Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

«Православное Осколье» объяснило, к кому можно обращаться в молитве о благополучной учебе

https://pravosk.ru/wp-content/uploads/2024/09/v-cerkvi.jpgПротоиерей Максим Горожанкин в публикации Информационного Митрополичьего центра «Православное Осколье» объяснил, к кому можно обращаться в молитве о благополучной учебе.

В сообщении говорится: «В конце августа и начале сентября мы собираемся в храмах, чтобы молитвенно настроиться на учебный год. Сегодня педагогический процесс так устроен, что так или иначе в него вовлечены все: родители, старшие братья и сестры, дедушки и бабушки – все помогают детям с выполнением домашнего задания, подбадривают, собирают в школу и т. п. Потому, приходя в храм, мы можем молиться не только о наших детях, но и просить Бога о помощи и для себя, и для тех, кто проводит порой больше времени с нашими детьми, чем мы сами. Наша молитва должна простираться и на педагогов. И, конечно, сами учителя, понимая, сколь великая ответственность ложится на их плечи, могут просить у Бога помощи.

Особенно отрадно видеть преподавателей разных уровней на «ученических» молебнах, которые мы совершаем в начале учебного года. Традиционно на таких молебнах мы призываем в помощь преподобного Сергия Радонежского, памятуя о том, как чудесным образом он был наставлен Богом и научился грамоте.

Одним из припевов на молебне может звучать обращение к пророку Божию Науму, само имя которого созвучно тем чаяниям о даровании ума нашим детям, которые мы вкладываем в наши молитвенные прошения. Вообще, пророческий дар – это само по себе прикосновение Духа Божия к человеку, после которого сам человек уже не может молчать, а идет и благовествует Божию правду.

В жизни многих русских святых, которые жили всего два-три столетия назад и были во многом близки к современным реалиям, педагогика занимала важное место. Поэтому мы также можем молиться им о даровании сил и разумения в учебе. Так святой праведный Иоанн Кронштадтский на протяжении 25 лет преподавал в классической гимназии Закон Божий. Он всеми силами старался привить своим ученикам дух страха Божия, – и это прямое следование словам молитвы о чадах, когда мы просим Господа «соблюсти их во страхе Божием».

Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский) так описывал педагогические дары Кронштадтского пастыря: «Педагогическому делу батюшка отдавался столь же самоотверженно, как и всему, что делал в своей жизни. Как законоучитель, отец Иоанн придерживался мнения, что богослужение – лучшее воспитательное средство для христианской души. На уроках батюшка ярко и доходчиво объяснял ход церковных служб. Своим горением он умел зажигать духовный огонь и в учениках. После вдохновенных уроков батюшки его воспитанники понимали значение и важность каждой мельчайшей детали богослужения, всей душою в нем участвовали и никогда не скучали в храме. Батюшка не ставил плохих оценок. При этом среди учеников считалось стыдом иметь по Закону Божьему даже «удовлетворительно». Предмет батюшки ребята старались учить на отлично. И искренне огорчались пятерке с минусом». «Вы, детки, – наши цветы», – так ласково и заботливо обращался к своим ученикам святой.

Старший современник отца Иоанна, святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский, формально не принадлежал к представителям ученого монашества, не учился в Духовной Академии и, кажется, систематически нигде не преподавал… Но его труды по устроению епархиальной и приходской жизни были просто феноменальными. Святитель основывал не только епархии на разных континентах, но и целые города (Благовещенск). Вступая на Московскую кафедру и будучи преемником в этом служении великого святителя Филарета (Дроздова), многоопытный архипастырь скажет духовенству: «Примите меня некнижного», имея в виду отсутствие академического образования. При этом святитель в совершенстве владеет несколькими европейскими языками, не говоря уже о местных наречиях тех народов, которых он просвещал светом Христовой истины в Северной Америке и на Аляске (чукчей, алеутов, эскимосов).

Однажды, совершая Литургию в Ижевске, святитель прочел несколько молитв на чувашском языке, которого, по его собственному признанию, до этого не знал. В этом мы можем видеть тот дар «языков», который был у апостолов, – его сподобился и равноапостольный святитель Иннокентий. И ему, и его наставнику святителю Филарету мы также можем молиться о даровании разумения в учении.

В жизнеописании святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского, также есть случай просвещения Божественной благодатью во время вступительных экзаменов в духовную академию: «Не успевая подготовиться к экзамену по догматическому богословию, Николай выучил лишь один экзаменационный билет – «История догмата о Святой Троице», и усиленно молился о том, чтобы именно этот билет достался ему.

Молитва его не осталась бесплодной и экзамен был выдержан. Такая же ситуация сложилась и с церковной историей, по которой будущий архиерей хорошо знал также только один билет – «История арианской ереси после Никейского Собора». Еще одна полуночная слезная молитва и – велика была радость Николая, когда именно этот билет достался ему на экзамене. Сдавая другие экзамены (Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета, греческий и латинский языки), Николай Соболев не дерзал вновь прибегать к такой молитве, однако, последующие экзамены были сданы будущим архипастырем вполне благополучно для поступления».

Все мы привыкли обращаться к святителю Луке Крымскому как к врачу и чудотворцу. Действительно, он и при жизни, и по смерти помогал и помогает людям во врачевании их телесных немощей. Между тем в годы студенчества будущий святитель предстает перед нами как человек, ищущий свое призвание, а это, конечно же, неотъемлемая часть педагогического процесса, если не его цель. Окончив гимназию, Валентин Феликсович (так звали святителя в миру) подает документы в Академию художеств, поскольку прекрасно рисует. Но в итоге он поступает на юридический факультет, который покидает спустя год и уезжает в Мюнхен в частную школу живописи. Вернувшись на родину и увидев нищету, бедность, болезни и страдания простолюдинов, он принимает окончательное решение стать врачом, чтобы приносить пользу обществу. Пройдя сквозь сомнения, он станет выдающимся врачом, а потом – и великим святителем. И сегодня мы можем молиться ему, если нас одолевают сомнения в правильности нашего жизненного выбора».

Оставить комментарий

Наверх