Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Митрополит Белгородский совершил Божественную литургию на площади перед храмом Вознесения Господня в Старом Осколе

https://beleparh.ru/images/gallery/20/0047/_dsc0370.jpg28 мая митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил Божественную литургию на площади перед храмом Вознесения Господня города Старый Оскол, который отметил свой престольный праздник, сообщила Пресс-служба Белгородской и Старооскольской епархии.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный I Старооскольского округа протоиерей Алексей Бабаниннастоятель Вознесенского храма города Старый Оскол протоиерей Василий Рачок; настоятель Александро-Невского кафедрального собора протоиерей Алексей Зориннастоятель храма преподобного Сергия Радонежского города Старый Оскол протоиерей Сергий Шумскихнастоятель Крестовоздвиженского храма города Старый Оскол протоиерей Александр Богутаклирик Вознесенского храма иерей Василий Рачок; клирик храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Белгорода священник Александр Фокин.

По прочтении Святого Евангелия митрополит Иоанн обратился к молящимся с архипастырским словом.

На сугубой ектении были вознесены особые молитвенные прошения о единстве Церкви и о прекращении распространения вредоносного поветрия.

По окончании богослужения перед иконой Вознесения Господня было совершено славление праздника.

В епархиальной пресс-службе напоминают историю храма, где встретил Вознесение Господне митрополит Белгородский и Старооскольский: «Храм Вознесения Господня в Казацкой слободе (в 1964 году слобода Казацкая вошла в состав городской черты Старого Оскола) расположен на холме. Закладка храма происходила в 1870 году главным мастером – крестьянином Сергеем Ефимовичем Симоновым.

Освящение храма состоялось 1 мая 1882 года. Правый придел освящен – в честь Архангела Михаила. Левый придел – в честь великомученика и целителя Пантелеимона.

Из метрики за 1887 г. о первом священнослужителе известно, что при Вознесенской церкви служил приходской священник. К 1887 г. он уже 11 лет находился на должности.

О священнослужителях храма сведения немногочисленны. В «Историко-статистическом и археологическом очерке Старого Оскола» И. Токмакова за 1894 г. сказано, что на должности священника с 14 июля 1889 г. состоял Фёдор Михайлович Мильский.

Согласно Справочной тетради о церквах Курской епархии за 1898 г. при храме имелись библиотека, 2 земских школы. К началу ХХ века в слободе открылась церковно-приходская школа, начальное обучение в которой могли получить дети из крестьянских семей. Здание церковно-приходской школы сохранилось до сих пор. В нем находилась школа №10.

В Справочной Книге о церквах, приходах и причтах Курской епархии за 1908 г. читаем: «При Вознесенской церкви нёс послушание настоятеля священник Фёдор Фёдорович Косминский». В 1903 г. отец Фёдор награждён скуфьею. Псаломщиком при храме числился Фёдор Петрович Чекрыгин.

С 1903 г. обязанности дьякона при храме исполнял Андрей Васильевич Федоровский. В 1905 г. он состоял учителем местной церковно-приходской школы. 7 декабря 1919 г. диакон Андрей рукоположен в сан священника. И назначен к Вознесенской церкви для исполнения пастырских священнодействий. 30 октября 1922 г. по прошению и желанию прихожан Курским Епархиальным управлением утверждён штатным священником.

От подрыва христианского уклада жизни в 1920-е годы советская власть к началу 1930-х годов перешла к яростному уничтожению православной веры в народе и самих храмов. После запрета звонить в колокола последовало их изъятие.

Местные жители вспоминают, как во время коллективизации в 1929-1930 гг. сбрасывали колокола. Набатный колокол упал на паперть и разбил ступени крыльца. Настоятеля священника Андрея Федоровского, дьякона Тихона Георгиевича Саранчина, псаломщика Иоанна Петровича Шопина арестовали. Псаломщик Иоанн прошёл тюрьму, но вернулся в храм и ещё некоторое время после войны трудился в нем.

В 1938 г. в связи с арестом отца Андрея Федоровского церковь считалась бездействующей. Здание церкви властью использовалось под ссыпку зерна. Заявления группы верующих Вознесенской церкви о неправомочных действиях со стороны местной власти дошли до Верховного Совета РСФСР. 11 октября 1938 г. Старооскольский районный исполком постановил: «Обязать управляющего конторой Заготзерно в месячный срок освободить здание церкви из-под зерна, предоставить церковь верующим».

В Справке райисполкомов о действующих молитвенных заведениях по районам области указывается, что церковь Казацкой слободы того же с/совета на сентябрь 1940 года является бездействующей.

В Государственном архиве Курской области найдено заявление ктитора Вознесенской церкви Константиновой П.Н. с просьбой о разрешении регистрации священника. Исполком Райсовета 23 ноября 1940 г. отписал, что ктитору Константиновой П.Н. разъяснено о нецелесообразности регистрации Фёдора Андреевича Федоровского служителем культа «как злостного неплательщика» и предложено ей подыскать другого священника, который будет зарегистрирован.

Согласно заявлению Церковного Совета за 1944 г. религиозная община функционирует с 26 июля 1942 г. Обязанности настоятеля исполнял священник Александр Васильевич Иваницкий. Псаломщиком числился Есипов Константин Михайлович, который 27 сентября 1945 г. был зарегистрирован в качестве священника к Вознесенской церкви.

В последующие годы послушание настоятеля несли:
С 9 апреля 1945г. по 26 сентября 1945 г. – священник Павел Букин;
С 27 сентября 1945г. по октябрь 1952 г. – священник Константин Михайлович Есипов;
С 10 октября 1952г. по 8 мая 1953 г. – протоиерей Макарий Дмитриевич Переверзев;
С 16 июня 1953г. по 25 февраля 1955 г. – священник А.В. Неманихин;
С 19 апреля 1955г. по 31 мая 1955 г. – протоиерей Д.Г. Карпинский;
С 11 ноября 1955г. по 19 ноября 1955 г. – священник В.А. Найдёнов;
С 4 февраля 1956г. по 9 октября 1956 г. – протоиерей Макарий Дмитриевич Переверзев;
С 9 октября 1956г. по 5 ноября 1956 г. – священник П.А.Ушаков;
С 30 ноября 1956г. по 27 марта 1957 г. – священник М.М. Олофинский;
С 27 марта 1957г. по 5 апреля 1957 г. – священник А. Котульский;
С 18 марта 1958г. по 18 сентября 1958 г. – священник П.Г. Евланников;
С 23 сентября 1958г. по 16 февраля 1959 г. – священник В.Г. Мирончук;
С 30 марта 1959г. по 11 апреля 1959 г. – священник В.К. Гранкин;
С 28 мая 1959г. по 28 мая 1960 г. – священник А.В. Ильин;

С 25 августа 1988 г. по 19 ноября 2013 г. — архимандрит Гавриил (Савченко).

После перевода священника А.В. Ильина к Крестовоздвиженской церкви слободы Ямской Старооскольский Райисполком 14 октября 1960 г. постановил закрыть Вознесенскую церковь на территории Казацкого с/совета.

Из жалобы Церковного совета за 1960 г. на закрытие храма, хранящейся в архиве г. Курска, известно, что «…Вознесенская церковь служила бесперерыва, никогда никому не передавалась, толлько перед войной, в 1941 г., Церковный совет по просьбе администрации Старооскольской конторы «Заготзерно» предоставил половину здания церкви под ссыпку зерна, временно, ввиду отсутствия, т.е. недостатка помещения у «Заготзерно», а во второй половине здания продолжалась служба.» Религиозная община с регистрационного учёта снята 10 ноября 1961 г. Здание церкви было предписано переоборудовать под мастерские политехнического обучения.

По воспоминаниям местных жителей некоторое время в церкви находился товарный склад, святыни сожгли на колхозном дворе. После его ликвидации здание оказалось бесхозным. И в начале 60-х годов подверглось разграблению, а потом и разрушению. Двадцать лет храм стоял в запустении.

В 1987 г. городская «общественность» приняла решение реставрировать «памятник архитектуры» и открыть в нём музей этнографии. В письме Старооскольского Совета народных депутатов говорилось, что «средства на реставрацию данного памятника уже поступают от старооскольцев – атеистов на счёт «Память» в отделении Жилсоцбанка». (Из рукописи монахини Елизаветы «Храм Вознесения Господня». Старый Оскол. 1998 г.).

По милости Божией депутаты всё же приняли решение, чтобы храм остался храмом. Благодаря ходатайству правящего архиерея Курского и Белгородского Ювеналия (Тарасова) в 1988 году церковь открыли и передали в ведение религиозной общины.

Храм находился в плачевном состоянии. Полы, окна, крыша и все внутри было разрушено. И, тем не менее, начались богослужения, и началось восстановление храма. Вместо утраченных кованных декоративных решёток вокруг храма, расхищенных в 1970-е годы, установлены новые. Резной деревянный иконостас и роспись стен выполнены в конце 1980-х годов.

29 августа 1988 года на разбитой паперти прошло первое богослужение, его возглавил Владыка Ювеналий (Тарасов). 28 сентября того же 1988 года храм был освящен. С 12 марта 1995 года храм является памятником архитектуры, построенным в эпоху эклектики с элементами классицизма.

Восстановительные работы шли в течение 14 лет. Прихожанки Клавдия Корчагина, Надежда Ансимова и многие другие ревностно трудились на восстановлении храма, на поддержании в нем порядка. В 2011 году на храме усердием благотворителя, который пожелал остаться неизвестным, установлены новые купола. Центральный и четыре маленьких купола отливают синевой. Купол на колокольне сияет золотом.
В настоящее время храм полностью восстановлен».

Фото А. Клюйко

Оставить комментарий

Наверх