«Православное Осколье» рассказало о православных ревнителях правды, любви и справедливости
Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье» рассказал о православных ревнителях правды, любви и справедливости.
В сообщении, которое подготовил Александр Гончаров, говорится: «Бог всегда сводит праведников вместе. Он дает им силу поддерживать друг друга и тем самым исполнять главный Божественный закон – закон любви ко Творцу и к ближнему своему. В самые тяжелые и темные годы православные христиане неоднократно убеждались в торжестве этого закона. На нем и стоит мир. Когда иссякнет любовь, то и миру незачем будет существовать. История только подтверждает этот вывод, который Православная Церковь проносит через столетия.
У коллежского секретаря Павла Васильевича Шеина и его супруги Натальи Акимовны 30 декабря 1870 года родился десятый ребенок, получивший во Святом Крещении имя Василий.
Сами Шеины принадлежали к древнему дворянскому роду, известному на Руси еще с эпохи святого благоверного великого князя Александра Невского. Впрочем, семейство жило небогато.
В 1893 году Василий Шеин закончил училище с золотой медалью и был определен на службу в министерство юстиции. Карьера его продолжалась по восходящей линии, и в 1907 году он стал уже статским советником.
Тяжелым ударом для Шеина явилась героическая гибель любимого старшего брата Сергея, капитана I ранга, командовавшего во время Цусимского сражения (1905) броненосным крейсером «Светлана».
Как отмечает Александр Гончаров, «От многих современников Василия Шеина отличала глубокая православная вера. И, исправляя любые должности, он прежде всего интересовался церковными вопросами.
В 1913 году Василий Павлович был избран от своей родной Тульской губернии в члены Государственной Думы IV созыва. В справочнике, в котором содержались биографии и краткие характеристики думских депутатов его охарактеризовали так: «Дворянин, националист, умеренно правый. Наделен обостренным чувством справедливости, крайне религиозен. В Думе преимущественно занимается делами церкви, морали и нравственности…».
В 1917 году Василия Павловича избрали членом Поместного Собора Российской Православной Церкви. И потом он в течение двух лет нес послушание секретаря Собора».
Автор сообщения подчёркивает, что «С первых недель своего существования советское правительство просто ограбило Церковь, а затем занималось постепенным удушением православия в Советской России, спровоцировав возникновение раскольнического движения «Живая Церковь» и развернув репрессии против Святейшего Патриарха Тихона.
Василий Шеин однозначно поддерживал Святейшего Патриарха. И в 1920 году он принимает монашеский постриг с именем Сергия честь преподобного Сергия Радонежского и ради памяти о брате Сергее.
Строгий ревнитель Церкви быстро возводится в сан иеромонаха и через незначительный период времени – в сан архимандрита. Убийства и аресты пастырей, гражданская война, разрушение коммуникаций и т. п. привели к тому, что обнаружилась нехватка хорошо образованных и верных православию людей. Этим и объясняется резкий рост (по церковным меркам) священномученика Сергия (Шеина) от монаха до архимандрита. Отца Сергия священноначалие назначило настоятелем Патриаршего Троицкого подворья в Петрограде.
В апреле 1922 года архимандрита Сергия арестовали по «делу» противления изъятию церковных ценностей. Советская власть задумала публичный процесс, где главным обвиняемым объявили митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского). Всего к суду привлекли 86 человек, в том числе и отца Сергия.
На судебном спектакле, а по-иному его и не назовешь, ведь исход разбирательства был заранее предрешен, архимандрит держался спокойно и бесстрашно. И из вопросов обвинителя и председателя суда стало понятно, что батюшку сделали подсудимым не только из-за «церковных ценностей», но и по причине стойкого непринятия «живоцерковников» и «обновленцев».
Документы сохранили следующий диалог:
− Вы по убеждению поступили в монахи?
− Я считаю такой вопрос для себя оскорбительным. Я поступил в монашество, это дело моей совести.
− Вы знакомы с расколом теперешней Церкви? − стал спрашивать другой обвинитель.
− Очень мало.
− Разницу в направлении так называемой «Живой церкви», которая обвиняет старую Церковь в контрреволюции, вы понимаете?
− Живую Церковь я знаю только одну, ту, о которой сказано: Церковь Бога Живаго − столп и утверждение Истины.
Суд приговорил к смертной казни десять человек, но потом помилования удостоились шесть людей. Четверых расстреляли 13 августа 1922 года по беззаконному приговору «рабоче-крестьянского» трибунала. Среди них был и архимандрит Сергий Шеин. Перед тем, как покинуть камеру смертников, он молился: «Господи, прости им, не ведают, что творят…».
Место захоронения четырех новомучеников: митрополита Вениамина, архимандрита Сергия, профессора Юрия Новицкого и адвоката Иоанна Ковшарова, – до сих пор точно не известно».
Как рассказывает Александр Гончаров, «Незадолго до своего мученического подвига архимандрит Сергий (Шеин) исповедовался у сокамерника – протоиерея Михаила Чельцова. Вместо епитрахили пришлось использовать полотенце.
Отца Михаила тоже приговорили к смертной казни, но потом заменили на пять лет тюремного заключения. Перу Чельцова принадлежит книга «Воспоминание “смертника” о пережитом».
Михаил Чельцов родился в том же году, что и отец Сергий, но был на шесть месяцев старше. И на свет оба будущих новомученика появились в соседних губерниях: протоиерей Михаил – в Рязанской, а архимандрит Сергий – в Тульской.
Изначально Михаил избрал себе путь. У него в роду все, начиная, по крайней мере, с прадеда, были священнослужителями. В 1890 году Чельцов окончил Рязанскую духовную семинарию, а в 1894 году – Казанскую духовную академию. Сана протоиерея он удостоился в 1914 году.
В Церкви и Российской империи Михаила Чельцова знали как ревностного пастыря-миссионера, богослова и сильного христианского публициста. Где бы он ни служил, везде его любили прихожане, ибо он сам, как вспоминали современники, излучал любовь.
Недаром в его небольшой книге «Христианство и политика» (1906) есть замечательные слова: Любовь же не мертвое и даже не страдательное начало, а деятельное, все собою старающееся проникнуть; она хочет все к себе и собою привлечь и всем завладеть и себе подчинить; с другой стороны, она не может быть равнодушно безразличной к греху и ко злу в жизни, к бедам и несчастиям людей; она желает видеть в жизни царствующими правду – святость, мир и радость, а людей – довольными и счастливыми. Поэтому она смотрит на людей не с точки зрения их положения и звания, а с точки зрения их служения делу Царства Божия на земле… Отсюда любовь ничего не боится; со светом истины Христова Евангелия идет она для наставлений, обузданий и прещений и в царские терема, и в вельможные чертоги; всем говорит одно – истину Христову, призывая всех к жизни по Божьи, по Христову, по совести человеческой.
Отца Михаила арестовывали шесть раз с 1918 года по 1930 год. Дважды он уже был готов покинуть эту земную юдоль, но по воле Божией избегал смертной казни.
Шестой арест оказался роковым. Его посадили в темницу из-за участия в помощи побегу за границу графини Зарнекау, дочери известного русского военачальника Петра Константиновича, принца Ольденбургского. Зная, что теперь расстрела не избежать, отец Михаил Чельцов своему собрату по несчастью сказал следующее: «Дети уже выросли; и мне надо радоваться, что Господь посылает мне этот конец, а не старческий недуг и многолетние страдания на одре болезни… Вы еще молоды, а меня Господь к Себе призывает таким благословенным путем».
Протоиерея Михаила Чельцова расстреляли в январе 1931 года. Он ушел ко Господу, не предав веры Христовой, точно так же, как и архимандрит Сергий».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 172 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Заседание секции XXII Иоасафовских чтений прошло в Белгородском юридическом институте МВД
- Митрополит Белгородский в день памяти иконы Божией Матери «Казанская» совершил Божественную литургию в Казанском храме в Томаровке
- Митрополит Белгородский поздравил с праздником Казанской иконы Божией Матери читателей газеты «Коммерсант»
- Крестный объезд города с чудотворной иконой Казанской Божией Матери прошёл в Старом Осколе
- Все священники Новооскольского благочиния приняли участие в освящении районной больницы