«Православное Осколье» поговорило со священником об искусственном интеллекте
Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье» поговорил со священником об искусственном интеллекте.
В сообщении, подготовленном Юлией Зиновьевой, говорится: «На минувшей неделе стало известно, что в ближайшее время специальная комиссия Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви изучит опасения верующих, вызванные стремительным развитием искусственного интеллекта (ИИ). Возглавит ее член Высшего церковного совета митрополит Калужский и Боровский Климент.
Владыка Климент заявил, что Церковь не может запретить развитие ИИ, но она может «возвысить свой голос» и как-то повлиять на это явление. Интересно, что проблемы развития ИИ волнуют отнюдь не только Русскую Церковь. Этот вопрос уже обсуждала на своем Соборе Элладская Православная Церковь, отдельные документы по проблематике развития ИИ приняли католики и протестанты.
– Все опасаются того, что может принести – какие беды, проблемы – искусственный интеллект для человечества. И все христианские конфессии говорят: это вызов Богу, если искусственный интеллект будет развиваться бесконтрольно. Сейчас мы можем оказать на него влияние и говорить об этических нормах. И очень важно, чтобы на государственном уровне было прописано: что допустимо, а что нельзя, – резюмировал митрополит Калужский и Боровский.
Мы решили принять участие в этой важной дискуссии и обратились за комментарием к клирику старооскольского храма Рождества Христова иерею Андрею Коровину. Отец Андрей успел познакомиться с работой нейросетей и поделился своим опытом с нашими читателями.
– Батюшка, как вы считаете, искусственный интеллект несет в конечном итоге добро или зло?
– Мне кажется, что мы не можем охарактеризовать ИИ какими-либо критериями добра и (или) зла. ИИ, носящий в себе практически неограниченные информационные знания, может направить их либо во благо, либо во зло только руками человека. Здесь больше вопросов не столько к ИИ, сколько к человечеству, которое строит на него планы. Именно поэтому необходимо законодательно прописать все нюансы его использования.
– Вы верите, что нейросети могут вскоре превзойти мозг человека? Если машины смогут мыслить свободно, как мы, будет ли это означать, что у них появилась душа?
– Здесь, пожалуй, необходимо говорить отдельно о мозге человека и о способностях ИИ. Человеческий мозг – сложная органическая система, которая по сей день до конца не изучена! Человек создан по образу и подобию Бога, что указывает на его возможность быть подобным Богу и в святости, и в возможности творить, создавать, думать! Если человеческий мозг смог создать все то, чем мы сейчас пользуемся, в том числе нейросети, то не стоит ли нам задуматься, а кого нужно изучать подробнее, а тем более бояться, – человека или ИИ? Вопрос наличия души здесь отпадает сам собой, поскольку душой наделен только живой человек. И даже если ИИ способен внешне воспроизвести любую эмоцию (например, робот покажет мимикой или жестами, программа выразит это символами), он не сможет ее прочувствовать. ИИ может знать, определять, например, чувство боли, но только человек может его чувствовать. В пережитых чувствах, в эмоциональном опыте и есть наша жизнь.
– Расскажите о своем опыте использования нейросетей.
– Из любопытства я несколько раз обращался к нейросетям. Даже однажды, услышав о том, что католические пастыри вовсю используют их для составления проповедей, сделал запрос на текст о празднике в честь Казанской иконы Божией Матери – не для прочтения в храме, а чтобы оценить уровень работы. Полученный результат не то чтобы разочаровал, но не впечатлил. Это было похоже на формальный доклад школьника, который не разбирается глубоко в вопросе. Да, ИИ выдал краткую информацию о сути праздника, но глубины там не было. Как вариант освежить в памяти какие-то факты или составить пересказ какого-то большого текста – это удобно. Но настоящие духовные рассуждения священника и осознание мирян это не заменит.
– А как следует, по вашему мнению, относиться к тем, кто использует нейросети для творчества и работы, – писателям, журналистам, художникам, разработчикам и прочим? Не секрет, что использование нейросетей сегодня прочно вошло в трудовую рутину этих профессий. Они обманщики?
– Что касается использования ИИ в таких сферах, как искусство, литература, журналистика, я считаю, что думающий и уважающий себя и свой труд специалист понимает, что шедевр сможет создать только человек. Использование же нейросети как помощника вполне оправданная вещь. Если раньше Пушкину для вдохновения нужна была муза, то сейчас айтишнику вполне хватит возможностей нейросети, чтобы вдохновиться новой идеей. Все относительно…
Меня больше интересует совсем другой аспект применения ИИ. Как его использование отразится на трудоустройстве людей? Вполне вероятно, что какие-то профессии скоро стремительно канут в Лету, и их заменят нейросети. Уж такова цена прогресса…».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 172 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Митрополит Белгородский выступил на открытии VII выставки «Прохоровское поле» в Белгородском художественном музее
- Шебекинский благочинный показал «звезде» «Реальных пацанов» храмы Шебекино
- В Новооскольском благочинии благословили призывников на службу Родине
- Митрополит Белгородский выступил на заседании Митрополичьей литературной гостиной в Белгороде
- Православные чтения прошли в Новом Осколе