Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Краевед призвал сохранить деревянный храм в Захарово

https://gazeta-prioskolye.ru/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d5/92/d592bbf8-b8b0-4447-ae72-ef2edacb025d/zakharovo_khram.jpg__750x415_q90_crop-True_subsampling-2_upscale.jpgКраевед Сергей Бахматов призвал чернянцев сохранить церковь в селе Захарово, сообщило сетевое издание Чернянского района «Приосколье 31», публикуя статью краеведа из редакционной почты.

Сергей Бахматов поясняет: «Храм был построен в начале XX века. Памятник деревянного зодчества начала XX века — церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Захарово Ольшанского сельского поселения, отличающихся архитектурным многообразием и неповторимой историей, занимает особое место среди храмов Чернянского района. Другого такого в муниципалитете нет.

Кажется, что этот однокупольный храм, имеющий при взгляде с высоты вид креста, самим своим существованием подтверждает давно известную истину – совершенство в простоте».

Газета «Приосколье» не один раз писала об истории этой деревянной церкви. Однако, ввиду того, что время от времени обнаруживаются новые сведения и детали, проливающие свет на судьбу этого сельского храма, есть необходимость вновь обратиться к данной теме.

Сергей Бахматов напоминает, что «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Захарово Новооскольского уезда была построена в начале XX века на собственные средства местного крестьянского общества. Значительные заслуги в организации и финансировании строительства здания народная молва приписывала неким захаровским зажиточным крестьянам – братьям Савве и Егору Захаровым. Официальное открытие Покровского прихода состоялось в начале лета1913 года.

В одном из июньских номеров (№24) газеты «Курские епархиальные ведомости», сообщалось, что «при новоустроенной Покровской церкви села Захарова, указом Священного Синода от 14 июня 1913 года за №9477, открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика…».

7 июля того же года из села Строкино Старооскольского уезда в село Захарово был переведён псаломщик Матвей Блоха. А 4 августа в Курске состоялось рукоположение «во священника» бывшего учителя Михаила Федюшина – выпускника Курской духовной семинарии, назначенного в Захарово настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В конце августа (по старому стилю) 1913 года, по прибытии отца Михаила из Курска в село, Покровский храм распахнул свои двери для прихожан.

Согласно материалам Государственного архива Белгородской области (Фонд 138, Опись 1) первая запись в метрической книге вновь построенной Покровской церкви села Захарово (уже не деревни, а именно села!) датируется 29 августа (по старому стилю) 1913 года.

До открытия в Захарово церкви его жители были приписаны к приходу Троицкого храма расположенной по соседству слободы Ольшанка, где в церковных метрических книгах и велась регистрация рождения (крещения), бракосочетания (венчания) и смерти захаровцев».

Сергей Бахматов пишет: «Что же могло послужить поводом, побудившим крестьянский сход деревни Захарово принять решение о строительстве своей отдельной церкви? Краеведы утверждают, что виной тому – неурожай хлеба в 1908 году и, как следствие, желание обзавестись собственным обособленным храмом для более усердного принесения молитв Господу.

На самом деле, думается, причина в другом – в значительном увеличении числа жителей. Так, согласно сведениям из Клировой ведомости Троицкой церкви слободы Ольшанка за 1846 год в деревне Захарово проживало 489 душ обоего пола (234 мужчин и 255 женщин). За последующие семьдесят лет население деревни возросло более чем вдвое, и на момент открытия церкви составляло, по данным Курской епархии, 1126 селян обоего пола (586 муж. и 540 жен.).

На фоне роста числа жителей и в других населённых пунктах, входивших в Троицкий приход (сама слобода Ольшанка, а также деревни Петропавловка и Савенково), двум священникам ольшанского храма видимо стало крайне затруднительно окормлять на должном уровне такое количество прихожан. При этом крепко вставшее на ноги захаровское крестьянское общество вполне могло «потянуть» не только строительство своей церкви, но и последующее содержание – священника и псаломщика.

«Новоустроенный» храм в селе Захарово была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. И это вовсе не случайно. Дело в том, что согласно архивным источникам, ещё в ХVII веке – между 1643 и 1653 годами, жителями деревни Нижняя Ольшанка (так тогда называлось село Захарово) была возведена православная Покровская церковь. С её открытием деревня изменила свой административный статус и стала селом.

В Покровский приход села Нижней Ольшанки входило также и население деревни Верхняя Ольшаница (так в то время называлось село Савенково). Вот почему в этих двух населённых пунктах – Захарово и Савенково, престольным праздником всегда был Покров.

Сергей Бахматов отмечает: «Впоследствии первая захаровская Покровская церковь была утрачена: скорее всего, она была уничтожена нередким в те времена бедствием – пожаром. Но жители деревни сохранили память о том старом храме. Поэтому ничуть не удивительно, что согласно своему сельскому престольному празднику, захаровцы пожелали освятить новую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Из церковных книг известны фамилии некоторых священников, служивших в начале XX века в Покровской церкви села Захарово. Первым настоятелем храма, был отец Михаил Федюшин. После него с середины 1916 до начала 1917 года – Иоасаф Кононов. До середины 1917 года служил Владимир Спесивцев, потом его сменил Иаков Курдюмов.

В начале 30-х годов, в период разгула богоборства, возведённого в ранг государственной политики, Покровская церковь была подвергнута властями разорению: внутреннее убранство храма и церковная утварь уничтожены, а сам приход закрыт.

Людская память сохранила имя последнего настоятеля храма – Василия Андреевича Скрынникова. Он, как мог, пытался противостоять разграблению и поруганию Покровской церкви. Но, увы, силы были слишком не равны: священник (по воспоминаниям старожилов) был очень сильно избит антирелигиозными активистами и изгнан из храма. Когда отец Василий скончался, односельчане, отдавая дань христианскому мужеству своего священника, похоронили его возле Покровской церкви.

Его всегда ухоженная могила и сегодня находится в ограде возрождённого храма. Внук Василия Андреевича Василий Алексеевич Пономарёв передал в дар храму чудом сохранившийся до наших дней фрагмент напрестольного креста, принадлежавшего ранее священнослужителю. Теперь эта духовная реликвия хранится в Покровском храме».

Сергей Бахматов сообщает: «Существует и ещё одна удивительная история, связанная с этим храмом. В начале 30-х годов XX века во время варварского уничтожения церковной утвари Покровской церкви сельскому подростку Феде Захарову удалось незаметно унести повреждённую активистами икону Святого апостола и евангелиста Марка. Всю жизнь Фёдор Васильевич Захаров берёг и укрывал эту икону, рискуя навлечь на себя гнев советских властей. Веря в непременное возрождение церкви, Фёдор Васильевич, будучи уже в преклонном возрасте, передал икону дочери Наталье с наказом вернуть её, как он говорил, «домой».

Наталья Фёдоровна Еремеева (Захарова) исполнила желание отца и в 2013 году передала образ в восстановленный храм, через 80 лет он вернулся на место. Сегодня икона святого апостола Марка является украшением возрождённого Покровского храма, а многие прихожане и посетители из других мест даже считают её чудотворной.

Сергей Бахматов подчёркивает: «Захаровской церкви Покрова Пресвятой Богородицы повезло. Она не была разрушена, как тысячи подобных храмов на просторах СССР. В годы советской власти здание церкви использовалось как склад. В разные годы там хранили то зерно, то удобрения, то запчасти для сельхозтехники.

Первая попытка возрождения Покровской церкви села Захарово была предпринята ещё во времена Советского Союза — в сентябре 1981 года. Верующие ольшанского Троицкого прихода, которым руководил в то время отец Валентин (Валентин Зиновьевич Дронов), обратились к Белгородским областным властям с официальным письмом, в котором, в частности, говорилось: «…В нашем селе церковные службы происходят в молитвенном доме, который по своим размерам и санитарно-гигиеническим условиям не соответствует современным нормам общественных зданий, в нём темно, душно и низкие потолки. <…> А между тем, на территории нашего колхоза стоит старая деревянная церковь, закрытая очень давно и с тех пор обветшавшая, и используемая как склад. Церковь эта состоит на учёте как памятник архитектуры Белгородской области, но условия её использования не обеспечивают её сохранности. Памятник архитектуры гибнет! Просим вас ходатайствовать перед соответствующими организациями о замене нами здания молитвенного дома на здание Захаровской церкви. <…>

Тем самым будет сохранён ценный историко-культурный памятник, так как мы на свои средства отремонтируем церковь, в дальнейшем поддерживая её в состоянии, пригодном к эксплуатации. <…> Кроме того, взамен полученного мы построим для колхоза здание склада».

Под этим обращением тогда подписались многие жители из четырёх сёл, входивших в Троицкий приход – всего 431 подпись на семи листах. Увы, никакого ответа на своё обращение прихожане не получили.

Но, несмотря ни на что, храм выстоял. Выстоял и воскрес. Прошло двадцать лет, и в новом российском государстве настали новые времена – духовное возрождение.

Отправной точкой начала второй попытки восстановления храма можно считать 2001 год, когда глава Ольшанской сельской территории Алексей Лобенко выступил с предложением отреставрировать церковь. Эту инициативу поддержало не мало жителей Захарово и окрестных сёл. Они охотно, по мере своих возможностей, жертвовали личные средства на реконструкцию здания.

В восстановлении храма принимали самое активное участие районная администрация, руководители коммерческих организаций, ведущих свой бизнес на территории муниципалитета, такие как: Краснояружская зерновая компания, предприятие «ИнвестСтрой» и другие. Не остались в стороне и состоятельные частные инвесторы, а также известные земляки. Так, например, местный предприниматель Владимир Простаков безвозмездно выделил на реконструкцию храма кирпичи. А уроженец села Захарово – служитель монастыря Сергиева пустынь Ярославской епархии архимандрит Виктор Захаров (потомок Саввы и Егора Захаровых), нашёл меценатов, пожертвовавших деньги на иконостас для храма, мастеров и иконописцев, выполнивших работу.

Кропотливый десятилетний труд многих людей дал свои результаты. 6 ноября 2011 годав селе Захарово состоялось торжественное открытие возрождённой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Освящение храма совершил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн».

– Вот уже восемь лет с той даты Покровская церковь привечает под своим куполом верующих и страждущих – жизнь возрождённого храма продолжается. Люди приходят сюда со своими сомнениями и тревогами, со своей болью и своими радостями: крестят детей, венчаются и отпевают усопших родных.  Но, к сожалению, зданию храма вновь грозит разрушение. При его восстановлении были допущены ошибки, в результате которых, крыша дает течь, брус, которым снаружи отделаны стены храма, подвергается уничтожению грибком. Недостаточное утепление пола и стен приводит к значительному перепаду температур, что также разрушительно воздействует на деревянное строение начала XX века. Очень хочется надеяться, что современное поколение селян и неравнодушные к сохранению памятников истории и культуры нашего края люди сберегут Покровский храм. А Божия Матерь, Своим Покровом, незримо будет охранять жителей села Захарово, - убеждён краевед Сергей Бахматов.

Оставить комментарий

Наверх