Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Научную статью, доказывающую, что православие – духовная основа русского воинского патриотизма, опубликовала белгородская сёстра милосердия

https://sun1-89.userapi.com/rGtnicX9z1-GeVNcFYHN3kcKjyqlMfAMbUqfWA/pozOJHiIqAI.jpgТамара Ивановна Липич, профессор НИУ «БелГУ», и Анастасия Валерьевна Маслакова из Марфо-Мариинского сестричества милосердия Белгорода подготовили и опубликовали в сборнике научных статей VIII Международной научно-практической конференции «Евангелие в контексте современной культуры: «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА: НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ» статью под названием «Православие – духовная основа воинского  патриотизма», сообщила пресс-служба сестричества.

В статье говорится: «Социально-экономические и политические преобразования в России повлекли за собой распространение неоднозначного, а порой, явно негативного отношения к патриотизму. В России разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» . В рамках этой программы и ряда других документов были реализованы мероприятия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Содержанием патриотизма Л.П. Крившенко называет любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы своего Отечества. Неразрывную связь понятий «Отечество» и «чувство долга» отмечает В.В. Усов . Обязанности по отношению к Отечеству выражает гражданский долг; к товарищам – товарищеский долг, к вооружённой защите страны – воинский.

На современном этапе развития общества необходимо приостановить духовную агрессию, направленную против традиции воинского служения Отечеству. Надо возродить духовные основы духовно-нравственного воспитания воинов России и своевременно и адекватно реагировать на изменение характера современной войны, сил, средств и способов ее ведения. Поэтому сегодня большого внимания заслуживают духовные основы Российского воинства, истоки патриотизма, духовной мощи и непобедимости русского воинства.

Многие духовными ценностями, на протяжении веков основополагающие в отношении к Отечеству, в сознании многих людей утратили былое, свойственное раньше практически всем людям, значение. Это касается и отношения к служению Отечеству, к воинской службе. А.В. Черкасовым отмечен рост негативного отношения к воинскому патриотизму, который является духовной основой воинского служения Отечеству.

Православие призывает любить земное Отечество и считает это исполнением заповеди Христа «возлюби ближнего, как самого себя». Согласно учению Православной Церкви, патриотизм является духовным свойством и проявлением божественной природы в человеке и обществе. Феофан Затворник проповедовал, что служение Отечеству этим самым является служением Богу .

Огромный исторический опыт свидетельствует о колоссальной роли Православия и Русской Православной Церкви в становлении, развитии и сохранении российской государственности и военной организации России, патриотизма русских воинов. Становление Российского воинства много веков происходило под эгидой Православной веры, идеалов православия, защиты единого православного Отечества, внутреннего духовного самосовершенствования.

Согласно православной морали, воинское служение, защита Отечества, подвижничество во имя Веры и Отечества, являются «святым делом». Поэтому идея государственно-патриотического и воинского долга перед Россией насчитывает не одну сотню лет.

В истории России есть много других примеров, когда именно глубина веры и молитвенное обращение к Богу, воспитанное в русских воинах духовными наставниками, помогали нашим предкам одерживать победы над самыми серьезными противниками. Поэтому практически всю историю Российской армии (до 1917 г.) патриотическое воспитание воинов имело религиозную, главным образом, православную основу. Истоки высоких морально-боевых качеств воинов России (одухотворенность, моральная стойкость, любовь к Отечеству, верность Воинскому Долгу, Доблесть, Честь и Мужество) восходят к православию.

По словам И.А. Ильина, «все источники рыцарственного, лично-бесстрашного, беззаветно послушного и все преодолевающего духа, развернутого в исторических войнах» дало русской армии православное учение . Источником духовных сил русских солдат многие века были православная вера и любовь к Отечеству, освящаемая этой Верой. Именно духовное преимущество наших воинов заставляло наших врагов признавать силу Российского воинства.

Согласно Церковному учению, защита России означает защиту Божьего дома, находящегося под особым покровом Богородицы православия, дома и дела Богородицы и самого Бога. Поэтому русское воинство личную ответственность за защиту Отечества всегда воспринимало, как чувство долга и ответственности перед Богом, как богоугодное дело победы Добра над силами вселенского зла. Девиз «Не в силе Бог, а в правде!» известен еще времен Александра Невского. Со времен Куликовской битвы известны слова благословления князя Дмитрия преподобным Сергием Радонежским «Единением и любовью спасемся…, …Иди, княже, на безбожников смело, без колебаний, и победишь» . Войско князя Дмитрия одержало победу над Золотой Ордой, потому что воевало за Землю Русскую, за Русь Святую, за Веру православную, с верой в Божью помощь. В этом неравном бою (как и в других) русские воины не боялись сложить жизни во имя святого Божьего дела.

Церковь называет русское воинство «христолюбивым». Это означает наличие у Российской армии православной веры в Бога и православного менталитета (уверенность в помощи Бога, покорность и доверие ему своей личной судьбы, готовность к самопожертвованию во имя Отечества, боевое братство, готовность жертвовать собой за товарища, христианское великодушие, милосердное и доброжелательное отношение даже к обидчику, побежденному и плененному врагу).

Божья помощь в бою и Победы русских солдат основаны на силе жертвенной любви, исполнении заповеди Спасителя: «больше сея любове никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин 15, 13). И сегодня остается особым отличием воинов России.

Есть много примеров, когда священные слова становились моральной установкой для воинов России. Но есть слова Иисуса Христа, обращенные к Петру, которые наоборот указывают, что не следует вести решительную борьбу против зла с применением оружия «все взявшие меч, мечем и погибнут» (Евангелие от Матфея, 24, 52). Перефразируя слова Христа, князь Александр, призывал солдат перед сражением на Чудском озере: «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет».

Примерами победы веры в Бога и силы духа над физическими возможностями являются взятие крепости Измаил и Альпийский поход Суворова, несокрушимого в своей православной вере. Вера и благочестие, готовность в любой момент встать на защиту родной земли и православной веры всегда являлись качествами Российского воинства.

Перед сражениями русские воины всегда обращались к молитвам и церковным Таинствам. Ярким примером этого является наставление Суворова солдатам перед взятием крепости Измаил: «Сегодня молиться, завтра поститься, послезавтра победа или смерть!». Впереди войска, штурмующего крепость, шел священник с крестом. Победа была за нами.

Имена христианских святых носили корабли адмирала Российского флота Федора Ушакова, не проигравшего ни одного морского сражения.


В 1812 всплеск патриотизма вызвало обращение императора Александра I к главному идеалу русского народа, Богу и Правде: «Да встретит враг в каждом военном Пожарского, в каждом гражданине Минина, в каждом духовном Палицына». Всенародное сопротивление разгромило армию Наполеона.

Во время Великой Отечественной войны обращение к великому прошлому, к образу Святой Руси и ее святым, образы великих русских святых и полководцев А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова, Ф. Ушакова сыграли немаловажную роль в победе над фашистами.

И сегодня Русская Православная Церковь бережно хранит веру, духовность и исторические традиции защиты Отечества. Поэтому православные идеалы – Любви, Совести, Правды, Справедливости, Добра, Долга, Чести, трудового и воинского служения Отечеству, могут и должны, и становятся основой воинского патриотизма.

Таким образом, духовные основы воинского патриотизма России неисчерпаемо богаты. Основа государственности и культуры России, её духовной и военной мощи заложена в Православном учении о воскресении, спасении и бессмертии души. Понятия защиты православия и России для русского воина неразделимы. Свое служение русские воины всегда воспринимали, как исполнение евангельских слов о готовности положить душу ради спасения ближних. Российский солдат всегда готов к защите Отечества не жалея собственной жизни, поскольку считает его оплотом православия. Много веков Российское воинство было лучшей жертвенной частью народа. Отношение к воинской службе, как священному долгу, уважение и любовь к Отечеству были частью образа мышления русского народа и легли в основу воинского патриотизма».

Оставить комментарий

Наверх