Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

«Православное Осколье» рассказало о преподобном Иоанне Лествичнике, игумене Синайской горы

https://pravosk.ru/wp-content/uploads/2023/03/maxresdefault-2048x1152.jpgСвященник Андрей Коровин в публикации Информационного Митрополичьего центра «Православное Осколье» продолжил цикл просветительских православных бесед.

 

Отец Андрей пишет: «В четвертое воскресенье Великого поста Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы. Этот великий подвижник благочестия известен как автор «Лествицы» – классического руководства в духовной жизни. О значении этого произведения и личности святого беседуем с нашим другим Неофитом.

– Поскольку мой путь воцерковления только начался, я признаюсь честно, что труд Иоанна Лествичника мне не приходилось читать. Но многие священники призывают обязательно познакомиться с «Лествицей» таким же неофитам, как я, и периодически возвращаться к этой книге уже опытным христианам. Почему же так важно прочесть ее? Нельзя ли ограничиться мирянам просто чтением Библии? И почему среди бесчисленных трудов святых мужей выделяют именно этот?

– Действительно, чтение Священного Писания приоритетно для христиан, особенно когда евангельские слова сопрягаются с жизнью верующего. Но на жизненном пути христианина к обожению лежит множество искушений и страстей. Так вот, труд Иоанна Лествичника будто духовная энциклопедия, позволяющая найти не просто путь ко спасению, но и возможность видеть христианину корень греха. «Лествица» является самым настоящим духовным руководством, который, пожалуй, как ни один другой труд не отражает так полно всю глубину христианской жизни.

– Насколько я знаю, преподобный Иоанн был монахом и писал этот труд для других монахов в качестве духовного руководства. Зачем же все-таки этот труд нужен мирянам?

– К сожалению, биографические данные о жизни святого достаточно скудные, да и святых останков его не сохранилось до наших дней. Но нам известно доподлинно, что преподобный Иоанн Лествичник еще в юности принял монашеский постриг и после сорока лет отшельнической жизни стал игуменом Синайского монастыря. Изначально он писал «Лествицу» по просьбе другого игумена для братии монастыря. Но в силу своего глубокого содержания она быстро распространилась за пределы монастырских стен и буквально прославилась в веках. Известно, к примеру, что «Лествица» была любимой книгой Н. В. Гоголя и у многих прославленных пастырей являлась настольной книгой. В ней есть немало ссылок по руководству аскетического образа жизни, но в то же время эта книга затрагивает тему страстей, которые есть и в жизни любого мирянина. К примеру, в слове 23 «О безумной гордости» автор пишет: «Тьма чужда света; и гордый чужд всякой добродетели». Как видим, несмотря на то что монах и мирской отличаются своим служением Богу, страсти же во многом присущи им одни и те же.

– А для чего было необходимо называть неделю поста именно в честь Иоанна Лествичника, тем более что о его жизни мы сегодня знаем так мало?

– Упоминание его имени во время святой Четыредесятницы, которое неразрывно связано с «Лествицей», на самом деле очень логично. Наш путь Великого поста тоже можно сравнить с лествицей – небесной лестницей, которая ведет нас ко Христову Воскресению. «Лествица» как путеводитель по духовным ступеням главным образом приближает нас к высшей точке человеческого бытия, в которой должна состояться уже реальная встреча с Богом.

– Однако я слышал, что «Лествицу» лучше не читать новоначальным, и она может быть даже опасной для них. Действительно ли это так? Кому бы вы рекомендовали читать «Лествицу» в первую очередь, а кому пока не стоит приступать к ее чтению?

– Для новоначальных эта книга окажется не столько опасной, сколько непонятной.

Каждому нужна «пища по зубам», и начинать свое воцерковление необходимо с азов, постепенно изучая уже более глубокие труды.

Рекомендовать читать «Лествицу» можно всем христианам, но на определенном их жизненном этапе: все дело во внутренней подготовке и готовности исполнять написанное в ней обдуманно.

– Эта книга непроста для чтения. Обязательно ли читать ее целиком?

– Как читать и перечитывать «Лествицу» – вправе решать сам читатель. Нужно только помнить, что каждое ее слово – это новая ступень вверх, которая взаимосвязана с последующей и предыдущей ступенями. Возможно, я приведу не совсем корректный пример, но в школе мы не начинаем сразу решать задачки, а начинаем с изучения цифр и решения примеров. И, конечно, нам нужно время, чтобы усвоить новый материал. Порой даже не один год.

– Как мы уже говорили, книга написана для монахов. Путь восхождения по небесной лестнице тоже больше подходит для монахов. Так реально ли мирянину достичь высшей ступени?

– На этот вопрос отвечает сам Иоанн Лествичник в своей книге: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?» Я отвечал им: «Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части, будьте довольны оброки жен ваших. Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного».

– А у вас есть любимые фрагменты из этой книги, которые на вас произвели особенно сильное впечатление?

– «Лествица» – та книга, которую можно «разбирать на цитаты», главное, чтобы хватило мудрости использовать их в реальной жизни. Я не стану озвучивать любимый фрагмент книги, так как выделить что-то определенное в этом кладезе духовных знаний тяжело. Но я приведу фрагмент, который в свое время помог мне в очередной раз убедиться в истинности своей жизненной позиции, в том, что добрый человек способен если и не изменить мир, то хотя бы изменить окружающих его людей: «Если, как мы выше сказали, один волк, имея беса помощником, может возмутить все стадо; то и один премудрый брат, имея Ангела помощником, может, как добрый мех, полный елея, укротить волну и дать кораблю тихое плавание» (Слово 8. О безгневии и кротости)».

Оставить комментарий

Наверх