«Православное Осколье» рассказало о географии апостола Матфея
Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье» в публикации Александра Гончарова рассказал о географии апостола Матфея.
В сообщении говорится: «В христианстве существует старинное учение о воздушных мытарствах, где рассказывается о том, как мытари-бесы пытаются остановить душу усопшего на пути в «селения праведных», досконально отыскивая у нее нераскаянные грехи. Сравнение бесов с мытарями появилось неслучайно. В Древней Палестине, находившейся во владении Римской империи, профессия мытаря (сборщика налогов, таможенных выплат и т. д.) почиталась презренной. Ведь эти деньги шли дальше в казну завоевателей, а еще мытари оставляли часть собранного лично себе.
Однако для Господа нашего Иисуса Христа никогда и ничего не значила обыденная деятельность человека. Поэтому и Левий Матфей был призван Сыном Божиим в ряд апостолов, хотя и принадлежал к числу мытарей в Капернауме.
Вообще Священное Писание и Священное Предание достаточно скупо освещают биографические факты из жизни апостолов до их прихода ко Христу. Практически мы ничего не знаем о их детских годах, да и последующие годы и дни как-то остаются без внимания.
Впрочем, изумляться этому не стоит. То, что произошло после встречи со Господом, только оно одно и имеет значение для Вечности и для всех христиан. Апостол и евангелист Матфей также не стал исключением.
После того, как он услышал голос Сына Божьего: «Следуй за Мной» (Мф. 9:9), Матфей бросил все и пошел за Христом.
Что мы еще знаем? Жил будущий апостол и евангелист в собственном доме. Служил мытарем в Капернауме, находившемся на берегу Галилейского моря. Отца его звали Алфей, а брат Иаков тоже стал апостолом Господа нашего Иисуса Христа. Вот и все, пожалуй.
Однако есть момент в Евангелии от апостола Луки, мимо которого пройти нельзя. Господь Иисус Христос рассказывает притчу: «…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 10:14).
Безусловно, можно счесть, что в притче не упоминается какой-то конкретный человек. Но, если Иисус Христос говорил о людях известных многим, то это явно усиливало воздействие слов Божиих на тех, кто лишь хотел уверовать. Учитывая важность Евангелий для проповеди, вполне возможно предположить, что мытарем во храме как раз и был Левий Матфей. И тогда становится совершенно понятным, почему он отринул свои привычные дела и пошел за Господом. Матфей уже ждал Сына Божьего и всеми порами души стремился к спасению.
В своем Евангелии Матфей об этом не говорит. Но так и должен себя осознавать подлинный последователь Христа Распятого и Воскресшего, Истинного Бога.
Священное Предание считает, что апостол Матфей, ведомый Духом Святым, первым и написал Евангелие, затем только свои Евангелия создали Марк, Лука и Иоанн Богослов.
Апостол написал Евангелие в Иерусалиме на еврейском языке и для христиан из местной общины. В этом совершенно не сомневались древние христианские авторы и святые, в то числе епископ Иераполя Папий (70-163 годы от Р. Х.), лично знавший дочерей апостола Филиппа и святого Поликарпа Смирнского (65-155 годы от Р. Х.), ученика апостола Иоанна Богослова.
Впрочем, на еврейском или арамейском языках древние списки Евангелия от Матфея не сохранились. Его цитируют в последующие эпохи по греческому переводу. Вполне вероятно, что перевел его сам апостол Матфей, недаром он работал мытарем на римскую власть и наверняка контактировал с греческими купцами.
После 15 лет проповеди в Иерусалиме он отправляется нести благую весть в иные земли.
В житии Апостола Матфея, изложенном святителем Димитрием Ростовским говорится: «Удалившись из Иерусалима, святый Апостол Матфей проповедовал Евангелие во многих странах. Благовествуя Христа, он прошел Македонию, Сирию, Персию, Парфию и Мидию и обошел всю Ефиопию, на которую ему пал жребий, и просветил ее светом разума Евангельского. Наконец, наставляемый Духом Святым, пришел он в землю людоедов, к чернокожему звероподобному народу, вошел в город, называемый Мирмены, и там, обратив несколько душ к Господу, поставил им епископом спутника своего Платона и создал небольшую церковь; сам же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении того неверного народа».
Далее апостол исцелил князя аборигенов Фулвиана и его жену от одержимости бесами, совершил еще много чудес и был предан смерти за Господа по воле этого самого Фулвиана. Князь начал сомневаться в своих поступках и даже положил мощи святого апостола в специальный ковчег. А потом устроил последнее испытание – металлический ковчег бросили в море. И он наутро выплыл к берегу, где его принял епископ Платон со своей паствой.
После такого чуда Фулвиан крестился, отказался от власти и богатств, а после ухода Платона ко Господу сам был избран верующими епископом.
«Житие» явно не дает покоя ученым-агностикам и протестантам. Подвергаются сомнению и проповедь святого апостола Матфея в Эфиопии (как он туда попал из Мидии или Персии) и имена местных христиан – Фулвиана (латинского происхождения) и Платона (греческого).
На самом деле противоречия возникли мнимые. К сожалению, кабинетные историки и филологи не жалуют географию, хотя и изучают такую дисциплину, как историческая география. Именно, из Мидии, Парфии и Персии апостолу Матфею легче всего было попасть в Эфиопию. Морской путь из Персидского залива, мимо Аравийского полуострова и через Красное море в Египет хорошо знали еще в XIII веке до Р. Х., если и не раньше. Товары из Персии и Индии тоже доставлялись этим маршрутом и в более поздние годы. Была и попытка прорыть Суэцкий канал, чтобы морскую торговлю продолжить в Средиземном море.
Путь из Персии в Египет морем предполагает промежуточные остановки на побережье Эфиопии (сейчас это современная Эритрея). Поэтому и не удивительно, что после Передней Азии апостол Матфей проповедовал и пострадал за Господа нашего Иисуса Христа на побережье Эфиопии. А имена Фулвиан и Платон вполне естественным способом появились у местных жителей, обслуживавших морской торговый путь из Римской империи в Персию и Индию. Обычаи обмена именами или именования своих детей в честь удачливых даже и иноплеменников никто не отменял на протяжении тысячелетий. Так что лучше верить житию, а не изысканиям исследователей.
29 ноября (н. ст.) Русская Православная Церковь вспоминает в один день апостола и евангелиста Матфея и праведного Фулвиана, князя Ефиопского, во святом Крещении Матфея. И это знаменует победу Христа над язычеством, и отражает то, зачем апостол Матфей пошел за Господом: «Мытарства иго отверг, правды игу притяглся еси и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес юже с высоты премудрость. Отонудуже проповедал еси истины слово и унылых воздвигл еси души, написав час судный».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 345 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы