Настоятель храма святой блаженной Матроны Московской рассказал читателям «АиФ-Белгород» о том, как правильно держать пост
Великий пост начался в этом году 15 марта, о том, как правильно и с пользой для души провести это время, «АиФ-Белгород» поговорил с заместителем председателя отдела по социальному служению Белгородской и Старооскольской епархии, настоятелем храма святой блаженной Матроны Московской, протоиереем Михаилом Сердюком.
Татьяна Черных, «АиФ-Белгород»: Во время Рождественского поста владыка Иоанн в своём послании рекомендовал каждому определять меру своего поста по согласованию с врачами, получив благословение от духовника. Как вы думаете, применим ли этот принцип для Великого поста – ведь он более строгий?
Отец Михаил Сердюк: Да, конечно. Владыка в своем послании говорит о том же, о чем говорят святые отцы Православной Церкви: мы должны быть не телоубийцами, а страстеубийцами. Поясню. Человек – сложное существо от слова «сложение», он состоит из смертного тела и бессмертной души. Как душа влияет на тело, так и тело влияет на душу человека. Потребностей телесных: есть, пить, спать, отдыхать, одеваться, иметь кров – нельзя не удовлетворять. Но эти потребности не являются главными в жизни человека, созданному по образу и подобию Божию. Главное – это вечное спасение, устремление души к Богу.
Если же человек больше думает о телесных потребностях, он уклоняется от своего предназначения – вечной жизни на небесах, и заглушает свой дух. Поэтому христианин должен благоразумно воздерживаться в пище, а во время поста – тем более. Но если человек болен – пост смягчается, ведь смысл телесного воздержания в том, чтобы ослабить воздействие сильного тела на душу, а у больного тело и так слабое. Ну и наоборот – если тело очень крепкое и нет ежедневной тяжелой физической работы, пост должен быть построже.
– Как постились раньше монахи?
– Мера воздержания подвижников-монахов древней церкви сейчас может показаться нереальной. Вне поста по будним они ели один раз в день и не досыта, в воскресенье и праздники – два раза в день, а в Великий пост монахи воздерживались по-разному, но нередко были случаи вкушения пищи всего один-два раза в неделю. Конечно, речь идет о монахах, здоровье которых было гораздо лучше, чем у современных людей. Но те, кто попадал в экстремальные ситуации, может сказать, что в целом мы сейчас едим гораздо больше, чем требует тело.
В повести Александра Солженицина «Один день Ивана Денисовича» есть эпизод, когда заключенный ГУЛАГа, простой крестьянин, вспоминает, как в деревне раньше ели: «картошку – целыми сковородами, кашу – чугунками, а ещё раньше, без колхозов, мясо – ломтями здоровыми, да молоко дули – пусть брюхо лопнет». А в лагере Иван Денисович сидит почти десять лет, каждый день работает физически по 12 часов в день, по полгода на морозе, ест баланду с хлебом, который даже близко не сравнить с современным, – и жив.
– Вы не только священник, но и психолог по образованию, потому адресую вам вопрос от наших молодых читателей: почему в православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, интимных отношениях? Ведь этим не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему же нужно обязательно «убивать своё тело», свои желания? Зачем такая несвобода?
– Нет, убивать свое тело ни в коем случае не надо. Тело нам нужно для совершения добрых дел, исполнения семейных обязанностей, следования святым заповедям. Но у христианина дух должен преобладать над телом. Если же потребности тела ничем не ограничивать, вместо свободы человек приобретет самое тяжкое рабство – рабство греху.
Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит христианам: «Попечения о плоти не превращайте в похоти». К сожалению, любой из нас может увидеть примеры, когда отсутствие ограничений в желаниях приводит к состояниям, которые не дарят свободу, а наоборот – делают зависимыми от греховных страстей. Вместо исполнения заповеди любви к ближнему такие бедные люди приносят только огорчения своим родственникам.
– Зачем ограничивать интимные связи во время поста?
– Брак – это тоже божественное установление, и апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Эти слова апостола говорят о половом воздержании на время поста и в особенном толковании не нуждаются.
Церковь призывает нас на время ограничить свои телесные удовольствия ради того, чтобы воздержанием, молитвой и покаянием очистить душу от грехов. Вместо удовольствий телесных, которые общие с удовольствиями животных, испытать удовольствия духовные, которые свойственны только разумным существам. В Пасхальном каноне церковь поет: «Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася, и радуйтеся рекуща ясно да услышим, победную поюще» (на русском языке: Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и «радуйтесь» ясно услышим от Него, воспевая победную песнь).
– Наши читатели часто спрашивают: что делать, если не хватает силы воли отказаться от мяса? Что в посте всё-таки главное – духовное или физическое самоограничение? Или одно невозможно без другого?
– Если нет привычки соблюдать посты, выдержать весь Великий пост, да еще и по уставу, вряд ли получится. Преподобный Амвросий Оптинский пишет об одном помещике, который решил наказать себя за несоблюдение постов, сидел на одном толокне и квасе и расстроил себе желудок. Но любой здоровый человек даже без привычки сможет соблюсти первую и последнюю неделю поста. На следующий год добавить четвертую неделю, на следующий – все тоже самое плюс среда и пятница второй, третьей и пятой недель. А потом уже соблюдать весь пост целиком. Лучше иметь малое правило постоянно соблюдаемое, чем большое, которое то выполняется, то нет.
Также важно сказать, что пост без молитвы – это своеобразная диета, которая пользует тело, но не душу. Во время поста нужно почаще посещать богослужения, больше молиться дома, исповедаться и причаститься.
А что касается духовной и физической стороны поста – святые отцы говорят, что без терпения мы не можем исполнить ни одной добродетели. Представьте себе, если вы не можете потерпеть 48 дней без мяса и молока, как вы будете исполнять духовную заповедь Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня»? Ограничениями во время поста мы приучаем себя к терпению, а научившись терпеть, сможем с божией помощью совершить и духовную добродетель.
– Порой в пост начинается разлад в семье - кто-то хочет поститься, а кто-то нет. Как тут быть?
– Трудно дать универсальный совет, ситуации бывают разные. Но, напомню, апостол Павел писал о том, что соблюдение поста должно быть по согласию. Если же есть разлад в семье – такой пост, конечно, не может быть угоден Богу. Надо уступить. Где Бог – там согласие, мир и любовь.
– Ещё вопрос от читателей – можно ли отмечать день рождения в пост? И если отмечать, то как? И как ходить в гости к друзьям, если они неверующие, и на столе у них почти нет постных блюд? Ведь если ничего не есть, хозяева обидятся, а если не приходить, обидятся тоже?
– В разных семьях свои традиции. Если была традиция отмечать дни рождения, можно и в пост отметить. Например, дедушка и бабушка навещали всегда внука, внук воцерковился и соблюдает пост, а дедушка и бабушка не соблюдают. Надо приготовить себе постного, а остальным – что они привыкли. Лет через пять, может, все на постное перейдут, а может, предложат на Светлую седмицу встречу перенести. Но если у неверующих друзей нет постных блюд, а совесть тебя обличает и требует сохранения поста – ходить в гости не надо. Ну или попросить приготовить постное. Если это хорошие друзья – они поймут и пойдут вам навстречу.
– Как быть с постом у детей? Ограничивать ли их в пище так же, как и себя? Но ведь для растущего организма нужно мясо, молочная пища? И чем отличается ли пост у детей и у подростков?
– Ограничивать, например, четырёхлетнего ребенка, как и себя, конечно же, не надо. Что касается подростков – бывают разные случаи. Если подросток ходит в храм – он сам захочет соблюдать пост. У нас в храме, например, два подростка в алтаре помогают на службе, – они постятся. В каждом конкретном случае лучше посоветоваться со священником.
– Читатели-мужчины спрашивают – можно ли во время поста пить спиртное, смотреть спортивные передачи, самому заниматься спортом?
– Богослужебный устав разрешает в некоторые дни поста употребление вина. Но вино, о котором идет речь в уставе – это слабоалкогольное сухое виноградное вино, причем в ограниченном количестве. Преподобный Силуан Афонский говорит, что кушать и пить нужно столько, чтобы после еды хотелось молиться.
Что касается занятий спортом – если человек втянулся, и организм просто требует нагрузки – почему бы и не позаниматься? В отношении просмотра спортивных программ – если честно, не знаю. Мы все – личности, одаренные свободной волей, каждый человек имеет совесть и собственный духовный опыт. Думаю, каждому нужно руководствоваться своим рассуждением.
– Можно ли в пост есть морепродукты – сойдут они за постную пищу? И что такое сухоядение?
– На Руси, понятное дело, не было морепродуктов, но зато были свои традиции постного стола, которые сейчас во многом утеряны. Почитайте, например, Ивана Шмелева «Лето Господне». Но православие пришло на Русь из Византии, а греческая Церковь разрешает морепродукты в пост, поэтому и нам их можно. Сухоядение – это хлеб и невареные овощи и фрукты.
– Что необходимо сделать за время поста? Нужно ли, например, собороваться? Дайте нашим читателям духовный совет – как выдержать этот непростой период, чтобы он принёс пользу для души?
– Нужно помнить, что соблюдение поста – это не самоцель, а средство к приобретению христианских добродетелей. Мы должны стать терпеливее, добрее, воздержаннее. Я недавно прочел письма Георгия, затворника Задонского, и во время поста буду размышлять над простым поучением матери Георгия, которое он вынес из детства на всю жизнь: «Что желаешь себе – другим делай, что делаешь другим – на тебя обращается». Если выучить за пост это простое изречение и применить его потом на деле – польза душе будет огромная».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 394 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы