«Православное Осколье» начало съёмки цикла фильмов о храмах Белгородской епархии
Коллектив информационного митрополичьего центра «Православное Осколье» приступил к съемкам нового цикла фильмов о храмах Белгородской епархии, сообщило «Православное Осколье».
– В первую очередь мы решили рассказать об уникальном деревянном Покровском храме села Тростенец Новооскольского района. Когда работа над сценарием была почти завершена, наша съемочная группа отправилась знакомиться с Тростенцом, чтобы ощутить атмосферу самого храма, поговорить с людьми и отснять некоторые эпизоды, - поясняют в информационном центре.
В «Православном Осколье» рассказывают: «В первый день августа мы едем в Тростенец. Путь не близкий. Навигатор выдает расстояние чуть больше 80 км. Можно обсудить сценарий, поспорить на повышенных тонах, посмеяться и прикинуть, какие дорожные кадры из автомобиля лучше снять, а затем включить в будущий фильм. Одним словом, работа съемочной группы не прекращается ни на минуту даже в пути.
Утро выдалось переменчивым. То солнышко проглянет, то весь горизонт затянут низкие тучи. В головах подспудно засела мысль: «Не разгулялся бы дождь в Тростенце. Тогда о съемках не стоит и думать».
Проезжаем Волоконовку, минуем Чернянку… Из-за холмов поднимаются купола с крестами, стен почти и не замечаешь – это Свято-Троицкий Холковский монастырь.
Дорога убегает, разрезая поля подобно ножу для хлеба».
– На подъезде к Тростенцу открываются потрясающие пейзажи. Село поднимается по холмам и спускается вниз к камышам, к высохшему руслу речки. Домики кажутся игрушечными, сошедшими с детских картинок. Да, умели выбирать место для строительства населенных пунктов наши предки. Не только требованиями удобства руководствовались они. Явно у них было некое природное чувство красоты. «Дети боярские», основавшие Тростенец в 1640 году среди полей, холмов и взлобков, покрытых лесом, явно подбирали себе дом, исходя не только из чисто практических, но и эстетических принципов. Вот и живет это старинное село на протяжении веков, несмотря на исторические бури, пронесшиеся над ним, - отмечает автор сообщения Александр Гончаров.
Он пишет: «Проезжаем по Тростенцу. Село чистенькое, ухоженное, да и дороги хорошие – в иной глубинке такие и не встретишь.
Вот мы и добрались до конечной точки нашего маршрута – Свято-Покровского храма. Время все же затронуло его своим дыханием: покосившаяся колокольня, наклоненные кресты свидетельствуют об этом. Но как же красив храм! Недаром художники любят приезжать сюда на пленэры.
Раскроем тайну. В Тростенце мы надеялись познакомиться с замечательным художником Алексеем Михайловичем Тюриным, творчество которого известно всей России. Он посвятил несколько живописных циклов храму и селу. Но об этом чуть позже.
Мы приехали к концу службы. Встречаемся с протоиереем Андреем Могилко – настоятелем храма. Неторопливая беседа. Любопытные подробности о жизни храма.
Когда в годы советской власти церковь закрыли и превратили в зернохранилище, с левой стороны от алтаря прорубили дверь, и грузовики заезжали прямо внутрь для разгрузки зерна. Но сам алтарь хлебом засыпан не был. Видимо, даже при всеобщем господстве в стране идеологии грубого атеизма, у сельчан сохранялось благоговение».
– Изнутри храм выглядит необычно, время здесь будто остановилось. Скромные деревенские иконы с бумажными цветами и фольгой. Несколько фрагментов сохранившейся росписи. Остатки масляной краски на дереве. У каждого храма есть свой ангел-хранитель, радующийся живому храму или плачущий на его развалинах. В Свято-Покровской церкви ощущаешь его присутствие и печаль…, - подчёркивает автор сообщения.
Рядом с храмом – сельское кладбище. Оно существует с момента основания села. Тут стояла первая церковь, сооруженная в середине XVIII века, сгоревшая еще до окончания строительства Покровского храма. На пепелище старой церкви жители села возвели часовню, разобранную колхозниками в 30-е годы XX столетия.
Александр Гончаров продолжает: «Отправляемся на погост в поисках старинных захоронений. Тростенецкое кладбище поражает: по всей территории, перемежаясь с новыми памятниками, небольшие некрашеные деревянные кресты, потемневшие от времени и непогоды. На них просматриваются процарапанные числа, отмечающие время захоронения. Например, 1987 или 1988 годы. Но кресты явно старше обозначенных дат. Оказывается, в Тростенце сохранился обычай, по которому люди просят похоронить себя в могилах родителей. Традиция пока еще соблюдается. В Тростенце становятся понятными некоторые слова из Библии: «Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим…» (Деян. 13, 36), «И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему» (Быт. 49, 33). Гробы истлевают, и кости потомков смешиваются с костями предков, «прилагаются к отцам своим»…
Распогодилось. Воспользовавшись моментом, мы решили осмотреть округу. Дети, бегущие по своим делам, легко поздоровались с приезжими. Село – не мегаполис, здесь принято здороваться даже с незнакомыми.
Поколесив по селу, мы отправились на его окраину. За домами открылись холмы, заросшие густыми травами. Оператор и корреспондент решили подняться на вершину одного из них. Они сразу скрылись среди травы, которая вымахала так, что в ней легко спрячется человек…
В поисках древних валов съемочная группа выехала на трассу. Но, к сожалению, найти их не удалось. Никаких намеков на исторические сооружения. Только птицы кружили над желтой стерней, только ветер гулял по полям, и в отдалении сверкала гладь прудов.
Вернувшись к храму, на пригорке у дороги мы увидели двух людей, склонившихся над мольбертом. Оставив машину перед церковной оградой, мы направились к художникам.
Оказалось, что один из них – Алексей Михайлович Тюрин, с которым мы так хотели познакомиться. Над этюдом тростенецкого храма трудился его друг Иван Иванович Кирияка. Оба мастера – известные белгородские художники. Среди их работ – исторические полотна, портреты известных земляков, зарисовки сельской жизни белгородского края. Особое место в их творчестве занимает тема Церкви и приходских будней. Узнав, что мы – старооскольские журналисты, они обещали показать свои работы и посодействовать в съемках фильма. Из Тростенца съемочная группа уезжала в приподнятом настроении. Небо уже не казалось покрытым сумрачными пятнами серых облаков. Мы не прощались с Тростенцом. Скоро мы вновь сюда вернемся».
Фото Юлии Кривоченко
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 424 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы