Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы объяснил тяжесть греха уныния
Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Максим Горожанкин в публикации Информационного Митрополичьего центра «Православное Осколье» объяснил тяжесть греха уныния.
В сообщении, которое подготовила Юлия Зиновьева, говорится: «В молитве преподобного Ефрема Сирина, читаемой во дни Великого поста, мы просим Господа избавить нас в том числе от духа уныния. Каковы его причины, как обезопасить себя от этого духа, а если он нас пленил, то как освободиться от него? Руководитель миссионерской комиссии Белгородской епархии, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Песчанка протоиерей Максим Горожанкин продолжает цикл бесед, посвященных семи смертным грехам.
– Отец Максим, в чем разница между печалью, унынием, тоской и грустью? В русском языке это, по сути, синонимы. А в православии есть ли грань между обычными эмоциями и греховной страстью?
– Да, разница есть. Я бы сказал, что дело в степени погружения в это состояние. Печалиться и грустить может каждый человек. И это нормально, это реакция на какие-то внешние события. Может, устал на работе человек, загрустил, или какой-то неприятный казус в течение дня его опечалил. Но это легкие, проходящие состояния, ведь настроение у нас меняется. А вот тоска, уныние – это уже тяжелые проявления греха, которые могут сопровождаться даже клиническими симптомами и привести к депрессии, например, из которой нужно уже будет выходить медикаментозно. Тем более, что уныние – это грех, который, как пишут святые отцы, приводит к отчаянию, сомнениям.
– К сомнениям в чем?
– В своем спасении в первую очередь. А также к отчаянию в том, что ситуация, которая привела тебя к унынию, разрешится. То есть можно настолько застрять в этих эмоциях, что вот этот мысленный волк, который нагоняет тоску и уныние, он тебя просто сожрет изнутри. И если ты не увидишь в конце пути свет Христов, то погрузишься в собственную тьму. Именно поэтому преподобный Силуан Афонский пишет: «Держи свой ум в аде и не отчаивайся». Да, все мы живем в далеко не идеальном мире, но тем не менее отчаиваться не стоит. Порой бывает так, что человек может упасть буквально до адской бездны. Но если он видит перед собой Христа, Спасителя, и готов спасаться, то Господь его спасет.
– Почему уныние считается таким тяжким грехом, смертным грехом? Ведь человек, пребывая в состоянии уныния, не причиняет вреда другим и даже не помышляет об этом.
– Потому что, пребывая в грехе уныния, человек нарушает одну из заповедей Божиих. Мы говорили уже об этой заповеди. Христос говорит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Обратите внимание на вторую часть этой заповеди. Человек, находящийся в состоянии уныния, себя не любит, затмевает своим унылым настроением образ Божий в себе. А чтобы ближнего полюбить, нужно хотя бы не испытывать к себе ненависти. Да, вроде бы ты не причиняешь вреда другим, но если ты унываешь, то в буквальном смысле слова света белого не видишь. Это состояние некоего духовного паралича, когда человек неспособен не только к деланию добрых дел, а вообще к проявлению себя в социальной жизни. Потому что уныние – это те состояния, которые приковывают тебя в буквальном смысле слова к постели, – ложись да помирай.
– А депрессия как медицинское заболевание – это тоже грех уныния?
– Нет, заболевание само по себе не может считаться грехом. Болезнь – это болезнь, и болезнь нужно лечить. Если у человека диагностирована клиническая депрессия, то ее необходимо медикаментозно лечить, а грехом это не является. Это скорее следствие.
– Есть мнение, что уныние – это следствие лени и праздности. Так ли это?
– Да, отчасти это верно. И святые отцы писали, что причиной уныния могут стать лень и праздность. Но уныние может на нас напасть и по другим причинам. Даже от излишнего усердия. Например, человек без подготовки начал читать какую-то аскетическую литературу, изучать писания подвижников первых веков христианства. Но, перепрыгнув начальные ступени и не разобравшись в сути, он для себя решил, что достичь духовной высоты, святости невозможно, и его ожидает только погибель. Поэтому всему нужно свое время, всему нужна своя мера. Главное мерило, которым мы должны поверять свою жизнь, это Евангелие, которое является книгой жизни.
– Также говорят, что уныние – это одно из проявлений греха гордыни…
– И такое бывает. Недаром появилась русская поговорка: «Уничижение наипаче гордыни». Можно быть смиренным, а можно быть смиренненьким. Так, внешне человек может быть смиренным, кротким, а когда наступит острый момент, он не сдержится, да и возмутится духом… А потом духом же и упадет. Все зависит от того, как человек живет: по-христиански или не совсем. И хочу отметить, что с возрастом это состояние, если с ним не бороться, усиливается. Человек просто сбивается с пути все больше.
– Как же с этим бороться?
– Нужно стремиться к развитию, изучать свою веру и черпать вдохновение в хорошей литературе, на мой взгляд, как классической, так и духовной. И тогда мы будем видеть духовные ориентиры. Например, можно прочесть житие и наставления преподобного Амвросия Оптинского. Он был прикован к постели большую часть своей жизни, но никогда не унывал, а наоборот, старался поддержать других. Вот вам и ориентир.
– Апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь». Возможно ли исполнить этот наказ в принципе? Ведь наша жизнь полна испытаний. Или же христианин должен непременно все встречать с улыбкой, быть неисправимым оптимистом, не позволяя себе расстраиваться и проявлять эмоции?
– Если мы будем скакать из крайности в крайность и выдавливать из себя неисправимый оптимизм, то, безусловно, впадем в уныние. Мы должны быть людьми уравновешенными. Наставления апостола Павла нужно воспринимать в контексте всей фразы: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за все благодарите». Вот именно в такой связке это и работает.
Если ты будешь человеком благодарным, если будешь Господу молиться, то как следствие, Господь тебе подаст и радость. И вот этот тройственный союз радости, молитвы и благодарения должен составлять сердцевину жизни православного христианина.
– Вообще, что делать, если ситуация, в которую ты попал, действительно неразрешима, и на ее исход ты повлиять не можешь? Например, смертельная болезнь. Как найти в себе силы и не отчаиваться? Как не потерять связь с Богом?
– Когда кто-то из нас попадает в такую ситуацию, очень сложно найти правильные слова, а может быть, эти слова даже будут лишними. Если человек переживает смертельную болезнь, то что могут сделать его ближние? Быть рядом, молиться, даже безмолвно, без лишних эмоций. Можно просто обнять человека и сделать так, чтобы его жизнь до самого конца была наполнена любовью, а не только состраданием и сочувствием. Очень важно в такой ситуации родным увидеть в больном не умирающего, а живого человека. Вот это самое главное испытание, которое выпадает на долю близких больного. А самому смертельно больному нужно понять, что он еще жив и имеет возможность и время с помощью Божией приготовиться к христианскому уходу в мир иной. Смертельная болезнь – это дар, это время, отведенное для переосмысления своей жизни. Человек, который скончался в автокатастрофе или внезапно умер во сне, такого времени не имеет. А человек, который болен и, к сожалению, болен смертельно, все же имеет время для осмысления своей жизни, для покаяния, для примирения со всеми. И от этого никто не застрахован, мы не знаем, как мы умрем. Никто не застрахован ни от смертельной болезни, ни от внезапной смерти. Об этом тоже нужно помнить в любой ситуации, даже если у тебя ничего еще и не диагностировано и ничто твоей жизни в принципе не угрожает. Нужно помнить, что мы конечны, и ценить жизнь.
– Некоторых верующих, как известно, в период Великого поста охватывает отчаяние и паника. Мол, я не смогу выдержать его до конца, не справлюсь, потому что грешен и погибну. Как с этим бороться? Может быть, чтобы не поддаваться греху, лучше оставить борьбу?
– Главное, не возлагать на себя неудобоносимое бремя, все взвесить и определить, в какой мере вы можете соблюдать пост. И тут нужно сказать о том, что в наше время появилось очень много православных календарей, в которых дисциплина поста излагается с ориентацией на строжайший монастырский устав. То есть это не для мирян вообще написано. Поэтому необходимо, конечно же, все акценты для себя верно расставить, особенно если человек впервые приступает к подвигу поста. Нужно определить: что я могу, что я не могу, и обратить внимание на то, что можно, а что нельзя во время поста. Что касается гастрономических ограничений, лучше обсудить это индивидуально с духовником, потому что все мы из плоти и крови, и план питания может разниться, иначе так можно и в обморок на службе упасть… Нужно понимать, что пост должен научить нас дисциплине пищевого поведения, потому что грех чревоугодия, о котором мы еще будем говорить, над многими из нас уже одержал победу, и люди от этого страдают.
Но главное – пост духовный. Поэтому обязательно нужно решить, какое молитвенное правило у вас будет во время поста, какую духовную литературу вы будете читать в этот период. И тут очень важно все делать постепенно. Если, к примеру, я читал не полностью утренние и вечерние молитвы, я в посту постараюсь их прочитывать полностью. Если я не читал Священное Писание, я постараюсь осилить хотя бы одно Евангелие. И когда пост закончится, можно не оставлять начатого делания и ввести в свой ежедневный обиход хотя бы одну из новых молитв и одну главу из Писания.
– Сейчас в связи с трагическими событиями в России многие жители страны испытывают страх, тревогу, печаль. Как же справиться с такими чувствами?
– Это можно сделать только с помощью молитвы. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», – говорил преподобный Серафим Саровский. Жить нужно, невзирая на все те нестроения, которые окружают нас, а нестроения человечество окружали всегда. Об этом писали и Иоанн Златоуст, и Ефрем Сирин. Человечество так устроено, что в силу своей греховности живет оно неспокойно. Но человек верующий должен находить утешение в молитве, в добрых делах, и не забывать, что он не один, что мы живем в обществе и имеем возможность общаться друг с другом. Если мы будем общаться друг с другом в любви, то все преодолеем.
– Значит, нам можно надеяться на светлое будущее?
– Мы привыкли надеяться на светлое будущее, вспоминать славное прошлое, а для христианина, как мне кажется, главное – жить в настоящем. Способность ценить настоящее и быть благодарным Богу за него – одна из главных христианских добродетелей. Устремляясь взором в будущее или жалея о прошедшем времени, мы отрываемся от реальности, витаем в облаках. Прошлого не существует – оно минуло, нет и будущего – оно еще не наступило. Есть только миг, как поется в известной песне, и именно он – наша реальная жизнь. И часто человек, который думает о будущем и жалеет о прошлом, лишает себя настоящего. Нужно жить сегодняшним днем, и с помощью Божией все устроится».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 148 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы