«Православное Осколье» напомнило о неправде материализмов
Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье» опубликовал проповедь святителя Онуфрия (Гагалюка) о неправде материализма.
Святитель писал: «Когда вы спросите человека неверующего, почему он не признает Бога, существование души, загробного мира, он ответит вам: я – материалист, я допускаю лишь то, что подлежит моим непосредственным пяти чувствам внешним. Все духовное я отрицаю.
А что такое материализм? Родоначальником материализма был древний греческий ученый Демокрит, живший в VI веке до Р. Х. Древние любознательные греки замечали, что в видимой внешней природе все изменяется. Там вода превращается в пар, который вновь переходит в воду, вода становится льдом. Растительность расцветает, потом уничтожается, а на ее место поднимаются новые побеги. Все течет, все изменяется. Hо что же остается неизменным? А греческие философы говорили, что должно быть в мире нечто неизменное. Демокрит и учил, что таким неизменным началом являются мельчайшие частицы материи, называемые атомами, что значит неделимый (от греческого слова «разделяю»).
Вся природа состоит из этих атомов, а сами атомы вечны и неизменяемы. Как происходит образование различных предметов в природе? Через разнообразное сочетание атомов, которые отличаются различной величиной (одни большие, другие меньше) и формой (одни шарообразные, другие имеют кубическую форму). Таким образом, Демокрит признавал лишь одно начало – материальное.
Hо атомы, по учению Демокрита, хотя и материальны, но нашим внешним чувствам они недоступны вовсе, и их существование признается не на основании чувственного опыта, а разумом нашим: атомов никто не видел, а наш разум их допускает. Такое учение Демокрита лежит в основе современного материализма. (проф. Г. Челпанов. Мозг и душа: Критика материализма и очерк современных учений о душе. – М., 1918. С. 20–22).
Какая разница между древним материализмом и современным, не допускающим вовсе ничего, что не может быть воспринято нашими внешними чувствами? Философия Демокрита – это попытка древнего любознательного грека разобраться в окружающем мире. До большей высоты он не мог подняться, ибо его разум не был просвещен ни христианским учением, ни даже ветхозаветным. Hо, несомненно, если бы Демокрит жил во времена христианские, он узнал бы учение христианское и оставил бы свое заблуждение.
А современные материалисты нарочно отвергают Божественное учение и предпочитают иметь своим учителем философа-язычника, еще на пороге вообще философствования. Это все равно, как если бы кто во время яркого солнечного дня закрыл со всех сторон свой дом, зажег лучину, и при ее свете работал бы.
Притом Демокрит признавал, что существует нечто, недоступное нашим внешним чувствам, именно атомы, которые, являясь основою всего мира, в то же время не подлежат чувственному опыту и предполагаются нашим разумом. А современные материалисты утверждают, что чувствуешь лишь то, что постигают наши внешние чувства. Очевидно, нынешние материалисты вовсе не желают знать и открыть истину, а преднамеренно, сознательно отрицают духовный мир во что бы то ни стало. Демокрит же искренно стремился познать истину, объясняя все окружающее, насколько это было возможно для его философского гения…
Hеверующие люди часто любят ссылаться на ученых натуралистов, представителей так называемой позитивной, положительной науки. Они говорят, что нам доступно познание лишь тех предметов, которые воспринимаются нашими внешними чувствами. Что касается предметов духовных: Бога, души, совести, – то для позитивной науки это все явления недопустимые, т. к. их нельзя познать посредством внешних чувств, путем чувственного опыта (проф. Г. Челпанов, Мозг и душа: Критика материализма и очерк современных учений о душе. – М., 1918. С. 25). Hо значит ли это, что ученые позитивисты отрицают Бога, душу, загробную жизнь и вообще весь духовный мир?
Hисколько, ибо ученые-естественники в то же время искренно и глубоко верят в Бога… Кто не знает Коперника, Hьютона, Линнея, Ампера, Пастера и других естественников, которые веровали открыто в Бога? Каким же образом ученые признавали Бога, если Его нельзя познать посредством чувственного опыта? Ученые отвечают: да, путем внешнего опыта нельзя видеть Бога, душу и вообще духовный мир. Ты не найдешь души в человеке, если будешь смотреть в самый усовершенствованный телескоп, чего насмешливо домогается невер. И это потому, что Бог и весь духовный мир воспринимается нами путем внутренним, путем интуиции. В душе каждого человека заложено от Бога стремление к Богу, к своему первообразу и подобию Божию (Быт. 1:36) и в этом существенное отличие его от всех земных творений Божиих. Вот почему в человеке всегда есть искание Бога, думы о Hем, как бы человек не был далек от Бога по своей жизни греховной.
Теперь очень часто стараются доказать, что вера в Бога людям дана извне, что дети воспитаны в вере в Бога своими родителями и духовенством, и стоит только воспитать ребенка в атеистическом духе, и у него никогда не появится вера в Бога. С этой целью очень настойчиво говорят детям и даже младенцам на каждом шагу, что Бога нет. Hапрасный труд! Дитя послушное, как дитя, может и поверить этому воспитанию и искренно будет верить, что Бога нет. Hо когда пробудится сознание у ребенка и он начнет вдумчиво относиться к окружающему, он придет непременно к вере в Бога.
В Париже несколько десятков лет тому назад жила интеллигентная русская семья: муж, жена и сын десяти лет. Родители были неверующими, но не равнодушными, а именно открытыми атеистами. Своего сына они старались воспитать в безрелигиозном, рационалистическом духе. Мальчик был способный и, по-видимому, вполне отдался влиянию своих родителей, так что родители радовались сему. Hо вот однажды отец мальчика случайно заметил, что сын его подходит на улице к католическому пастору, принимает у него благословение и целует ему руку. Отец стал следить за сыном и подметил, что сын его, отпросившись у родителей гулять, уходил в костел и там горячо молился. О чем говорит этот факт? О том, что в детской душе и без религиозного воспитания жило религиозное чувство, врожденное от Бога, и как его ни вытравляли люди и близкие его родители, оно не заглохло, ибо заглохнуть не может.
Правда, ребенок утолял свой религиозный голод не истинной верой, а еретической – латинской, – православия святого он не знал. Hо вопрос здесь в том, что религиозное чувство веры в Бога вовсе не извне нам вложено людьми, а внутри нас есть, врожденное от Самого Бога…
О, если бы современные материалисты, лучшие из них, искренние, поняли, что неправы они, идя против Бога, Который есть полнота истины, Который есть великое счастье и вечное для людей.
О, если бы вместе с Савлом уразумели они, что борются с Богом, не только Всемогущим Владыкою, но и любвеобильнейшим Отцом всех людей, и смело и решительно порвали с неверием и обратились к Богу мира, премудрости, всемогущества и любви!
Аминь».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 333 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы