«Православное Осколье» рассказало о судьбе первого епископа Старооскольского к 130-летию священномученика
Информационный Митрополичий центр «Православное Осколье» рассказал о судьбе первого епископа Старооскольского к 130-летию священномученика.
В опубликованной на сайте ИМЦ и написанной 10 лет назад статье священника Владимира Русина, председателя историко-архивной комиссии Курской епархии, говорится: « Приверженцы самых разных педагогических систем в разные времена приходили к одному и тому же выводу: самый лучший метод воспитания – это воспитание собственным примером. А вот по поводу того, что считать образцом, достойным подражания, куда вести воспитанников, возникали и возникают разногласия.
Для христиан вектор, в котором следует искать идеал для подражания, остается незыблемым все время существования Церкви. Недосягаемым примером для нас является Сам Господь Наш Иисус Христос. Тому, как жить по спасительным заповедям, данным Им для нас, мы можем учиться у апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех святых, своею жизнью и смертью засвидетельствовавших верность Богу и любовь к Нему.
«Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4.16) – призывал святой Апостол Павел. И этот призыв могли бы повторить те, кто жил во Христе, Христом и для Христа. К таким подвижникам, бесспорно, принадлежит священномученик Онуфрий (Гагалюк), епископ Старооскольский, впоследствии Курский. В первой половине 30-х годов прошлого века он явил старооскольцам и курянам пример жизни во Христе.
На сегодняшний день опубликовано несколько десятков работ, посвященных жизни священномученика Онуфрия. Но наиболее полными и точными остаются три жития, которые в разное время составили Высокопреосвященнейший Никодим (Руснак), митрополит Харьковский, игумен Дамаскин (Орловский) и иеродиакон Софроний (Макрицкий).
Однако во всех доныне встречавшихся нам житиях священномученика Онуфрия старооскольский и курский период его жизни занимает весьма скромное место. А ведь это без малого шесть лет!
Нести Слово Божие – для священномученика Онуфрия было такой же естественной потребностью, как и дышать. Поэтому, когда православные христиане были лишены возможности учить и учиться привычным образом, когда все духовные учебные заведения были ликвидированы советской властью, владыка стал искать иные формы педагогической деятельности. Писал проповеди, статьи, письма, большей частью адресуя их грядущим поколениям. А современников он учил своей жизнью, благоговейно совершая Богослужение, принимая деятельное участие в жизни, казалось бы, самых незаметных людей. Господь за такую любовь к людям наградил священномученика Онуфрия даром прозорливости. Сохранилось великое множество историй о том, как владыка называл людей по имени, первый раз их видя, как он подсказывал нужную линию поведения при только надвигающихся искушениях. Естественно, обильная благодать, изливающаяся на людей, вступавших с епископом в общение, привлекала к нему всех, кто был способен эту благодать принять.
Но священномученик Онуфрий всегда оставался верен одному из фундаментальных правил христианской педагогики: не заслонять своею личностью «кроткий Лик Христа».
В Курский край епископ Онуфрий прибыл в 1929 году, возвращаясь из уральской ссылки. Все время проживания здесь находился под угрозой ареста. Наконец, был арестован в 1935 году и отправлен в лагерь.
За шесть лет, несмотря на стесненные условия, владыка сумел сделать очень многое. Не имея возможности выезжать из Старого Оскола, он, тем не менее, фактически создал Старооскольскую епархию. Уврачевал многие (но не все) раны, нанесенные церковной жизни нашего края обновленческим расколом. Заботился об оживлении сельских приходов, оставшихся без пастырей в результате «раскулачивания».
В архивном следственном деле благочинного Старооскольского округа протоиерея Василия Михайловича Иванова, умершего от рака в тюрьме летом 1938 года, нами обнаружен список священников, которых рукоположил владыка Онуфрий во время управления Старооскольской епархией. Почти все они были арестованы в 1937-1938 гг. Некоторых сразу приговорили к высшей мере наказания – расстрелу, другим дали возможность умереть в лагере. Частенько в следственных делах как отягчающее обстоятельство указывается связь с «арестованным архиепископом Онуфрием».
В настоящее время историко-архивная комиссия Курской епархии выявляет подробности жизни и обстоятельства смерти всех священнослужителей, принявших рукоположение от священномученика Онуфрия или сослуживших ему. И несколько имен мы уже готовы представить своему правящему архиерею, архиепископу Герману, для последующей передачи в Синодальную комиссию по канонизации святых.
Где бы ни служил священномученик Онуфрий, он всегда заботился о благолепии церковной службы и том, чтобы в нее было включено как можно больше людей. Видя в юношах искорки веры, он привлекал их для помощи в алтаре. И эти искорки со временем превращались в яркий пламень. В Старом Осколе алтарниками владыки были будущий архиепископ Ростовский Иоасаф (Овсянников) и будущий протоиерей Александр Бухалов.
Но большинство детских сердец уже было пленено атеистической пропагандой. Уже подрастало «поколение Октября». В советских школах за одно только посещение церкви детям устраивали настоящую «промывку мозгов».
Вера Александровна Степанова, племянница женщины, у которой квартировал епископ Онуфрий, рассказывала, как ее с Александром Бухаловым учителя водили из класса в класс и всюду объявляли: «Смотрите, дети, это враги советской власти. Они ходят в церковь». Лидию Карповну Пантус, дочь священника Карпа Котенева, лично сам директор силой вытащил из-за парты и прогнал из школы только за то, что она из семьи священнослужителя.
Федор Иванович Болдырев, ныне пенсионер, вышедший на пенсию с должности директора школы, а в начале 1930-х годов – старооскольский школьник, пошел со своей бабушкой в храм на Пасху. Утром следующего дня его в школе встретили со свистом и улюлюканьем, проработали в стенной газете и еще долго потом не давали проходу.
Незадолго до образования Старооскольской епархии в Центрально-Черноземной области произошло очередное районирование. Старый Оскол стал центром нового административного округа, границы которого и следует считать границами новой епархии. В главной областной газете «Коммуна» появился очерк «Старый Оскол накануне перестройки». В качестве иллюстрации к материалу помещен фотоснимок главной улицы города с видом на храм. Всего их в исторической части Старого Оскола было шесть. После упразднения Старооскольской епархии в 1937 году все они были безжалостно разрушены. Этому предшествовала агрессивная антирелигиозная пропаганда с привлечением всех возможных административных ресурсов.
Немало потрудились на ниве безбожия и средства массовой информации. В местной газете «Путь Октября» объявлялось о подготовке специального приложения «У безбожника». В той же «Коммуне» антирелигиозная тема стала одной из ключевых. Штатные и внештатные корреспонденты этого издания с жаром указывали места, где еще теплилась нормальная церковная жизнь, призывая «кого следует» разобраться.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов в Центрально-Черноземной области издавался педагогический журнал «Культурный фронт ЦЧО». Разумеется, выписывали его в Старом Осколе и Курске. На страницах этого журнала, как и вообще в советской печати тех лет, религиозность рассматривалась как частный аспект проявления неграмотности.
«Дети – борцы и строители. Дети в борьбе за новый быт» – гласит заголовок одной из публикаций. В этом новом быту не было места Церкви. Наиболее последовательные советские педагоги ополчали против верующих своих питомцев.
Антирелигиозная работа принимала иногда криминальную форму. К примеру, в Старом Осколе юные безбожники выходили на улицу, ведущую к храму, чтобы метнуть булыжник в ехавшего на службу епископа Онуфрия. Но в храме всегда были те, кто ждал приезда владыки с волнением и трепетом, выходя к нему под благословение. Кто жаждал услышать от него слова наставления и утешения.
Дети, которых благословлял и причащал священномученик Онуфрий, к которым он обращал простые и ясные свои проповеди, на всю жизнь сохранили в своем сердце удивительный образ этого святого. Многие из них в последующие времена стали той скалой, о которую разбились волны безбожия. И та лампада, которую зажег в Курском крае священномученик Онуфрий, всегда теплилась, не угасая даже в самые грозные для православия времена.
«Вы желаете видеть поколения своих детей здоровыми и душой и телом – не отвлекайте их от Бога». Этот совет святого и по сей день сохраняет актуальность.
По ставшему хрестоматийным выражению преподобного Серафима Саровского, уроженца нашего края, христианин, заботясь о своем спасении, спасает вокруг себя тысячи других людей. Житие священномученика Онуфрия – яркая иллюстрация этих слов».
- Оцените материал
- Опубликовано в Новости Белгородской митрополии
- Прочитано 433 раз
Похожие материалы (по тегу)
- Митрополит Белгородский выступил на открытии VII выставки «Прохоровское поле» в Белгородском художественном музее
- Шебекинский благочинный показал «звезде» «Реальных пацанов» храмы Шебекино
- В Новооскольском благочинии благословили призывников на службу Родине
- Митрополит Белгородский выступил на заседании Митрополичьей литературной гостиной в Белгороде
- Православные чтения прошли в Новом Осколе