«Православное Осколье» рассказало о сокровище преподобного Феодосия Печерского
Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье» рассказал о сокровище преподобного Феодосия Печерского.
В сообщении Александра Гончарова говорится: «Нередко люди не замечают святых, ведь те и не спешат выделяться из основной массы, и не мнят себя лучше, честнее и праведнее других. Святой человек может рядом с вами сидеть на лавочке, пить чай за одним столом, просто ходить по соседней улице. Вы привыкаете к нему как к элементу окружающего пространства. Но когда праведник уходит ко Господу нашему Иисусу Христу, тогда и возникает у нашего сердца чувство, что оно потеряло кого-то очень близкого и дорогого. И это неслучайно – Бог посылает святых, чтобы преодолеть холод мира и привести нас к Себе.
В древнем русском православном житии есть примечательный эпизод, подлинность которого неоспорима. Князь повелел своему слуге доставить в обитель совершенно невзрачного монаха на телеге. Как только скрылись венцы господского терема, слуга обратился с укоризною к своему спутнику, мол, он устал на своей работе, а черноризец ничего не делал. А потом кучер потребовал, чтобы монашек заменил его. Тот без ропота согласился, а слуга улегся в телеге, вознамерившись замечательно отдохнуть.
Однако через некоторое время человека из княжьей челяди охватило беспокойство. Он увидел, что встречные люди – и знать, и купцы, и крестьяне – с уважением кланяются монаху.
При въезде в монастырь телегу с почетом встретило множество иноков, послушников и трудников. Слуга и узнал тут, что вместе с ним ехал игумен святой обители. Этим игуменом и был преподобный Феодосий Печерский, справедливо называемый родоначальником монашества на Руси, а эпизод произошел в далеком XI веке.
Преподобный Феодосий никогда не выделялся среди братии. Он и пек просфоры, и носил воду, и рубил дрова, да и немало еще чего делал. Игумен находил физический труд самым важным времяпровождением вне моления в храме или келейной молитвы. Но он не отвергал и книжность. В Киево-Печерском монастыре иноки переписывали книги, а Феодосий самолично любил изготавливать переплеты.
Сохранились и послания, и поучения святого, удивительным образом дошедшие до нас почти за тысячелетний период истории. Некоторые из них начинались так: «Аз Федос, худый раб Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в чистей и правоверней вере рожден, и воспитан в добрей наказанья правоверным отцем и матерью…» или «Аз, грешный и ленивый, погребый талант свой в земли…». И здесь нет никакого лукавства и лицемерия. Преподобный Феодосий, подобно и другим православным святым, обращал внимание прежде всего на свои грехи и почитал себя великим грешником, что, безусловно, происходило от чистоты его души.
К Богу Феодосий устремился в ранние годы. И дорога его в монастырь отнюдь не была легкой. Мы не знаем точной даты рождения великого русского святого. Предполагается, что на свет Божий он появился около 1008 года от Р. Х., то есть через каких-то 20 лет после Крещения Руси. И родился Феодосий в славном городе Василеве (ныне – Васильков), названном в честь крещального имени равноапостольного великого князя Владимира Святославича.
Семья Феодосия принадлежала явно к древнерусской знати. Его отца по служебной необходимости князь направил в Курск. Промыслительным образом из этого города развернулись пути святости двух великих православных русских святых – Феодосия Печерского (XI век) и Серафима Саровского (XIX).
После кончины родителя Феодосий задумался о том, как же ему лучше послужить Богу. И он избрал монашеский подвиг. Но его мать – женщина хоть и верующая, но властная и суровая – думала, что старший сын должен пойти по стезе мужа. Верить и творить молитву она не возбраняла: и князья, и воеводы в храмах молятся, однако в основном занимаются делом другим, подходящим для знатного человека.
Феодосия же, отказавшегося от дорогих, светлых, цветных одежд, она откровенно не понимала. Такое платье показывало статус человека в обществе. Аристократии той эпохи были присущи яркие цвета, а холопам и крестьянам – темные и однотонные одежды. Кстати, за использование пурпурного цвета в Византийской Империи можно было лишиться головы. Данный цвет приписывался исключительно правителю.
Мать Феодосия раздражало и его желание печь просфоры для близлежащей церкви, ибо это умаляло, по ее мнению, достоинство представителя рода.
В конце концов Феодосий решился покинуть любимый дом. Матушка не отпускала, и он тайно бежал, присоединившись к паломникам, отправившимся в Святую Землю – Палестину. Побег закончился неудачей. Мать сумела силой вернуть сына домой, причем избив его. Судя по житию, уйти в монастырь Феодосию удалось с третьего или четвертого раза. Он добрался до столичного града Киева. Но вот незадача – в большинстве обителей его отказались принять из-за плохенькой одежды и юного возраста. Тогда молодой человек добрался до Печерских пещер. И только святой Антоний Печерский принял его. Монашеский же постриг совершил преподобный Никон.
В дальнейшем Феодосий стал вторым игуменом Киево-Печерского монастыря, после преподобного Варлаама, переведенного великим князем в другой монастырь. При преподобном Феодосии Печерском из-за увеличения числа братии началось строительство надземных помещений. Но главным явилось воздвижение деревянного храма в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Успение Пречистой Девы на Руси называли Второй Пасхой. В празднике находили прямое подтверждение слов Спасителя о Воскресении и жизни вечной. И еще хорошо знали труды преподобного Иоанна Дамаскина: «Не смертью назову священное Твое Успение, но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь, выходя из тела, Ты водворяешься у Господа… Ты сотворила смерть светлой, освободив ее от уныния и наполнив ее радостью».
Преподобный Феодосий Печерский вопреки собственному желанию прославился на всю Русь. Его советам внимали князья, его монашеский подвиг чтили и в самых отдаленных селениях, через его послания и проповеди Господь наставлял заблуждающихся.
Святой Феодосий твердо стоял за православную веру, чему и учил других христиан: «Да, спасая, спасет свою душу, кто в праведной вере живет. Нет другой такой веры лучше нашей единой чистой и честной святой православной веры. Сей верою живя – грехов избыть и вечной муки избегнуть, вечной жизни причастником стать и без конца со святыми радоваться. А сущему в иной вере, в латынской ли, в армейской или сарацинской – тому не увидеть вечной жизни, и со святыми части не получить.
Не подобает хвалить чужой веры. Если кто чужую веру хвалит, то становится он свою веру хулящим. Если же начнет непрестанно хвалить и свою, и чужую, то окажется держащим двоеверие и недалеко от ереси. Ты, чадо, блюдись от таких деяний, не свыкайся с ними, но бегай от них, сколько можешь, и одну свою веру непрестанно хвали, подвизаяся в ней добрыми делами».
О преподобном Феодосии Печерском еще долго можно вести речь, да и невероятно описать его святость человеческим слогом. А потому в заключение расскажем только об одном чуде Божием.
Разбойники задумали ограбить Киево-Печерский монастырь. Они подобрались ночью, рассуждая, что братия, утомленная строительными работами, спит. Но оказалось, что в храме горят свечи и слышны звуки богослужения. Лиходеи отложили свое преступление до утра. Но и раннее солнышко не принесло удачи разбойникам. Подойти к обители шайке не довелось. Злодеи узрели монастырь, поднявшийся на облака, и в ужасе бросились прочь.
С точки зрения православного человека разбойники были глупы: они при всех усилиях не смогли бы украсть главное сокровище святого Феодосия и его обители – самого Господа Бога, что Творец и показал Своим чудом».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 56 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Митрополит Белгородский принял участие в заседании комиссии Межсоборного Присутствия
- Благочинный Александро-Невского кафедрального собора поздравил с Днём Учителя
- Клирик Успенского собора провёл учения по самообороне в Новом Осколе
- Паломнические туры для беженцев из Украины и белгородского приграничья организовали в Старом Осколе
- Митрополит Белгородский поблагодарил художников, запечатлевших русских героев