться от домашних хлопот, но эту последнюю предпраздничную неделю нужно посвятить Богу. Он испил за нас чашу страданий – предательство ученика, оскорбления, насмешки, надругательства, побои, позорную смерть на Кресте; Он, безгрешный – ради спасения нас, грешных, легкомысленных, не заботящихся о своем собственном спасении. Так неужели мы не отложим свои «неотложные» дела, чтобы в дни Страстной седмицы побыть вместе с нашим Господом, сострадать с Ним в Его страданиях за нас?
Каждый день Страстной седмицы называется Великим – по величию воспоминаемых событий. И службы той недели особые, только однажды в году совершаемые. Особое внимание в них уделяется чтению Евангелия, повествующего о последних днях земной жизни Спасителя. Первые три дня посвящены воспоминаниям о том, как Христос готовил Себя к крестной смерти, и о последних Его беседах с учениками и народом.
В Великий Понедельник на службе вспоминают Иосифа Прекрасного — древнего прообраза Иисуса Христа. Он был сыном библейского патриарха Иакова. Братья возненавидели его за то, что Иосиф более других детей был любим отцом, бросили его в ров, а затем продали в рабство за 30 сребреников. Но в чужой стране за свой кроткий нрав и светлый ум Иосиф стал любимцем фараона… Преподобный Иоанн Дамаскин учит: «Иосиф – это образ Христа, ибо и Христос наветуется от единоплеменных (ему) иудеев и продается учеником за тридцать сребреников, и заключается в темный и мрачный ров – во гроб, и оттуда восстав самовластно, воцаряется над Египтом, т.е. над всяким грехом, и побеждает его совершенно…».
В Великий Понедельник звучит и евангельский рассказ о бесплодной смоковнице: после торжественного входа в Иерусалим, на следующий день, идя по дороге с учениками, Христос захотел есть и, увидев стоящую у дороги смоковницу, подошел к ней, но ничего не нашел, кроме листьев. «Пусть же отныне не будет у тебя плода вовек!» — говорит Христос. И смоковница сразу же засохла» (Мф. 21, 18-19). Что же это за символ?
Бесплодная смоковница – душа человека, нерадеющего о своем спасении. Красиво украшенная листьями – внешними одеждами, внешней жизнью, она пуста (бесплодна), не имеет добрых дел – а значит, иссушается и гибнет. Иной раз на исповеди мы говорим священнику: «Да особых грехов у меня нет». И возмущаемся, если батюшка отправляет нас «подумать». Ведь и правда – нет, не убивали, не блудили, не воровали… Пусть перед нами в это время нашего недоумения встанет образ смоковницы. Ее осудил Господь за бесплодность. Тихое «ничегонеделание» – это тоже грех, и он, неосознанный, оправдываемый нами, может стать большим, чем тяжкое грехопадение, омытое глубоким покаянием.
Во святой Великий Вторник рассказывается притча о десяти девах. Она – о человеческой добродетели, о милостыне. Помните? Десять дев были позваны на брачный пир, где они, во исполнение традиции, должны были встречать жениха с зажженными светильниками. У пятерых, ожидающих жениха, не хватило масла и, пока они ходили покупать его, пришел жених и вместе с пятью благоразумными девами, принесшими с собою все необходимое, вошел в чертог и затворил двери. А девы нерадивые на брачный пир опоздали: «Не знаю вас», — отвечал им жених. Притча эта учит людей всегда быть готовыми к встрече Небесного Жениха (Бога) с накопленными добрыми делами, милостыней, ибо никому не известен час его кончины. «Дай бедному, и – пусть сам ты будешь молчать – тысячи уст заговорят в защиту тебя, потому что милостыня восстанет и защитит (тебя): милостыня есть выкуп души» (святой Иоанн Златоуст).
В этот же день вспоминается и самое значительное предсказание Иисуса Христа – о кончине мира и Страшном суде. Когда окончится земная жизнь человечества, второй раз придет Сын Человеческий на землю — уже как Царь Славы, как Судия, воскресит всех от века усопших и будет судить каждого по его делам и по Своему милосердию. Никто не знает, кроме Небесного Отца, о дне и часе этого Суда. «Бодрствуйте и молитесь!» – призывает Христос.
В Великую Среду на Литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва «Господи и Владыко живота моего…» с тремя великими (земными) поклонами. После этого земные поклоны прекращаются до дня Святой Троицы. Исключение составляют земные поклоны у Святой Плащаницы и каждый раз на Литургии, когда выносится Чаша со Святым Причастием, потому что вместе с нею Сам Господь выходит к людям. В Великую Среду вспоминается евангельская женщина, помазавшая Господа миром: разбив сосуд с дорогим миром, она возлила это миро на голову Спасителя. Ученики Иисуса возмутились: ведь это миро можно было продать, а деньги раздать нищим. «Но Иисус, уразумев сие, сказал им: «Что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете. Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26, 10-12).
В этот же день у иудейского первосвященника Каиафы собрались старейшины и книжники и совещались, как бы им погубить Иисуса. Они решили хитростью взять Христа и убить Его. И тут, подталкиваемый диаволом, противостоять которому не захотела жадная к деньгам, исполненная лукавством душа, к первосвященникам приходит Иуда Искариот. «Что вы дадите мне, если я предам Его вам?» – спрашивает лже-ученик.
И соглашается на предложенные 30 сребреников. Эта сумма – цена, за которую в то время можно было купить раба. Небесный Царь – продается Своим рабам как земной раб! Вот почему среда в течение всего года, за исключением «сплошных» седмиц является постным днем – в напоминание нам о совершившемся скорбном и беззаконном предательстве.
Церковная служба Великой Среды подготавливает нас к последним трем дням Страстной седмицы. В старой Москве в этот день совершался обряд прощения, которое испрашивали взаимно патриарх, царь и власти.
После чтения патриарших молитв в Успенском соборе Кремля, в храм входил царь с боярами и принимал благословение от патриарха, после чего патриарх снова возглашал молитву, а царь и все молящиеся выслушивали ее, стоя на коленях. Затем патриарх громко испрашивал прощения у духовенства, а царь, подойдя к патриарху, просил прощения за грехи, содеянные им во время Великого поста. Получив благословение, царь возвращался во дворец, а к патриарху также подходили испрашивать прощения духовенство и весь народ.
Служба Великого Четверга посвящена Тайной Вечере Спасителя с учениками. Приближался день еврейской Пасхи, которую они совершали в пятницу. Но, зная о приблизившемся смертном часе, Спаситель спешит отпраздновать Пасху с учениками: «Очень желал Я есть с вами сию Пасху прежде Моего страдания: ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк. 22, 15-16). День у евреев начинался с вечера (так он считается и в православном Богослужении), поэтому в вечер четверга Спаситель празднует Пасху с учениками. После исполнения традиции – совершения ветхозаветной пасхи – Христос устанавливает на этой же вечери таинство Святого Причащения. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все! ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 25-28). «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 12). Для православного христианина этот день имеет огромное духовное значение, и люди церковные стремятся обязательно причаститься на той службе. Во время Литургии Великого Четверга священники заготавливают на весь год Запасные Дары, которыми потом причащают тяжелобольных на дому.
Тайная Вечеря продолжается. Еще ни о чем не подозревающие ученики мирно беседуют, а Учитель вдруг смущает их словами о том, что кто-то из них предаст Его. «Не я ли?» - спрашивает каждый. Спрашивает и Иуда и получает в ответ не упреки, не обличения, а кроткое и скорбное: «Ты сам сказал это». Иуда уходит. А ученики, так ничего и не поняв, продолжают внимать Наставнику. «Дети Мои! Недолго Мне осталось быть с вами. Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 33-35). Услышав предсказание Спасителя о том, что в эту ночь все они оставят Его и разбегутся, и даже отрекутся от Него, ученики не верят и обещают верность Учителю даже до смерти. Христос не упрекает их, но утешает: «Да не смущается сердце ваше! веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 15, 1). Так мало и так много требуется от всех нас: веруйте в Бога! Веруйте не как бесплодная смоковница, а – исполняя заповеди Христовы, плодонося добрыми делами.
И вот уже подходит самый скорбный день в году – Великая Пятница. Он так скорбен, что церковный Устав предписывает воздержаться от принятия пищи до вечера. Да и всю Страстную седмицу пост очень строг: в пище – без постного масла; ну а неукоснительное посещение всех Богослужений само собой исключает какое бы то ни было развлечение и праздность.
Служба Великой Пятницы начинается в четверг вечером утреней, на которой читаются Двенадцать Евангелий – 12 отрывков из четырех Евангелий, рассказывающих о страданиях, смерти и погребении Спасителя. Начало каждого чтения возвещается благовестом – мерными ударами в большой колокол, а заканчивается пением и чтением скорбных молитв.
Во время чтения Евангелий все стоят с зажженными свечами, а после службы некоторые люди стараются донести до своего дома горящую свечу, ею зажигают лампады и свечи дома и этой принесенной из храма свечкой проводят по потолку у входа, образуя на побелке черный крест. К сожалению, сейчас эта традиция утрачивается: и потолки у нас чаще оклеены обоями, и добираться с горящей свечой в общественном транспорте несподручно, и… не те мы стали, всё спешим, и время спешит вместе с нами, перегоняя нас. Из своего детства – а это было время хрущевских гонений на Церковь – я помню, как поздно вечером, в темноте, тянулась мимо нашего дома цепочка из разноцветных огоньков: зеленые, красные, синие, желтые – горящие свечи, вставленные в фонарики из разноцветного стекла. Это возвращаются со службы из кафедрального собора старушки. Сколько ждали гонители, надеясь, что старушки умрут – и вера умрет, но шли годы, десятилетия, а в храмах – все те же старушки, так и достояли, и отстояли свою веру. В далекие шестидесятые я смотрю через окно в ночь: один огонек ушел в сторону, второй, скрипят калитки. А вот и к нашему дому – чудесный, зеленый. Бросаюсь к дверям: бабушка! Сейчас мы с ней нарисуем крестики на потолке. Утром она отправится в школу учить своих первоклассников, а после занятий зайдет за мной и поведет меня к Плащанице…
Ночь перед распятием. Спаситель молится в Гефсиманском саду. С Ним трое Его любимых учеников, но Он – один: ученики спят. Иисус будит их, просит: «Бодрствуйте и молитесь». Но они не чувствуют приближающейся беды и вновь засыпают. Всеми оставленный, Он молится под ночным небом один, воздевая руки к Небесному Отцу, а по лицу стекают капли кровавого пота. «Отец Мой! Если возможно, пусть минует Меня эта чаша! - взывает Богочеловек. – Однако пусть свершится не то, что Я хочу, но что Ты хочешь» (Мф. 26, 38-39). Вот она, толпа, увлекаемая дьявольской завистью и злобой, с мечами и палками, направляемая Иудой. «Кого я поцелую, Тот Он и есть; хватайте Его» (Лк. 26, 48). «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22, 48). Один, в темнице. Ученики в страхе разбежались, и даже Петр – камень веры – трижды отрекся от Учителя. Господь простит ему этот грех, но до конца своей жизни Петр будет горько оплакивать свое падение, уча и нас своей жизнью покаянию и искуплению наших грехов.
Требуя смерти Праведника, иудейские первосвященники отводят Христа к римскому наместнику в Иудее Понтию Пилату. Умный и рассудительный Пилат не находит в Нем никакой вины и предлагает иудеям отпустить Иисуса, по их обычаю, ради праздника Пасхи. Но обезумевшая толпа скандирует, вынося себе приговор на поколения вперед: «Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф. 27, 25).
И вот Он на Кресте. Томится тело от боли, жажды и палящего солнца. Томится душа при виде стоящей у Креста Его скорбящей Матери, при виде глумящихся над Ним людей, за которых Он терпит эти муки. «Э! разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди с креста» (Мк. 15, 29-30). Со скорбью смотрит Распятый. Они так ничего и не поняли. Сколько раз хотел Он собрать их, как птица собирает птенцов под крылья свои, – нет, не захотели. И только распятый тут же, по правую руку Христа, разбойник вдруг очнулся от греховного сна: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И даже на эту, по нашему человеческому разумению, малость, на предсмертное покаяние тут же отзывается любвеобильный Господь: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 42-43).
Последние минуты земной жизни Христа – забота о Матери, Которую Он поручает Своему любимому ученику Иоанну: «Се, Матерь твоя» (Ин. 19, 27). Спаситель умирает на Кресте. Сама природа не выдерживает скорби…
Пилат разрешает снять тело Иисуса с Креста и совершить погребение, чтобы не оставлять его висеть на праздник Пасхи. Два почитателя Иисуса и тайных Его последователя Иосиф Аримафейский и Никодим совершают погребение тела Христова в пещере, заваливают ее камнем и оставляют до первого дня недели…
На службе Великой Субботы в храмах совершается вынос Плащаницы, символизирующий погребение Спасителя. При погребальном звоне колоколов, с хоругвями и светильниками, Плащаница на главах священнослужителей выносится из храма. За ними идет народ со свечами, и обходит вокруг храма крестный ход. А рядом шумят машины, спешат по своим делам люди… Как в древней Иудее: одни погребали и оплакивали Спасителя, другие, скоро забыв об «инциденте», занялись своими делами. С кем — мы? Дай нам Бог не только внешне отстоять субботнюю службу – последнюю службу Великого поста, во время которой последние часы Плащаница лежит посреди храма, символизируя лежащее во гробе тело Господа, – но остаться с Господом всем сердцем, всем помышлением, всеми душевными силами, чтобы, придя в ночной храм к Пасхальной Заутрене, вместе с женами-мироносицами чистым сердцем славить нашего Спасителя: «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 312 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Епископ Губкинский в престольный праздник совершил литургию в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Губкине
- Епископ Губкинский совершил в Губкине Божественную литургию по чину святого апостола Иакова
- Престольный праздник встретили в храме в Казачьей Лисице
- В Покровском храме в Смородино прошёл праздничный концерт
- Настоятель Космо-Дамиановского храма выступил на научно-практической конференции по истории «Живая память»