«Православное Осколье» напомнило об опыте преодоления личных кризисов библейским праведником Иовом
Протоиерей Максим Горожанкин в публикации Информационного Митрополичьего центра «Православное Осколье» напомнил об опыте преодоления личных кризисов библейским праведником Иовом.
Отец Максим пишет: «Итак, наш долгий разговор о кризисах неминуемо должен был привести нас к истории Иова Многострадального. Давайте разберем его историю и посмотрим, как справлялся с трудностями библейский праведник.
Иов потерял все, что имел. Дети умерли, жена практически отвернулась от него. Его тело было поражено проказой. Мы привыкли обращать внимание на то, как он страдает, как тяжело ему. Но если мы внимательно перечитаем Священное Писание, то увидим, что, переживая множество по-настоящему трагических ситуаций, Иов не был поражен или раздавлен. Он не был сломлен.
Книга Иова является самой древней книгой Ветхого Завета. И именно в ней мы видим человека, который как бы из глубины веков учит нас тому, как нужно справляться с жизненными испытаниями.
Иов находится в активном диалоге со всеми, кто его окружает. Он не замыкается на себе и своем горе. Он беседует с друзьями. Спокойно отвечает на неуместные укоры жены и не поддается на ее порой безумные уговоры. В лице Иова и его супруги мы можем видеть то, как по-разному человек может реагировать на постигшие его жизненные испытания. «Похули Бога и умри», – говорит Иову жена. В ее устах эти слова звучат как вариант выхода из сложившейся ситуации. Но совершенно иначе все то, что произошло с ними, видит праведный муж».
Отец Максим отмечает: «Когда мы читаем книгу Иова, то не должны забывать, что практически в равной степени пострадала и супруга праведника. Она так же лишилась всего: у нее так же умерли дети и неизлечимо заболел муж. И вот два человека реагируют на постигшие их испытания.
«Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге». (Иов. 1:20–22).
Скорбит ли Иов? Да, конечно. Не нужно думать, что святой человек – это такой блаженненький, который благодушествует в любой ситуации и радуется любой беде. Этим и ценен опыт Иова.
Тут нет флера, какой-то наигранной легкости, все сложно, трудно. И реакция очень глубокая и очень разная у всех участников этой истории.
Жена Иова пребывает в отчаянии. «По многом времени сказала ему жена его: доколе ты будешь терпеть? Вот, подожду еще немного в надежде спасения моего. Ибо погибли с земли память твоя, сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми напрасно трудилась. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце, чтобы успокоиться от трудов моих и болезней, которые ныне удручают меня. Но скажи некое слово к Богу и умри» (Иов. 22:13)».
Отец Максим рассказывает: «Друзья Иова так же по-своему реагируют на его страдания. Но какими бы ни были доводы троих друзей праведника, мы видим их верность и готовность разделить с другом его страдания.
Они приходят к нему и не сразу начинают его утешать или приводить свои догадки по поводу того, почему это все случилось. Мы тоже порой склонны в тяжелые моменты испытаний задавать этот вечный вопрос. Который может быть обращен и к Богу, а может быть – и просто к самому себе, когда мы пытаемся осмыслить то, что с нами произошло, если мы лишились чего-то важного для нас. Здоровья ли или привычного достатка. Мы говорим эти слова: «почему я?», «почему именно со мной?», «за что?». Друзья Иова приходят и семь (!) дней просто сидят, молча рядом с ним. Это очень важная составляющая того, как мы можем вместе переживать какой-то период нашей жизни. Не спешить ставить диагнозы, почему, зачем и за что, а просто помолчать. Особенно это касается ситуации, когда помощь требуется от нас другому человеку. Просто помолчать вместе бывает порой лучше, чем произносить какие-то стандартные фразы вроде «не переживай ты так, все наладится», которые порой и звучат неубедительно, и не утешают. Взять ли друга за руку или себя в руки и просто дать время на раздумье в тишине, – это весьма уместно.
Иов не упрекает свою жену и друзей, когда они начинают предлагать ему свои гипотезы относительно того, почему все это произошло. Он проживает свою боль и страдание, обращаясь к Тому, Кто может их разрешить и исцелить. К Тому, Кто может дать ответ.
Иов не идет на поводу у того, кто является противником Бога и сеет страх и сомнения в сердце человеческое. Ангел богопротивник (а именно так переводится слово «сатана») не находит в Иове ничего из того, что хотел бы отыскать. Это важная характеристика личности каждого верующего человека. У Иова есть вопросы, но задает эти вопросы он Богу, Который открывается праведнику, и тот находит мир, покой и все в его жизни становится на свои места».
Отец Максим поясняет, что «Мы часто склонны сравнивать себя с Иовом, когда нас посещают скорби и испытания, и тут полезно читать книгу Иова до конца. В своей жизни мы не должны зацикливаться на страданиях и трудностях, но можем с помощью Божией их переносить. И тогда конец наших неурядиц может быть таким же, как и у ветхозаветного праведника. При том, что наши страдания могут быть куда меньшими, итог может быть схожим.
«И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» (Иов. 42:10).
Самое тревожное для всех нас сегодня наряду с определенными финансовыми проблемами и потерями – это привыкание. Привыкание к тому образу жизни, который есть у многих из нас сегодня и который может затянуть нас в свои трясины и после выхода на поверхность. Ведь все трудности рано или поздно разрешатся.
Привыкание… Верующие люди обычно слышат это слово, когда речь идет о привыкании к святыне и потере благоговения. Привыкнуть можно ко многим вещам, и не всегда привыкание – это плохо. Все, как всегда, зависит от нас. Что пугает человека активного в привыкании к тому, что можно дни напролет смотреть сериалы, ничего особенно не делать. Пугает тут как раз реальная перспектива привыкнуть к такому образу существования. Был активный, непоседа, который везде пытался успеть и все пытался сделать, и времени в сутках казалось мало, а тут вдруг прокрастинация накрыла, фильмов и сериалов достаточно, да и печеньки в вазочке еще есть. К этому тоже нужно быть готовым и привыкать не только к пассивному времяпрепровождению, но и к тому, чтобы быть готовым мобилизовать свои силы ровно тогда, когда того потребуют обстоятельства».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 280 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы