«Православное Осколье» рассказало о мальтийском следе русских святынь
Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье» рассказал о мальтийском следе русских святынь.
В сообщении, подготовленном Александром Гончаровым, говорится: «25 октября Русская Православная Церковь совершает торжество в честь перенесения из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десницы пророка Иоанна Крестителя в 1799 году. Этот праздник тесно связан с историей крестовых походов и рыцарей-госпитальеров, общеевропейским противостоянием конца XIX века и именем российского императора Павла Петровича.
К эпохе крестовых походов (1096–1270) можно относиться по-разному, но в любом случае на освобождение Палестины от мусульман большинство рыцарей из Европы шло, руководствуясь своей верой, а не какими-то иными соображениями. Конечно, в светских учебниках истории все объясняют экономическими причинами, ведь так удобнее и понятнее секуляризированному миру XX и XXI столетий. Но это не выдерживает разумной критики.
Например, в книге «Вечный человек» британский писатель-христианин Г. К. Честертон отмечал: «Коровы безупречно верны экономическому принципу – они только и делают, что едят или ищут, где бы поесть. Именно поэтому двенадцатитомная история коров не слишком интересна. Овцы и козы тоже не погрешили против экономики. Однако овцы не совершали дел, достойных эпоса, и даже козы – хоть они и попроворнее – никого не вдохновили на “Золотые деяния славных козлов”, приносящие радость мальчишкам каждого века. Можно сказать, что история начинается там, где кончаются соображения коров и коз».
Орден и его сокровища
В 1099 году в захваченном крестоносцами Иерусалиме возник орден рыцарей-госпитальеров, которых еще называли иоаннитами, так как этот орден принял своим духовным покровителем пророка Иоанна Предтечу (святого пророка Иоанна Иерусалимского, как говаривали тогда).
Основателем ордена стал священник Жерар из Амальфи, уговоривший первоначально несколько рыцарей принять чисто монашеские обеты и служить людям, приходящим на паломничество в Иерусалим и иные места Святой земли. Необходимость этого никому не нужно было доказывать: болезни, разбойники, голод, проблемы с водой мешали паломникам добираться до Гроба Господня.
Первоначальным местом расположения ордена стала больница (госпиталь), построенная на месте странноприимного дома (VII века), разрушенного по приказу халифа аль-Хакима в 1009 году одновременно с Храмом Гроба Господня. Символом ордена госпитальеров после официального признания его статуса в XII веке стал белый крест на красном фоне. Клятва же рыцарей нового ордена звучала так: «Никогда не опускать знамя, никогда не просить пощады, никогда не отступать и никогда не сдаваться».
В Палестине госпитальеры обрели две свои первые святыни: частицу Животворящего Креста Господня и икону Божией Матери, написанную, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой.
Как известно, крестовые походы в итоге закончились неудачей. Рыцари-госпитальеры, прославившиеся не только помощью паломникам, но и участием в сражениях, одними из последних покинули город Акру (в Западной Галилее) в 1291 году, оставшийся к тому времени единственным оплотом крестоносцев в Палестине.
Госпитальеры перебрались на остров Кипр, а потом отвоевали у мусульман остров Родос, где на горе Филеримос построили храм для вывезенных святынь. С тех пор икона Божией Матери, принадлежавшая иоаннитам, и получила наименование Филермской.
Постепенно экспансия мусульман в Средиземноморье нарастала. На смену арабам пришли турки-османы. После падения столицы православной Византийской империи – Константинополя – часть христианских святынь удалось спасти, часть была просто уничтожена сторонниками ислама, а часть оказалась в сокровищнице османских султанов.
Рыцари-госпитальеры достойно противостояли сопернику на море. В 1484 году Баязид II для улучшения своих позиций на переговорах с орденом передал ему десницу пророка Иоанна Крестителя.
Еще почти сорок лет госпитальеры обороняли Родос, но после жесточайшей битвы в 1522 году со значительно превосходящими их силами Османской империи они вынужденно капитулировали и на почетных условиях покинули остров, забрав христианские святыни с собой.
В 1530 году рыцари-госпитальеры получили во владение остров Мальту, занимающий важное стратегическое положение между Северной Африкой и Италией. С тех пор орден получил название Мальтийского.
В 1798 году французские войска во главе с Наполеоном Бонапартом оккупировали Мальту. Госпитальеры ушли в изгнание вместе со святынями. «Просвещенная» Европа тряслась перед Францией, а потому за Мальтийский орден никто и не думал вступаться. Тогда рыцари решили обратиться за помощью к российскому императору Павлу I.
Гатчинские святыни
Государю Павлу Петровичу (1754–1801) не повезло. Один из лучших императоров в истории России был свергнут с трона по наущению Англии, ославлен полусумасшедшим, деспотом и никудышним правителем. Его очень не любила высшая аристократия, но уважали солдаты и крестьяне. Преподобный Серафим Саровский чтил Павла Первого.
Гатчина (город с 1796 года) служила в качестве резиденции наследнику престола Павлу во время правления Екатерины II, удалившей сына от двора. Но и после восшествия на престол император Павел Петрович любил это место.
Мальтийский орден избрал Павла I магистром и передал ему святыни. 12 октября 1799 года их привезли в Гатчину, где они и должны были постоянно находиться. Специально для святынь император повелел начать строительство небольшого монастыря в честь святого Харлампия. Уже в 1800 году была составлена служба «гатчинским святыням».
Убийство заговорщиками царя Павла Петровича многое изменило. Частица Древа Животворящего Креста Господня, Филермская икона Божией Матери и ковчег с десницей пророка Иоанна Крестителя остались в домовой церкви Нерукотворного образа Спаса и Господа нашего Иисуса Христа при Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, а монастырь в Гатчине возводить отказались.
В 1852 году император Николай I приказал построить в Гатчине собор во имя святого первоверховного апостола Павла (небесного покровителя Павла I). Примерно тогда же и начали в октябре переносить святыни из Санкт-Петербурга в Гатчину для всенародного поклонения.
После революции 1917 года дворцовый храм разграбили, а святыни перенесли в Архангельский собор Москвы, оттуда же по благословению Святейшего патриарха Тихона их переправили в Павловский собор Гатчины.
В России развернулась гражданская война. Безбожники не стеснялись надругательств над тем, что дорого православному сердцу. И 13 октября настоятель Павловского собора протоиерей Иоанн Богоявленский (будущий епископ Таллинский и будущий духовный наставник юного Алексия Ридигера) увез святыни в Эстонию.
Из прибалтийского государства святыни удалось отправить в датский Копенгаген, где проживала вдовствующая императрица Мария Феодоровна (супруга императора Александра III и мать царя-страстотерпца Николая Александровича).
В 1932 году гатчинские святыни были отправлены в православную Сербию, где осели многие из русских эмигрантов.
Вторая мировая война сказалась на судьбе святынь. Немцы вторглись в Югославию. По приказу короля Петра II Карагеоргиевича святыни были отданы на сохранение Сербскому Патриарху Гавриилу. Чтобы ничего не досталось нацистам, сокровища правящей династии и православные святыни были спрятаны в подполье келии настоятеля черногорского монастыря святого Василия Острожского архимандрита Леонтия (Митровича).
После окончания войны коммунистические власти Югославии занялись поисками королевской казны. Святыни также нашли и отобрали у монастыря.
Только в 1993 году десница Иоанна Крестителя и часть Животворящего Креста Господня были переданы в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Филермскую же икону Божией Матери не вернули, и она ныне находится в черногорском национальном музее города Цетине.
Вот таким был путь святынь. И кто знает, что произойдет далее с ними по воле Божией. А в Гатчине ежегодно совершается традиционный крестный ход в честь перенесения части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки пророка Иоанна Крестителя из Мальты».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 188 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы