«Православное Осколье» напомнило о святом праведном воине русском адмирале Ушакове
Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье» напомнил о святом праведном воине русском адмирале Ушакове.
В сообщении Александра Гончарова говорится: «Море с древних эпох представлялось человеку как враждебная и коварная стихия. Оно нередко готово ластиться к берегу подобно игривому котенку, а уже через миг взорваться штормом, который разламывает пополам могучие корабли. Нрав моря невозможно предсказать. Это люди осознали еще с той поры, когда на первых плотах из тростника или бальсы начали пересекать проливы и двигаться к близлежащим островам.
Море соединяет и разъединяет. Оно может заставить сердце Одиссея петь при возвращении на Итаку или тосковать разум Робинзона Крузо на уединенном клочке суши в отчаянии и одиночестве. Море соблазнов и прелести захватывает наши души, стараясь ввести в грех и погубить. Потому неслучайно и появилась молитва: «Господи, спаси мя погибающаго! Се, кораблец мой бедствует от искушения волн житейских и близ потопления есть; но Ты, яко Бог милосердный и сострадательный немощем нашим, властию Твоею всесильно запрети волнению бедствия, хотящих погрузити мя и низвести во глубину зол; и да будет тишина, яко ветры и море послушают Тебе. Аминь».
Но человек, верующий в Господа нашего Иисуса Христа, может победить море в любом его обличии и стать перед Творцом в чистоте и непорочности. Пример святого праведного воина Феодора Ушакова красноречиво свидетельствует об этом.
Дворянский род Ушаковых не блистал богатством, хотя и относился к семействам, служившим Русскому государству с незапамятных лет. В XVIII веке он подарил России двух выдающихся людей: флотоводца Федора Ушакова и старца Феодора Санаксарского.
Будущий «морской Суворов» родился 13 (24) февраля 1745 года в самой настоящей российской глубинке – в селе Бурнаково (ныне Рыбинский район Ярославской области), в Крещении получил имя Феодор. А как бы и произошло иначе, если ребенок появился на свет Божий между двумя датами – днями памяти великомучеников и православных воинов Феодора Стратилата (8 февраля) и Феодора Тирона (17 февраля). Через три года после рождения мальчика, его дядя, Иван Игнатьевич Ушаков, принял монашеский постриг с именем Феодор в Александро-Невском монастыре столичного Санкт-Петербурга, отказавшись от блестящей гвардейской карьеры. Здесь вполне просматривается действие Промысла Божиего.
Впрочем, сложно предположить, почему Федор Ушаков, выросший далеко от морских просторов, решился стать военным моряком. Предполагается, что он избрал свой путь под влиянием наставника – «дядьки», некогда отслужившего канониром на флоте, которому родители поручили присматривать за своим четвертым ребенком.
Как бы то ни было, но в 16 лет Федор Ушаков становится кадетом Морского шляхетского корпуса в Санкт-Петербурге. Выпустился из данного учебного заведения он в 1766 году. Службу начал на Балтийском флоте. А вот впервые отличился офицер Ушаков… на реке Дон в 1772 году, находясь в Азовской флотилии, при спасении припасов с затонувших судов. Потом было Черное море и даже поход в Средиземном.
В 1780 году последовало назначение Федора Ушакова капитаном императорской яхты, к чему приложил руку Григорий Потемкин, оценивший организаторские его способности.
Такая служба казалась мечтой для любого дворянина, но только не для Ушакова. Он добивается перевода на военный флот.
В 1783 году Ушакова направляют на строительство Черноморского флота в Херсон. Вроде бы все идет нормально. Но в Херсон добирается чума. Как бороться с этой болезнью тогда не знали. Она на протяжении столетий была смертельным бичом стран и континентов. Вымирали целые города и государства.
Александр Сергеевич Пушкин в 1830–1832 годах (Болдинская осень), то есть приблизительно через 50 лет, написал свои знаменитые «Маленькие трагедии», в которые входит «Пир во время чумы». И он отразил в нем не столько «преданья старины глубокой», сколько реалии настоящего времени. И там есть строки, которые говорят о миросозерцании периода борьбы веры с безверием:
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении чумы.
Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья –
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и видеть мог.
Федор Ушаков выиграл свой бой с чумой и сумел с помощью карантинных мер предотвратить гибель экипажа своего будущего корабля и рабочих. Кроме того, он не допустил бунта. За что и получил свою первую воинскую награду – орден Святого Владимира IV степени. Он удостоился и чина капитана первого ранга.
В 1787 году, после объявления Турцией войны Российской империи, и взошла звезда флотоводца Федора Федоровича Ушакова. В сражении у острова Фидониси (ныне – Змеиный), командуя авангардом русского флота, он наголову разбил противостоявших ему турок. В результате чего победу одержала Севастопольская русская эскадра, причем над более многочисленной эскадрой супостата.
В 1790 году контр-адмирал Ушаков получил назначение на пост командующего Черноморским флотом.
XVIII столетие было тяжелым для православия в русской истории. Все-таки в правящих кругах господствовало пренебрежение к Церкви. Но не надо считать наших предков неверующими. Царский фаворит Григорий Потемкин, выдающийся государственный деятель, однако человек совсем не благочестивого образа жизни в инструкциях Ушакову писал: «Требуйте от всякого, чтоб дрались мужественно или, лучше скажу, по-черноморски; чтоб были внимательны к исполнению повелений и не упускали полезных случаев… Бог с вами! Возлагайте твердую на Него надежду. Ополчась верою, конечно, победим. Молю Создателя и поручаю вас ходатайству Господа нашего Иисуса Христа!»
Впрочем, вряд ли Ушаков и нуждался в этаком наставлении. Он всегда верил в Бога, жил по-православному, да и воевал, молясь и трудясь.
Федор Федорович за весь свой воинский путь на море принял участие в пяти крупнейших баталиях: у Федониси (1788 год), под Керчью (1790), у мыса Тендра (1790), у мыса Калиакрии (1791), у острова Корфу (1799) в период Средиземноморского похода против французов. Именно событиям осады и взятия Корфу посвящен великолепный фильм Михаила Ромма «Корабли штурмуют бастионы» (1953), входящий в дилогию «Адмирал Ушаков».
После каждой победы Ушаков неизменно благодарил Бога, а в жизни неизменно руководствовался принципом: «Моряк, как и монах, постоянно должен молиться и трудиться».
Интересно, что после освобождения Корфу в 1799 году на Ионических островах Федор Ушаков основал первое независимое греческое государство – Республику Семи Островов.
Греческий современник тех событий Николай Пасхалис так писал об Ушакове: «Поразительно благочестие Ушакова, как, впрочем, и других русских. Невероятно, но каждое воскресенье все солдаты желают посещать Божественную литургию, для них выделено шесть церквей. Видя, как они молятся, мы даже стыдимся в сравнении с ними считать себя ревностными христианами».
В 1806 году Ушаков уходит с воинской службы, а в 1810 году отъезжает из Петербурга в свою деревню Алексеевку. Он больше не думает о войне, а больше молится и ездит в Санаксарский монастырь.
Сохранились воспоминания настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила о Феодоре Феодоровиче: «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители, по прибытии своем из Санкт-Петербурга, вел жизнь уединенную в собственном своем доме, в деревне Алексеевке, расстоянием от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам Божиим во всякое время. В Великий пост живал в монастыре, в келлии, для своего пощения и приготовления к Св. Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».
Ушел ко Господу Феодор Ушаков 2 (14) октября 1817 года и был похоронен в монастыре, рядом со своим родственником иеромонахом Феодором Санаксарским. Он победил море греховное и нашел жизнь вечную. И, пока по воле Божией будет существовать Русь, в православных храмах не иссякнут слова: «Избранному подвижнику земли нашея, делы доблестными во славу Божию достойне потрудившемуся, святому праведному воину Феодору похвальное приносим пение. Ты же, угодниче Божий, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих: “Радуйся, святый праведный Феодоре, славный в добродетелех воине Христов”».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 36 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Митрополит Белгородский наградил сотрудников Белгородской библиотеки для слепых
- Белгородская филармония представит «Белгородскую симфонию», посвящённую небесному покровителю Святого Белогорья
- Священник рассказал студентам в Старом Осколе об истории Соловецкого монастыря
- «Православное Осколье» рассказало о новых смыслах игры «Знаток православной культуры»
- Дети из Корочи побывали в Холковском монастыре